Диагностика самооценки и сферы самосознания

161. Исследование самооценки по Т. Дембо – С. Рубинштейн

Методика предложена Т.В. Дембо и С. Я. Рубинштейн. Предъявляются бланки, на кото­рых изображены 4 лестницы, 9 ступеней которых обозначают градации здоровья, умственного развития, характера и счастья Испытуемый должен указать свое место на ступеньках всех лестниц. Результаты позволяют судить об уровне самооценки испытуемых, её адекватности

& Атлас экспериментального исследования отклонений в психической деятельности чело­века./Под ред. Полищука И.А., Видренко А.Е. — Киев, 1974.

162. Исследование самооценки

Разработана в МГПИ С. А. Будасси. Процедура заключается: в ранжировании испытуе­мым 20 качеств сначала по степени их значимости (эталонный ряд), а затем по степени вы­раженности у себя (самооценочный ряд); Параллельно выраженность тех же качеств у испы­туемого оценивает эксперт (несколько экспертов). Высота самооценки оценивается по вели­чине коэффициента ранговой корреляции между эталонным и самооценочным рядами, адек­ватность самооценки— между самооценочным и экспертным рядами.

Может применяться для исследования подростков и старше.

& Будасси С. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе//Вопросы психологии. 1971. № 1. Список качеств не опубликован.

163. Вербальная самооценка личности

Испытуемому предлагается 32 утверждения, которые испытуемый должен оценить, насколько свойственны ему описанные в утверждениях мысли. После оценки ответов по 4-х балльной шкале возможно получение уровня самооценки (высокий. средний, низкий).

& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2005. — Сс. 48-49.

164. Интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире»

Испытуемому предлагается оценить свои качества по 10 графическим шкалам: здоровье, ум, доброта, честность, общительность, принципиальность, искренность, смелость, привлекательность, счастье.

На основе суммарной количественной оценки возможно получение уровня и адекватности самооценки. Кроме этого, возможно содержательное толкование результатов на основе анализа профиля самооценки.

& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2005. — Сс. 51-53.

165. Опросник для диагностики рефлексивности

Опросник разработан А. В. Карповым. Рефлексия понимается одновременно как уникальное свойство, присущее лишь человеку, и состояние сознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания. Рефлексивность — свойство индивида, отражающее его способность к рефлексии.

Методика содержит 27 утверждений с 7 вариантами ответов, которые отражают различную степень согласия с утверждением (от «абсолютно неверно» до «совершенно верно»). Общая суммарная оценка по всей методике позволяет оценить степень развития рефлексивности.

Приведена шкала перевода первичных оценок в стандартизованные — стены.

Методика предназначена для взрослых.

& Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики./Психологический журнал, 2003 том 24, №5—М., 2003. — С.45-57.

166. Диагностика комплекса неполноценности

Методика содержит 30 утверждений с тремя вариантами ответов, которые оцениваются разным количеством баллов.

Общая суммарная оценка по всей методике позволяет сделать вывод о наличии и выраженности комплекса неполноценности.

& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. —М., 2005. — С.381-384.

167. Личностный дифференциал

Методика представляет собой семантический дифференциал, позволяющий количественно описать субъективное отношение испытуемого к самому себе.

Бланк методики содержит 21 биполярную шкалу, каждая из которых образована парой прилагательных антонимов. Испытуемый оценивает степень своего соответствия тому или иному полюсу шкалы по 7-балльной шкале: 3 2 1 0 1 2 3. В результате обработки возможно получение оценок трех классических факторов семантического дифференциала: оценки — показатель уровня самоуважения личности, силы — показатель развития волевых сторон личности и активности — показатель экстравертированности личности.

& Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Личностный дифференциал:Методические рекомендации. — Л., 1983.

&Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2005. — Сс. 20-21.

168. Методика исследования самоотношения — МИС

Опросник разработан С. Р. Пантилеевым. Содержит 110 вопросов. Ответы испытуемого "да" — "нет".

Позволяет измеритьфактор самоуважения, состоящий из шкал:саморуководство, самоуверенность, отраженное самоотношение, закрытость (социальная желательность Я); фактор аутосимпатии — самопривязанность, самоценность, самопринятие; фактор самоуничижения — внут­ренняя конфликтность, самообвинение.

Может применяться с 12 лет и для взрослых.

& Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. — М., 1993.

169. Диагностика телесного Я

Образ телесного Я — это обобщенный образ-представление субъекта о своем теле. Методика для его диагностики разработана И. В. Лыбко.

Опросник содержит 51 утверждение. В бланке для ответов обследуемый отмечает согласие или не согласие с ними. Результаты обрабатываются по трем шкалам: самопринятие образа телесного Я, влияние Другого на отношение к образу телесного Я, ложь (шкала социальной желательности).

& Лыбко И. В. Методика диагностики телесного Я.//Психологическая диагностика, 2008, № 3. — М., 2008. — Сс. 5 – 21.

170. Q-сортировка

Данный методический приём, разработанный В. Стефенсоном, используется для изуче­ния представлений о себе: испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности; их необходимо распределить по группам от наиболее характерных до наименее характерных обследуемому человеку. Методика содержит 74 утверждения, напечатанных на от­дельных карточках, и специальный регистрационный бланк, на котором испытуемый рас­кладывает карточки в зависимости от степени соответствия его особенностям по 9 градациям в строго заданных пропорциях. Мерой сходства реального и идеального "Я" является ранго­вый коэффициент корреляции.

Измеряетрасхождение между реальным и идеальным "Я", ко­торое тесно связано с эмоциональным состоянием, особенностями мотивационной сферы, направленностью личности и др.

Этот методический прием модифицировали и использовали для комплексного исследования малых групп Э. И. Горфинкель и И. Келейников. В таком варианте методика позволяет получить субъективную оценку 6 тенденций поведения человека в реальной группе:зависи­мость - независимость; общительность — необщительность; стремление к "борьбе" – "избегание борьбы".

Методика также может быть использована для взаимооценки членов группы.

& Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. — Л., 1990. — С. 151-156.

& Мургулец Л.В. Социально-психологическая диагностика личности. — Л., 1988. – Сс.18-22.

& & Большая энциклопедия психологических тестов./Составитель А. Карелин. — М.: ЭКСМО, 2009 — С. 268-270.

171. Репертуарный тест ролевых конструктов Келли

Дж. Келли разработал технику репертуарных решеток как способ изучения систем личностных конструктов, как способ увидеть мир глазами испытуемого, войти в его положение.

& Энциклопедия психологических тестов. Составитель А. Москвина. Том 4: Общение. Лидерство. Межличностные отношения. — М., 1997 ("бланковый " вариант методики).

& Воробьев В. М. Ко-терапевтическая компьютеоная система «Келли-98». Методическое руководство.— СПб.: «ИМАТОН». 2000.

& Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. — М., 1987.

& Большая энциклопедия психологических тестов./Составитель А. Карелин. — М.: ЭКСМО, 2009 — С. 89-119.

172. Тест самомониторинга

Методика разработана Марком Снайдером. Опросник (шкала) состоит из 18 высказываний, которые касаются личного поведения, которые испытуемый оцениваетпо принципу "правда – ложь" (верно – не верно). Методика выявляет особенности процесса самопрезентации — процесса регуляции производимого субъектом впечатления с учетом специфики социальных ситуаций и/или выражения системы представлений о себе. По мнению автора, шкала выявляет различия в самоконтроле и экспрессивном поведении, в управлении впечатлением и гибкости поведения во взаимодействии с другими людьми.

Итоговая оценка (единственный показатель в методике) показывает степень выраженности самониторинга.

Предназначена для исследования взрослых.

& Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. — СПб., 2003. — Сс. 97-102,

173. Методика исследования детского самосознания

Методика предназначена для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста.

Стимульный материал представляет собой два набора по 6 карточек, на которых персонаж мужского и женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости. Облик персонажа демонстрирует типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости, старости.

Исследование проводится в два этапа: на первом — оценивается возможность ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус, т.е. проверяется способность к адекватной идентификации своего жизненного пути; на втором — сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.

Методика предназначена для исследования детей от 4 до 12 лет. Имеется схема анализа результатов и нормативные данные.

▪ Стимульный материал — два набора по 6 карточек. Методическое руководство.

& Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. — М., 1998 (КОГИТО-ЦЕНТР).

174. Когнитивная ориентация (локус контроля)

Автор опросника Дж. Роттер. Шкала локуса контроля позволяет выявить направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. Существует несколько адаптированных вариантов шкалы Роттера.

Вопросник состоит из 30 утверждений для подростков и позволяет получить оценку экстернальности - интернальности.

& ЗеерЭ. Ф., Карпова Г.А. Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ. — Свердловск, 1989.

Другой вариант приведен О. П. Елисеевым. Содержит 29 пунктов с вариантами ответов "а" и "б".

& Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. — Псков, 1994.

&Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 396-399.

175. Опросник уровень субъективного контроля — УСК

Содержит 44 утверждения, которые оцениваются испытуемым по 7-балльной шкале (от -3 до +3). Позволяет получить оценки по следующим шкалам: общей интернальности, ин­тернальность в области достижений, интернальность в области неудач, интернальность в се­мейных отношениях, интернальность в области производственных отношений, интерналь­ность в области межличностных отношений, интернальность в области здоровья и болезни.

Применяется для взрослых.

& Лучшие психологические тесты. — Петрозаводск, 1992. —С. 86-94. — С ошибками.

& Немов Р. С. Психология. Том 3. — М., 1995. — С. 455-458.— Только шкала общей интернальности.

& Большая энциклопедия психологических тестов./Составитель А. Карелин. — М.: ЭКСМО, 2009 — С. 79-84.

& Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) — М., 1993.

176. Шкала локуса ролевого конфликта

Опросник разработан Горностай П. П. По мнению автора методики, локус ролевого конфликта является интегральной характеристикой личности, которая определяет не только доминирующую стратегию поведения человека в условиях ролевого конфликта, но и базовую тенденцию ролевого развития личности.

Шкала содержит 24 утверждения (варианты ответов «да» или «нет») и позволяет диагностировать три типа локуса ролевого конфликта: экстернальный, интернальный и промежуточный.

& Горностай П. П. Измерение локуса ролевого конфликта.//Психологическая диагностика, № 3. — М., 2004, СС. 88-96.

177. Методика предельных смыслов — МПС

В методике, разработанной Леонтьевым Д. А., воплощен прием изучения смысловых систем через их отражение в индивидуальном мировоззрении. Методика диагностирует особенности динамических смысловых систем испытуемого.

Является индивидуальной по форме проведения и диалогической по своей природе. Методическая процедура представляет собой структурированную серию вопросов и ответов. Вопросы имеют вид: "Зачем люди делают …..?" Цепь вопросов заканчивается при выявлении предельного смысла, дальше которого испытуемый не в состоянии ответить на вопрос "Зачем?"

Содержательная оценка полученной информации позволяет построить разветвленный граф (или древо), в вершине которого находятся предельные смыслы. Обработка смыслового древа производится тремя способами: структурным анализом, содержательным или контент-анализом и проективным анализом. Подсчитывается ряд количественных показателей.

Методика предназначена для исследования взрослых.

& Леонтьев Д. А. Методика предельных смыслов (МПС). — М., 1999.

178. Шкала базовых убеждений

Данный опросник разработан американским психологом Ронни Янофф-Бульман и адаптирован О. Кравцовой.

Шкала базовых убеждений содержит 32 утверждения, степень согласия с которыми испытуемый оценивает по 6-балльной шкале. Эти утверждения выявляют следующие 8 категорий убеждений: благосклонность мира, доброта людей, справедливость мира, контролируемость мира, случайность как принцип распределения происходящих событий, ценность собственного «Я», степень самоконтроля и степень удачи или везения.На основании оценок этих первичных категорий убеждений вычисляютсяоценки 3 категорий базовых убеждений: общее отношение к благосклонности окружающего мира, общее отношение к осмысленности мира и убеждение относительно собственной ценности.

Методика предназначена для исследования взрослых.

Более поздняя адаптация и модификация методики с проверкой ее валидности и доказательством надежности выполнена М. А. Падун и А. В. Котельниковой. Этот вариант методики содержит 37 утверждений и 6 вариантов ответов о степени согласия с ними. Обработка производится по 5 шкалам: доброжелательность окружающего мира, справедливость, убеждение о контроле, образ Я (ценность Я), удача. Приведены таблицы для перевода первичных оценок в стены.

& Психодиагностика толерантности личности./Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 2008. — Сс.66-71.

& Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности./Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. — М., 2003. — Сс.44-48.

& Падун М. А., Котельникова В. А. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман.//Психологический журнал, №4, том 29. — М., 2008. — Сс. 98-106.

179. Диагностика оптимизма

Под атрибутивным (или объяснительным) стилем понимается характерный способ, которым люди объясняют себе причины различных событий.

В пособии приводится несколько методик для диагностики оптимизма как атрибутивного стиля:

1. Опросник СТОУН-В представляет собой вариант опросника для взрослых испытуемых. Русскоязычная версия опросника для диагностики оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач разработана Гордеевой Т. О., Осиным Е. Н. Шевяховой В. Ю.

Методика представляет собой опросник, состоящий из утверждений, которые описывают 24 ситуации. Обследуемый должен оценить частоту встречаемости причин развития указанной ситуации и степень их контролируемости. Описываются следующие типы ситуаций: успеха и неудачи в различных сферах: сфера достижений и межличностная сфера.

В результате обработки получают общую оценку оптимизма,а также частные характеристики: параметры стабильности, глобальности и контроля, а также оптимизм в ситуациях успеха, оптимизм в ситуациях неудачи, оптимизм в ситуациях достижения и оптимизм в межличностных ситуациях.

Приведены статистические нормы.

2. Опросник оптимизма — ШОСТО является популярной версией опросника М. Селигмана для взрослых, адаптация которого выполнена Т. О. Гордеевой и В. Ю. Шевяховой.

3. Приводится также детский опросник оптимистического – пессимистического стиля объяснениякак модификация теста CASQ М. Селигмана (авторы модификации Т. О. Гордеева и О. В. Крылова).

& Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Шевяхова В. Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН — М.: Смысл, 2009.

180. Тест жизнестойкости

Тест жизнестойкости разработан С. Мадди для диагностики способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности. Адаптирован Леонтьевым Д. А. и Рассказовой Е. И.

Методика представляет собой опросник, состоящий из 45 утверждений, которые оцениваются по 4-балльной шкале.

В результате обработки получают общую оценку жизнестойкости и трех ее компонентов: включенности, контроля и принятия риска.

Приведены статистические нормы.

Опросник предназначен для диагностики взрослых людей.

& Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006.

181. Оценка уровня притязаний

Вопросник В. К. Гербачевского. Позволяет оценить мотивацию в данной деятельности, в том числе и уровень притязаний.

Содержит 36 вопросов.

& Практикум по экспериментальной и прикладной психологии./Под. А. А. Крылова и С. А. Маничева. — СПб., 2000. — С. 303-309.

182. Оценка уровня притязаний по Ф. Хоппе

Данный методический прием предложен Ф. Хоппе. Испытуемому предлагается 2 набора карточек с аналогичными 12 заданиями. Время выполнения ограничено и фиксируется по секундомеру, причем экспериментатор увеличением или уменьшением времени решения может создавать ситуацию "успеха" или "неуспеха" испытуемого. По поведению испытуемого, его стратегии в выборе задач разной сложности судят о качественных особенностях уровня притязаний.

& Атлас экспериментального исследования отклонений в психической деятельности века./Под ред. Полищука И.А., Видренко А.Е. — Киев, 1974.

183. Моторная проба Шварцландера

Задание построено как тест на моторную координацию (испытуемому необходимо вить крестики в максимальном числе квадратов). Сравнение планируемого и достигнутого результата (целевое расхождение) позволяет оценитьуровень притязаний.

& Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. — М., 1985.

& Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1993.

Наши рекомендации