Диагностика мотивационной сферы личности.
Мотив – это…
1) …побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;
3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Уровень притязаний характеризует:
1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);
2) выбор субъектом цели очередного действия , формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ради прошлых действий;
3) желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»).
Концептуальные описания мотивационной сферы.
Побудительная сторона поведения человека обеспечивает активность и направленность поведения, связанного с понятием мотивации.
Мотивация – это система факторов, вызывающих активность и определяющих ее направленность; + это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне.
Потребность – состояние нужды в чем-либо, характерное для всех живых существ.
Они активизируют организм, направляя на поиск того, что в данный момент необходимо.
Осн. х-ки потребности:
- сила,
- периодичность возникновения,
- способы удовлетворения,
- предметное содержание (т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена).
Мотив – предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев).
*При одной и той же потребности мотивами могут выступать разные предметы.
Потребность сама по себе не может быть мотивом поведения, т.к. она способна породить только ненаправленную активность организма. А целенаправленность поведения обеспечивается предметом данной потребности.
Мотивы – осознаваемы, потребность – м.б. неосознанной.
Цель – сознаваемый, ожидаемый результат, на который направлены деятельность и поведение человека.
Параметры, характеризующие мотивационную сферу (МСЛ):
1. Развитость – качественное разнообразие мотивационных факторов.
2. Гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями организации МСЛ (между потребностями и мотивами, между мотивами и целями, потребностями и целями).
3. Иерархичность – характеристика ранговой упорядоченности строения каждого из уровней организации МСЛ, взятого в отдельности.
Побудители человеческого поведения:
1) Интерес – когнитивно-мотивационное состояние познавательного характера, которое связано с какой-нибудь одной центральной потребностью или событием.
2) Желания и намерения – ситуативно возникающие и быстро сменяющие друг друга субъективные состояния, отвечающие условиям выполнения действий.
3) Задача – частный ситуацивно-мотивационный фактор, возникающий тогда, когда в ходе достижения определенной цели возникают трудности, которые надо преодолеть.
4) Мотивирование – процесс побуждения к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Модели мотивации:
1. Содержательные – основаны на идентификации внутренних побуждений, заставляющих людей действовать определенным образом.
2. Процессуальные – основаны на поведении людей с учетом их воспитания и познаний.
Методики диагностики МСЛ:
1) Интервью, анкеты с прямыми вопросами (пр: «Почему вы сделали так-то и так-то?», «Ради чего вы сделали это?» и т.п.). Можно применить перечни потребностей, мотивов, интересов, ценностей, из которых обследуемый должен сделать выбор параметров, более или менее соответствующих его ориентациям;
2) Личностные опросники – позволяют реконструировать потребности и мотивы обследуемого по данным самооценок поведения, которые напрямую не соотносятся с потребностно-мотивационными тенденциями, но эмпирически с ними связаны.
3) Экспертные оценки – на основе индикаторов потребностно-мотивационных тенденций или опросников.
4) Проективные тесты и репертуарные методики – позволяют определить, на что направлена активность индивида. В них потребности и мотивы рассматриваются как причины выбора направленности поведения. В основе лежит принцип психологической проекции, анализ продуктов воображения и фантазии.
- тест тематической апперцепции Г.Меррея
- фрустрации С.Розенцвейга
- тест цветовых выборов М.Люшера и т.д.
Методики:
См. картотеку.