В области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стандартизированные самоотчеты в форме описа-


нцйи самоописаний, идеографические методики типа ре­пертуарных решеток, проективныетехники и др.В соответ­ствующем руководстве А. Анастази (1982. Т. 2) аннотируются как наиболее употребительные четыре диагностические методики для диагностики самосознания:

контрольный список прилагательных Г. Гоха;

Q-классификация В. Стефенсона;

семантический дифференциал Ч. Осгуда;

тест ролевых конструктов Г. Келли.

СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ САМООТЧЕТЫ

К этому типу методик психодиагностического исследования само­сознания относятся прежде всего тесты-опросники, состоящие из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений; взаимоотношений с другими людьми. Способ ответа широко варьируется в различных опросниках: используются двух-, трех-, четырех-, пяти- и семиаль-тернативный выбор, вербальное или невербальное согласие.

Приведем примеры.

Шкала Я-концепция Теннесси (1965) — опросник, предназначен­ный для подростков (с 12 лет) и взрослых. Содержит 90 пунктов на анализ Я-концепции и 10 пунктов шкалы лжи. Используется пяти-шаговая шкала ответов от «полностью согласен* до «абсолютно не согласен». Пункты опросника отбирались с помощью экспертов в отношении каждого утверждения к определенным строке и столбцу. По строкам были представлены: 1) самокритичность; 2) самоудовле­творенность; 3) личностное Я; 4) семейное Я; 5) социальное Я.

Как показывает описание опросника, с его помощью можно вы­явить глобальное самоотношение (самоудовлетворенность): специ­фические формы самоотношения к своему телу, к себе как мораль­ному субъекту, к себе как к члену семьи и т.д. Опросник также по­зволяет дать дифференцированное заключение о самоотношении, в отличие от содержательного аспекта Я-концепции.

Шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса (1964) — популяр­ней в США опросник, составленный из 80 простых утверждений относительно своего Я или тех или иных ситуаций и обстоятельств, связанных с самоотношением. Предназначен для детей в возрасте от 8 до 16 лет. Пункты опросника основаны на коллекции детских Утверждений относительно того, что детям в себе нравится, а что Не нравится. В опросник вошли пункты, различающие испытуемых

В области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стандартизированные самоотчеты в форме описа- - student2.ru В области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стандартизированные самоотчеты в форме описа- - student2.ru с высоким и низким суммарным баллом, на которые, по крайней мере, 50% испытуемых с высоким суммарным баллом отвечали 8 ожидаемом направлении и соотношение ответов «да» — «нет» По которым не превышало 90 к 10. Опросник содержит равное число позитивных и негативных формулировок. Первые 15 утверждений опросника приведены ниже.

1. Мои товарищи смеются надо мной.

2. Я счастливый человек.

3. Мне трудно заниматься.

4. Я всегда грустный.

5. Я умный.

6. Я стеснительный.

7. Я нервничаю, когда меня вызывают к доске.

8. Моя внешность раздражает меня.

9. Когда я вырасту, я буду значительным человеком.

10. Я волнуюсь, когда у меня контрольная в школе.

11. Я непопулярен.

12. В школе я хорошо себя веду.

13. Когда что-нибудь не так, то это моя вина.

14. Я приношу неприятности моей семье.

15. Я сильный.

Шкала обладает удовлетворительной одномоментной (от 0,78 до 0,93) и ретестовой (0,77) надежностью.

Несмотря на методологическую критику подобных опросников, они остаются основным инструментом в исследованиях Я-концеп-ции, постоянно создаются новые опросники для специфических це­лей и популяций.

Шкальная техника, примером которой является семантический диф­ференциал, также применяется при анализе Я-концепции и прежде всего самоотношения. Существует отечественная литература, посвя­щенная теории и методу Ч. Осгуда (В.Ф. Петренко, 1983). Разработан отечественный вариант семантического дифференциала примени­тельно к задачам психодиагностики в психиатрической клинике (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, A.M. Эткинд, 1983).

НЕСТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ САМООТЧЕТЫ

Поскольку Я-концепция так или иначе проявляется в любом раз­вернутом самоописании (в дневниковых записях, в ответах на во­просы анкеты, в интервью, в письмах и т.д.), появляется возмо^' ность применить к некоторой совокупности текстов процедуру кон-тент-анализа.

Тест 12 утверждений на самоотношение является примером та­кой методики. Это техника, основанная на использовании нестзн-

артизированного самоописания с последующим контент-анализом. Испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?» Ответы сле­зет давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботиться о последовательности, грамматике и логике. Анализ данных исследований позволил выделить ряд категорий, которые зпоследствии использовались в контент-анализе: социальные группы (Пол, возраст, национальность, профессия, религия), идеологические убеждения (философские, религиозные, политические и моральные высказывания), интересы и увлечения, стремления и цели, само­оценки.

Общая тенденция состоит в том, что «присоединяющие» утвер­ждения, в которых фиксируется принадлежность испытуемого к той или иной категории людей («студент», «сын*, «мужчина»), выносят­ся раньше, чем «дифференцирующие» (указывающие специфический признак — «слишком толстый», «неудачливый человек»). Наиболее частые категории, обнаруженные на больших выборках в зарубеж­ных исследованиях, — профессиональная идентичность, семейная роль и статус, супружеская роль и статус, религиозная идентич­ность, пол и возраст.

Оценивая стандартизированные самоотчеты с применением кон­тент-анализа в целом, следует отметить, что основное их достоин­ство по сравнению со стандартизированными отчетами состоит в потенциальном богатстве оттенков самоописания и возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъек­та, а не навязанное ему языком исследования. С другой стороны, всякий контент-анализ ограничивает возможность учета индивиду­ального своеобразия испытуемого путем наложения готовой систе­мы категорий, приближая тем самым результаты, полученные этим методом, к тем, которые получаются с помощью стандартизирован­ных самоотчетов.

ОПРОСНИК САМООТНОШЕНИЯ

Еще одной разновидностью методики, направленной на психоди­агностику самоотношения, является опросник самоотношения (В.В-'-толин, 1985). Он представляет собой многомерный психодиагно-стический инструмент, основанный на принципе стандартизирован-н°го самоотчета. Опросник содержит 62 пункта в виде утверждений ГйПа: «Вряд ли меня можно любить по-настоящему», «Мои достоин-Ства вполне перевешивают мои недостатки», «Иногда я сам себя л°хо понимаю», «Когда у меня возникает какое-либо желание, я всего спрашиваю себя, разумно ли это», «Случайному чело-

веку я скорее всего покажусь человеком приятным», «Посторонний человек на первый взгляд найдет во мне много отталкивающего».

В результате факторизации массива данных и экспертной интерпре. тации словесных портретов, составленных на основании полученных результатов, в качестве шкал были отобраны семь факторов: 1) само­уверенность; 2) ожидаемое отношение (позитивное или негативное)' 3) самопринятие; 4) саморуководство, внутренняя последователь­ность; 5) самообвинение; 6) самоинтерес; 7) самопонимание.

Выделенные факторы были интерпретированы как наиболее кон­кретный уровень самоотношения — уровень внутренних действий в свой адрес или готовность к таким действиям. Кроме того, данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения различающиеся по степени обобщенности:

1) глобальное самоотношение;

2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, ауто-
симпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3) уровень конкретных действий (готовность к ним) в отношении
к своему Я.

Опросник обладает удовлетворительной ретестовой надежностью (30
испытуемых; интервал между двумя тестированиями — 7—10 дней):
глобальное самоотношение — 0,88

самоуважение — 0,74

аутосимпатия — 0,83

самоинтерес — 0,75

ожидаемое отношение других — 0,62
самоуверенность — 0,90

самопринятие — 0,76

саморуководство — 0,57

самообвинение — 0,69

самопонимание — 0,63

МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ

Одной из важных интегральных характеристик самосознания, связывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживание Я, является качество личности, получившее название локуса контроля. Появление этого понятия в психологической лите­ратуре в первую очередь связано с работами американского психо­лога Дж. Роттера. Роттер предложил различать людей в соответст­вии с тем, где они локализуют контроль за значимыми для себя со­бытиями. Существует два крайних типа такой локализации, или ло­куса контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае человек считает, что происходящие с ним события прежде всего за­висят от его личностных качеств, таких, как компетентность, целе­устремленность, уровень способностей, и являются закономерным

е3ультатом его собственной деятельности. Во втором случае чело­век убежден, что его успехи или неудачи являются результатом та-кИХ внешних сил, как везение, случайность, давление окружающих, другие люди и т.д. Любой индивид занимает определенную позицию на прямой (на континууме), задаваемой этими полярными типами локуса контроля.

В отечественной психологической практике чаще всего исполь­зуются три варианта методик локуса контроля: оригинальная «шка­ла 1-Е» Роттера в переводе на русский язык; методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), созданная Е.Ф. Бажиным, Е.А- Голынкиной и A.M. Эткиндом в Ленинградском психоневроло­гическом институте им. В.М. Бехтерева; опросник субъективной ло­кализации контроля (ОСЛК), разработанный С.Р. Пантилеевым и В.В. Столиным на факультете психологии МГУ.

Опросник субъективной локализации контроля (ОСЛК) создан на основе шкалы Роттера с сохранением ее первичных качеств (одномерности, небольшого количества пунктов, формата шкалы, требующего в каждом пункте выбора одного из двух альтернатив­ных суждений).

Опросник содержит 32 пункта, из которых 6 маскировочных и 26 работающих. Примеры пунктов:

7 а) «Как бы вы ни старались, некоторым людям вы все равно не понравитесь»;

7 б) «Люди, которые не нравятся другим, просто не умеют ладить
с окружающими»;

12 а) «Что бы я ни планировал, я почти уверен, что мне удастся осуществить намеченное»;

12 б) «Планирование будущих действий не всегда разумно, так
как многое зависит от случая»;

13 а) «Если в общежитии скучно, значит, студенческий комитет
ни куда не годится»;

13 б) «Сделать жизнь общежития веселой и интересной зависит от нас самих».

8 целях повышения достоверности результатов и нейтрализации
позиционных эффектов опросник сбалансирован по следующим па­
раметрам:

О по интернальности-экстернальности, что обеспечивается фор­матом шкалы;

2) по направлению атрибуций1; примерно равное количество пУнктов сформулировано в первом и третьем лице;

В области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стандартизированные самоотчеты в форме описа- - student2.ru Наделение, приписывание различных качеств, свойств и характеристик од-Ого человека другому как метод, прием или область исследования, касающаяся

РНчинно-следственной интерпретации людьми поведения друг друга.

3) по эмоциональному признаку: равное количество пунктов описы­вают эмоционально-позитивные и эмоционально-негативные ситуации.

Утверждения опросников в основном ориентированы на учебную сферу, сферы достижения и межличностных отношений.

Данная шкала в достаточной мере удовлетворяет основным пси-хометрическим требованиям, что подтверждается достигнутыми по­казателями надежности и валидности, а результаты применения данного опросника на различных выборках испытуемых свидетель­ствует о том, что его можно с успехом применять в психодиагно­стической практике.

§ 4. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на свои представления об оценках, зна­чимых для других. Не случайно были созданы и до сих пор показы­вают свою теоретическую и практическую ценность такие психоло­гические теории, в которых важнейшее значение для всех личност­ных составляющих приписывается межличностным отношениям (В.Н. Мясищев, 1969; Н. Sullivan, 1953).

Межличностные отношения проявляются в большом разнообра­зии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы. В настоящее время в психологии существует огромное ко­личество конкретных методических приемов исследования межлич­ностных отношений, и даже беглый обзор их не уместился бы в объеме целой книги. Поэтому мы ограничимся рассмотрением лишь некоторых, наиболее распространенных, кратко перечислив и дру­гие, реже применяемые в этой области.

Систематика методик психодиагностической оценки меж­личностных отношений возможна на различных основаниях:

а) на основании объекта (диагностика отношений между группа­
ми, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т.д.);

б) на основании задач, решаемых обследованием (выявление
групповой сплоченности, совместимости и т.д.);

в) на основании особенностей используемых методик (опросники,
проективные методики, социометрия и т.д.);

г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличност­
ных отношений (методики субъективных предпочтений, методики вы­
явления субъективного отражения межличностных отношений и т.д.).




Возможны и другие критерии систематизации методик.

Одна из самых известных методик психологической диагностики межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу (R. Bales, 1970), который разработал схему, позволяющую по единому плану регист­рировать различные виды интеракции (взаимодействия) в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может анализировать каж­дое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, кото-рЫе объединены в четыре более общие категории: область позитив­ных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем [[ область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т.д. Например, человек, получивший высокий балл при решении проблем, рассмат­ривался как деловой лидер, а в области позитивных эмоций — как эмоциональный лидер. Схема Р. Бейлса и ее критика описаны в отечественной литературе (В.Б. Ольшанский, 1981; Г.М. Андреева, 1980).

Перспективным направлением в психологической диагностике межличностных отношений является наблюдение за игровым ими­тированием определенной жизненной ситуации. Наблюдение за по­ведением человека в ситуационном тесте позволяет хорошо диагно­стировать его в межличностных отношениях, предвидеть их разви­тие в реальной жизненной ситуации. Так, специально сконструиро­ванные настольные игры используются для оценки совместимости, лидерства, конкуренции и кооперации в диаде, больших по числен­ности группах взаимодействия.

Диагностика индивидуальных свойств человека, влияю­щих на межличностные отношения.Для диагностики межлич­ностных отношений бывает чрезвычайно важно выделить те инди­видуальные личностные свойства участников взаимодействия, кото­рые проявляются и влияют на процессы общения. С этой целью созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль ли­дерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные Ценности и т.д. Существуют попытки объединить разные шкалы в обширные психологические опросники, составить специальные ба­тареи тестов для изучения межличностных отношений. Примерами ?аких попыток являются Калифорнийский психологический опрос-Ник личности (CPI). Он был разработан по принципу MMPI (под­робнее об этой методике см. в § 6) в конце 60-х гг. американским Психологом Дж. Гоухом. Цель или назначение этого опросника — предвидеть, что люди скажут или сделают в определенной ситуа-jw а также предсказать, что другие скажут о них». В отличие от Pl CPI предназначен для здоровых людей и выявляет социаль-

'психологические характеристики личности.

Опросник состоит из 480 утверждений, на которые испытуемо^ надо ответить «да» или «нет», «верно» или «неверно». Большинство вопросов касаются типичного поведения, повседневных чувств мнений и установок испытуемого. Подсчитанные ответы переносят' ся на листы со стандартными нормами, по 18 шкалам опросника строится профиль личности. Шкалы опросника при интерпретации объединяются в четыре группы.

Шесть шкал, входящих в первую группу, измеряют уравновешен. ность, самоуверенность и адекватность в межличностных отноще. ниях. Это шкалы доминирования, способностей приобрести соцц. альный статус, социальности, общительности, самовосприятия и чувства благополучия.

Вторая группа шкал выявляет зрелость и социализацию лично­сти, ее ответственность и межличностные ценности. В нее включе­ны также б шкал — ответственности, достигнутой социализации, самоконтроля, толерантности (терпимости к другим мнениям, веро­ваниям, поведению), благоприятного впечатления и обычности.

Третья группа шкал измеряет потенциал достижений и развития человека, его интеллектуальную эффективность. Шкалы достиже­ния включают конформность, отстаивание своей независимости, ин­теллектуальной эффективности.

В четвертую группу входят три шкалы: психологичность, гиб­кость, женственность.

Несмотря на слабые места (аналогичные тем, которые естьЧ MMPI), CPI является, по мнению ведущих психологов Запада, на сегодняшний день лучшим опросником такого типа, направленным на диагностику личностных свойств, влияющих на межличностные отношения. Интерпретация результатов теста CPI производится на языке здравого смысла, а не на специальном психологическом жар­гоне, что позволяет использовать получаемые результаты в психо­логической практике.

Его методическая разработанность — одна из самых высоких. Исследования с CPI проводятся для прогнозирования таких крите­риев, как: а) успеваемость в старших классах и колледже; б) веро­ятность ухода из школы; в) детская преступность; г) последствия условного досрочного освобождения. Обширное обследование про­фессиональных групп показало высокую адекватность этой методи­ки и для предсказания успешности овладения многими сферами профессиональной деятельности, что. имеет большое практическое значение для профессионального самоопределения школьников в старших классах.

Межличностные отношения имеют сложную структуру, они ин­тегрируют в себе многие психологические свойства личности и пр°'

В области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стандартизированные самоотчеты в форме описа- - student2.ru зЫВают разные уровни организации личности. Поэтому вряд ли

ожно полностью раскрыть человеческие отношения, используя

пИН, даже очень хорошо разработанный тест. Часть методик, на-

вленных на диагностику межличностных отношений, в частно-

~и такой составляющей, как статус личности в межличностных

отношениях, будет рассмотрена в специальном параграфе позднее.

для понимания межличностного поведения индивида недостаточ­но детально знать внешнюю ситуацию и мотивацию индивида. Лич­ность активна, и ее отношение к действительности требует осмыс­ления, преобразования, выхода за пределы заданного, постановки и решения в той или иной форме новых творческих задач. На психо­логическую диагностику субъективного отражения межличностных отношений и направлены методики, среди которых особое место за­нимает методика тематической апперцепции. Методики исследова­ния субъективного отражения межличностных отношений возникли главным образом как ответ на запросы прикладных областей психо­логии — индивидуальной и семейной психологических консульта­ций, в которых для достижения практических целей необходимо позна­ние субъективного мира человека. Большинство этих методик — про­ективные. Примером такой методики является FPI — методика ис­следования межличностных отношений в семье (J. Howells, J. Lie-kowish, 1967), которую можно использовать для исследования как взрослых, так и детей. Полный вариант теста составляет 40 сцен из семейной жизни. Возраст изображенных в этих сценах детей — 7— 12 лет. 16 картинок подходят для исследования семей, в которых есть мальчик или девочка, 8 подходят для семей обеих категорий. Таким образом, комплект из 24 картинок может быть использован для родителей и детей любой семьи. Если в семье есть и мальчик и девочка, используется комплект из 40 картинок. Дается такая инст­рукция; «Тут у меня несколько картинок, на которых изображены что-то делающие люди. Некоторые из них — мальчики и девочки, Другие — взрослые. Я хочу, чтобы ты посмотрел на эти картинки и подумал, что бы ты мог по ним рассказать. Расскажи, что они делают (по твоему мнению), что говорят*.

Рассказы по каждой картинке анализируются по их синтаксической н грамматической структуре. Ответы разделяются на главные, допол­нительные предложения, восклицания. Эти синтаксические единицы отДеляются друг от друга черточками. В последующем каждая из них ачализируется как единица информации, принадлежащая одной из ука-а№ категорий: К-1 — описание картинки; К-2 — взаимодействие ; К-3 — характеристика личности; К-4 — разное.

заполнения матриц (см. табл. 1) на каждую картинку делает-°бщая интерпретация семейных отношений, как они отражаются в

психике отдельного члена семьи. Если этой методикой обследованы вгР члены семьи, то она позволяет получить и более сложную и глубокою информацию о межличностных отношениях в семье.

Таблица [

  Отец Мать Мальчик Девочка "
Отец Злой, в пло- Ругается с ...    
  хом настроении      
Мать Ругается ... Взволнована Враждебно от- Жалуется На
      носится к ... отца
Мальчик Злится на ... Пытается по- Плохо учится, Ругается
  дает пощечину, мочь ... плохие отметки,  
  кладет спать   лентяй  
Девочка Дает пощечи- Идет вместе Бьет, ругается Нервная
  ну гулять    

§ 5. ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА

О морально-психологическом статусе индивида как объекта пси­ходиагностического изучения личности адекватно можно ставить вопрос лишь в контексте межличностных отношений. Именно в структуре этих отношений индивид реализует себя как личность, здесь он получает свой статус (индивидуальный, социометрический или морально-психологический). Понятием «статус» (от лат. status — положение, состояние) обозначается положение индивида в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, привилегии. В различных социальных группах один и тот же чело­век может иметь разный статус. Существенные расхождения в ста­тусе, который приобретает индивид в группах, различающихся по уровню группового развития, содержанию деятельности, общения, нередко становятся причинами фрустраций, конфликтов и т.д. По­нятию «статус» синонимично понятие «социальная позиция», кото­рое также обозначает место или положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфиче­ских признаков и регламентирующее стиль поведения индивида.

Как уже отмечалось выше, подходы и методики исследования межличностных отношений чрезвычайно многочисленны. Столь же многочисленны и методики, направленные на исследование статуса индивида в системе межличностных отношений, тех личностных качеств индивида, которые определяют положение и состояние ин­дивида в системе этих отношений и сами влияют на эти отношениЯ-Рассмотрим некоторые из методик, применяемых для психодиагно­стического изучения морально-психологического статуса.

Диагностика межличностных отношений на основесуб*' ективных предпочтений.Традиционная методика этой группы I

ВЯ ■&

Оциометрический тест, предложенный Дж. Морено (1934). Основ­ная суть этой методики — субъективные личностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам (например, работа, -дух и т.д.). На основе полученного членом группы числа субъектив­ных выборов определяется индивидуальный статус индивида (лидер, изолированный, отверженный), структура межличностных отношений, сплоченность группы и т.д. Эта методика широко представлена в оте-чественной литературе (В.Б. Ольшанский, 1981; И.П. Волков, 1970; jjjl. Коломинский, 1976; В.И. Паниотто, 1975 и др.).

Существует ряд модификаций социометрического теста. Отли-Чаюшимися по своей структуре являются аутосоциометрические ме­тодики, под которыми понимаются такие средства изучения взаимо­отношений в группах и их осознания индивидом, в которых обсле­дуемые сами «измеряют» взаимные отношения людей друг к другу и к себе (К.Е. Данилин, 1981).

Для решения прикладных задач, в частности корреляционных, при создании условий для развития личности, а также для глубоко­го понимания проблемы морально-психологического статуса иссле­дователю необходимо иметь информацию о субъективном отраже­нии индивидом межличностных отношений, себя в них, о его пере­живаниях и психологическом смысле определенного способа реаги­рования субъекта. Методики, направленные на психодиагностическое изучение этих психологических феноменов, и возникли главным обра­зом как ответ на запросы прикладных областей психологии — индиви­дуальной и семейной психологических консультаций и психотера­пии, в которых для достижения практических целей необходимо по­знание субъективного мира индивида. Большинство этих методик проективные.

Одна из наиболее известных методик этого класса — методика тематического апперцептивного теста (ТАТ). Она применяется для выяснения тех особенностей личности, которые проявляются в со­циальной среде и в социальных отношениях. Это:

а) особенности позиции личности;

б) особенности интерперсональных связей (симпатий, антипатий,
привязанности);

в) преобладающие тенденции;

г) способы действия индивида в группе;

Д) динамическая сторона личности (ритм ее деятельности, реак-тивность, эмоциональная лабильность).

Полный тест представляет собой набор из нескольких (от 6 до 30)

Карточек ситуационного типа, которые поочередно предъявляются

^пытуемому. Для теста подобраны специальные картины, где изо-

РаЖенные ситуации отвечают двум основным требованиям. При

достаточно четких и ярких изображениях предметов и действуют^ лиц сами по себе композиции этих ситуаций являются в то же вре мя объективно неопределенными, не допускающими однозначного толкования. При восприятии таких картин у испытуемого создается своеобразная иллюзия совершенной ясности картины: четкие изо­бражения сразу определяют сферу действий испытуемого, его среду и направление реакций, но в то же время неопределенность компо­зиций (исключающая однозначное и одинаковое решение) заставля­ет его толковать картину по-своему. Испытуемый в каждое толко­вание вкладывает свои знания, опыт, способ действия и оценки.

По каждой из предъявляемых картин в свободном рассказе он должен:

1) описать то, что, по его мнению, происходит на картине (т.е. в
данный момент);

2) рассказать, что, по его мнению, способствовало возникнове­
нию данной ситуации (что ее породило);

3) предсказать, что произойдет в дальнейшем;

4) рассказать о чувствах и переживаниях изображенных лиц;

5) представить мысли людей.

Как и все проективные тесты, как бы проецирующие личность, ТАТ отражает особенности личности в ее ответах. Однако в отли­чие от других тестов ТАТ передает их, подобно кинофильму, т.е. дает развернутую картину особенностей поведения личности дина­мично и в разных жизненных ситуациях.

От других тестов ТАТ отличается также тем, что основывается на проявлениях индивидуальных особенностей динамического строя личности и, имея в качестве основы достаточно определенные сти­мулы, дает в то же время неограниченную свободу выбора направ­ления действия. Схему ТАТ можно выразить как «неопределенный стимул — свободный ответ». Ответ по этой методике действительно свободен и не стеснен никакими ограничениями: ясный с самого начала образ вызывает ничем не ограниченную цепь ассоциаций. Здесь, кроме того, прямо предписывается по инструкции выход из круга образа и картины, действие с этим образом и внутри образа. В психологии установлено, что такое свободно направленное ассо­циирование наилучшим образом выявляет и особенности поведения, и систему поступков, по которым в обычной жизни мы чаще всего судим о характерных (в основном коммуникативных и динамиче­ских) чертах личности, о ее свойствах и особенностях.

Одной из основных категорий анализа (признаков и показателей) в ТАТ является категория «Позиция персонажей». Та или иная жизнен­ная позиция (действенная, созерцательная, страдательная, агрессив­ная) — это принятие места того или иного персонажа на картине в

qHbix или общественных отношениях, «отождествление» себя с изо-ым лицом. Позиция является отправной точкой для реше-

ния жизненных задач и конфликтов. Так, направленность на изме­нение ситуации, на активный выход из нее, на ее развитие или пре-

ПрСЖдение развития наблюдается при действенной позиции. И наоборот, пассивность и бездействие, предоставление действовать другим — при страдательной позиции.

«Смотрение со стороны* в качестве третьего лица, не участвую­щего в ситуации, но наблюдающего и принимающего в равной сте­пени все исходы, характерно для «созерцательной* позиции. На­правленность на уничтожение, разрушение, вхождение в конфликт — выражение агрессивной позиции.

Все виды позиций являются прямыми показателями соответст­вующих тенденций личности. Все они дают материалы к решению вопросов о способах действия личности. Общими признаками, сви­детельствующими о том, что человеком принята какая-то позиция, является рассуждение испытуемого только от лица одного из пер­сонажей (в картинах с несколькими действующими лицами), а так­же высокая степень эмоциональности высказываний.

Признаками действенной позиции является выбор глаголов пре­имущественно в настоящем времени, отражающих стремление к изменению положения путем учетас собственных возможностей без нарушения зоны действий и интересов другого человека. Характер­на также акцентированность на предвидение (хороший прогноз).

Признаками страдательной позиции являются высказывания по по­воду влияний и воздействий. Рассуждение ведется обычно от имени лица, на которое воздействуют. Внимание фиксируется на факте пре­следования, на несправедливости гонения, давления. Воздействие осу­ждается. Много внимания уделено причинам, истокам данной ситуа­ции, тому, что привело к ней (хорошие знания истоков).

Признаками агрессивной позиции (помимо содержательной стороны) является преобладающее количество императивных конструкций пред­ложений в описании. Акцентируется воздействие на другую личность. " отличие от действенной позиции наблюдается отсутствие последова­тельности в намерениях, системы и планов в действиях.

Признаками созерцательной позиции являются рассуждения, включающие моменты эмоционально окрашенного резонерства.

§ 6. ОПРОСНИКИ И ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

личностный опросник, как правило, содержит определен-ыи перечень вопросов, на которые испытуемый должен дать ответ. Эти ответы он либо формулирует сам (открытый вариант), либо вы-иРает один из предлагаемых ответов (закрытый вариант).

Наиболее известным примером личностного опросникаяв­ляется Многостадийный личностный опросник штата Минне* сота (MMPI).Этот тест не только один из самых употребляемых личностных опросников, но и источник обширного потока исследова­ний. На сегодняшний день по MMPI опубликовано свыше1 3500 работ значительная часть которых посвящена факторному анализу щКа' MMPI и влиянию стиля ответов на тестовые показатели.

Содержание заданий (вопросов) опросника MMPI широко охватыва­ет такие области, как здоровье, сексуальные, религиозные, политиче­ские и социальные отношения, вопросы образования, работы, семьи ц брака, а также наиболее известные невротические и психотические ти­пы поведения, такие, как маниакальные состояния, галлюцинации, ф0. бии, а также садистские и мазохистские наклонности.

MMPI состоит из 550 утвердительных высказываний, на которые испытуемый дает ответ «верно», «неверно» или «не могу сказать».

При индивидуальном проведении теста эти высказывания предъ­являются на отдельных карточках, и испытуемый распределяет их соответственно трем типам ответов. Позднее была создана форма опросника для группового тестирования, высказывания стали предъявляться в тестовой тетради, а испытуемые стали записывать ответы на специальном бланке.

Наборы заданий опросника распределяются по восьми шкалам. Первоначально шкалы MMPI предназначались для различения нор­мы (здоровых испытуемых) и некоторых обычных психических за­болеваний. Но при последующем использовании шкалы все больше трактовались как линейные меры свойств личности. Эти свойства обозначаются в соответствии с определяющими чертами изучаемой выборки испытуемых.

Для ускорения анализа показателей, получаемых с помощью MMPI, были разработаны системы числового кодирования профилей личности. В таких видах последовательность и расположение номе­ров шкал сразу же показывает, по каким из шкал индивид имеет высокие, а по каким низкие результаты. К настоящему времени группами американских исследователей разработаны и широко при­меняются пособия для определения диагноза по профилям показа­телей MMPI: «Атлас клинического использования MMPI»(С. Хата-вей и П. Мил, 1951). Еще один «Атлас» с кодированными данными 4000 студентов разработан для психологов-консультантов (1959). Есть и «Атлас», предназначенный для использования при обследо­вании старшеклассников (1961). Составленный В. Далстромом справочник по MMPI (1971) дает всесторонний обзор интерпрета­ционных данных по основным структурам профилей.

Еще одним примером личностных опросников является самоактуализированный тест (CAT),разработанный М. КрозоМ

- руководством Л.Я. Гозмана. В качестве ключевой категории при 11 чоаботке теста предлагается категория самоактуализации лично-

и которая, по мнению автора теста, «выступает операционным Залогом личностной зрелости». Данное личностное качество явля-а я обобщенной характеристикой психического здоровья личности. Яизкая степень самоактуализации свидетельствует о существенных ефектах личностного развития, об искажении ряда базовых наибо­лее социально значимых потребностей личности, о склонности лич­ности к невротическим расстройствам, различным формам наркома-НЙ и т.п. В психолого-педагогическом плане низкая степень само-аКтуализации личности является следствием и причиной авто

Наши рекомендации