Практическое занятие № 1 (2 ч.).
Практическое занятие № 1 (2 ч.).
Практическое занятие № 3 (2 ч.).
ТЕМА: ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Принципы постановки общих целей психодиагностического исследования.
2. Принципы постановки частных целей и задач психодиагностического исследования.
3. Факторы, определяющие стратегию и тактику подбора диагностических средств, организации и реализации психодиагностического исследования.
4. Понятие о психологическом диагнозе. Уровни психологического диагноза.
5. Средства обобщения данных психодиагностического обследования:
6. - понятие нормы развития
7. - теоретические представления о законах и механизмах развития психики.
8. Формы обобщения данных психодиагностического исследования
· психологическое заключение;
· психологическая характеристика;
· психологический портрет.
9. Характеристика субъектов психодиагностического процесса: диагност, клиент, пользователь, заказчик.
10. Специфика ситуаций клиента и подэкспертного в психодиагностическом исследовании.
11. Психологическая структура деятельности психолога на этапе осуществления психодиагностическом исследования.
12. Роль личности психолога в психодиагностическом исследовании:
§ проблема влияния мировоззрения и научно-теоретических позиций психолога на ход и результат психодиагностического исследования.
§ проблема свободы и ответственности психолога в психодиагностическом исследовании. Этические принципы деятельности практикующего психолога.
§ требования к личности практического психолога. Проблема профессиональной пригодности практического психолога.
Задания:
1. Составить перечень факторов, могущих стать факторами ошибки измерения при проведении психодиагностического исследования детей в условиях дошкольного учреждения и указать пути их устранения.
Факторы ошибки измерения | Пути устранения |
2. Определить понятия: эмпирический факт, психологический факт, первичные результаты, психологический диагноз, психологическое заключение, психологический портрет.
Литература:
1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М.: МГУ, 1999.
2. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Педагогика, 1997.
3. Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа,1996.
4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1997.
5. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.- Гл.2.
6. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37.
7. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Смысл, 1999. – Часть 1. – С 7-46.
8. Абрамова Г.С. Практическая психологи. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 43-47.
Задание для самостоятельного выполнения по теме:
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИРИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Составить программу психодиагностического обследования ребенка дошкольного возраста для реализации одного из следующих возможных запросов:
А) установление общего уровня интеллектуального развития ребенка;
Б) установление индивидуальных особенностей интеллектуальной сферы ребенка;
В) установление познавательной готовности к школьному обучению.
При составлении программы психодиагностического обследования, осуществляя следующие шаги:
1) Определить общую цель исследования (выбрать из предложенных).
2) Составить теоретическое введение как реконструкцию теоретической модели системы психических свойств и психологических качеств ребенка (исследуемой сферы психики) и динамики их развития (фактов, закономерностей, механизмов) на том или ином возрастном этапе.
3) Сформулировать частные диагностические цели ( список конкретных свойств психики, подлежащих диагностике).
4) Подобрать все доступные диагностические средства, способные реализовать поставленные цели. (Указать название методики, цель, методики, источник информации о методике). Составить таблицу:
Психодиагностические цели | Психодиагностические методики |
5) Из методик составить психодиагностическую программу, соблюдая принцип заполнения пустых окон и принцип экономичности.
6) Подготовиться к осуществлению разработанной диагностической программы: изготовить стимульный материал, изучить инструкции к диагностическим методикам, продумать форму ведения протокола, продумать возможные факторы ошибки измерения и быть готовым к их устранению в процессе диагностического исследования.
7) Осуществить диагностическое обследование одного испытуемого. По итогам проведённого диагностического обследования представить отчёт (план отчёта см. ниже). Один из психологических фактов, выделенных в заключении, представить в виде психологической характеристики и психологического портрета.
План отчета диагностического исследования:
1. Теоретическое введение (Реконструирует теоретическую модель системы психических свойств и качеств ребенка и динамики их развития на том или ином возрастном этапе).
2. Психодиагностические цели (Формируется по принципу «заполнения пустых окон» на основе теоретического введения и затем основе уже собранной информации о ребенке).
3. Перечень психодиагностических средств, способных реализовать поставленные цели.
4. Протоколы обследования ребенка с первичным анализом и заключением по каждой диагностической процедуре с указанием гипотез и целей дальнейшего исследования.
5. Психологическое заключение как обобщение и систематизация полученных данных на основе теоретической модели строения и развития психики ребенка.
Требования к изготовлению и описанию методик:
1. Стимульный материал должен точно воспроизводить оригинал и быть пригоден для длительного употребления.
2. Методика описывается по плану:
· автор и название методики;
· цель методики;
· описание инструкции, стимульного материала и других параметров независимой и дополнительной переменных, подлежащих стандартизации;
· описание способов обработки получаемых данных и интерпретационных моделей;
· описание психометрических характеристик методики (надежность, валидность, сведения о применении, модификации методики);
· библиография.
3.Изготавливается карточка для помещения в каталог, на которой указывается название методики, ее автор и цель.
Литература:
9. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей.- М: МГУ, 1990. – Раздел 3.1, 3.2.
10. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка.- М.: Педагогика, 1997. – С.48-49.
11. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практическом деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996.- С.3-30.
12. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.- Гл.2.
13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. \ Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – Мн.: Университетское, 1997.
И ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ
1. Интеллект как объект психодиагностического исследования.
2. Теоретические модели структуры интеллектуальных способностей.
3. Проблема измерения умственного возраста.
4. Понятие о способностях. Общие способности, специальные способности, креативность.
5. Методы диагностики интеллектуальных свойств личности.
6. Черты личности как объект психодиагностики.
7. Диагностика черт личности и прогнозирование особенностей активности и развития личности.
8. Одномерные и многомерные опросники как методы исследования черт личности.
Задания:
1. Составить таблицу
Свойства интеллекта, подлежащие психологической диагностике | Методики диагностики |
1. Составить таблицу
Черты личности, подлежащие психологической диагностике | Методики диагностики |
2. Составить психометрическую характеристику всех субтестов теста интеллекта Векслера.
3. Составить психометрическую характеристику следующих методик:
· 16F опросника Р. Кеттелла;
· MMPJ;
· Измерение уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова)
· Диагностика агрессивности А.Ассингера.
· Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) В.М. Русалова;
· Методика Г. Айзенка EPQ и EPJ (адаптация А.Г. Шмелёва);
· Патохарактерологический опросник А.Е. Личко (ПДО);
· Тест-опросник Шмишека-Леонгарда.
· Осуществить психологическую диагностику одного испытуемого с помощью двух или более методик.
4. Осуществить психологическую диагностику черт личности темпераментных и характерологических свойств личности одного испытуемого с помощью одной многомерной и одной одномерной методики.
Литература:
1. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
3. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37
4. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.
5. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. Т.2.
6. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.
7. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: ИНФРА-М, 1997.
8. Измерение интеллекта детей: Пособие для психолога – практика. Человеческий интеллект и его измерение: теория и практика / Под ред. Ю.З. Гильбуха. – Киев, 1992.
9. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
11. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37
12. Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Г. Ямпольский. – М: Просвещение, 1985. – С. 167-187.
13. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.
14. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.
15. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХАМ-М», 2006. – 672 с.
Практическое занятие № 1 (2 ч.).