Практическое занятие № 1 (2 ч.).

Практическое занятие № 1 (2 ч.).

Практическое занятие № 3 (2 ч.).

ТЕМА: ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Принципы постановки общих целей психодиагностического исследования.

2. Принципы постановки частных целей и задач психодиагностического исследования.

3. Факторы, определяющие стратегию и тактику подбора диагностических средств, организации и реализации психодиагностического исследования.

4. Понятие о психологическом диагнозе. Уровни психологического диагноза.

5. Средства обобщения данных психодиагностического обследования:

6. - понятие нормы развития

7. - теоретические представления о законах и механизмах развития психики.

8. Формы обобщения данных психодиагностического исследования

· психологическое заключение;

· психологическая характеристика;

· психологический портрет.

9. Характеристика субъектов психодиагностического процесса: диагност, клиент, пользователь, заказчик.

10. Специфика ситуаций клиента и подэкспертного в психодиагностическом исследовании.

11. Психологическая структура деятельности психолога на этапе осуществления психодиагностическом исследования.

12. Роль личности психолога в психодиагностическом исследовании:

§ проблема влияния мировоззрения и научно-теоретических позиций психолога на ход и результат психодиагностического исследования.

§ проблема свободы и ответственности психолога в психодиагностическом исследовании. Этические принципы деятельности практикующего психолога.

§ требования к личности практического психолога. Проблема профессиональной пригодности практического психолога.

Задания:

1. Составить перечень факторов, могущих стать факторами ошибки измерения при проведении психодиагностического исследования детей в условиях дошкольного учреждения и указать пути их устранения.

Факторы ошибки измерения Пути устранения
   

2. Определить понятия: эмпирический факт, психологический факт, первичные результаты, психологический диагноз, психологическое заключение, психологический портрет.

Литература:

1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М.: МГУ, 1999.

2. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Педагогика, 1997.

3. Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа,1996.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1997.

5. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.- Гл.2.

6. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37.

7. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Смысл, 1999. – Часть 1. – С 7-46.

8. Абрамова Г.С. Практическая психологи. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 43-47.

Задание для самостоятельного выполнения по теме:

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИРИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Составить программу психодиагностического обследования ребенка дошкольного возраста для реализации одного из следующих возможных запросов:

А) установление общего уровня интеллектуального развития ребенка;

Б) установление индивидуальных особенностей интеллектуальной сферы ребенка;

В) установление познавательной готовности к школьному обучению.

При составлении программы психодиагностического обследования, осуществляя следующие шаги:

1) Определить общую цель исследования (выбрать из предложенных).

2) Составить теоретическое введение как реконструкцию теоретической модели системы психических свойств и психологических качеств ребенка (исследуемой сферы психики) и динамики их развития (фактов, закономерностей, механизмов) на том или ином возрастном этапе.

3) Сформулировать частные диагностические цели ( список конкретных свойств психики, подлежащих диагностике).

4) Подобрать все доступные диагностические средства, способные реализовать поставленные цели. (Указать название методики, цель, методики, источник информации о методике). Составить таблицу:

Психодиагностические цели Психодиагностические методики
   

5) Из методик составить психодиагностическую программу, соблюдая принцип заполнения пустых окон и принцип экономичности.

6) Подготовиться к осуществлению разработанной диагностической программы: изготовить стимульный материал, изучить инструкции к диагностическим методикам, продумать форму ведения протокола, продумать возможные факторы ошибки измерения и быть готовым к их устранению в процессе диагностического исследования.

7) Осуществить диагностическое обследование одного испытуемого. По итогам проведённого диагностического обследования представить отчёт (план отчёта см. ниже). Один из психологических фактов, выделенных в заключении, представить в виде психологической характеристики и психологического портрета.

План отчета диагностического исследования:

1. Теоретическое введение (Реконструирует теоретическую модель системы психических свойств и качеств ребенка и динамики их развития на том или ином возрастном этапе).

2. Психодиагностические цели (Формируется по принципу «заполнения пустых окон» на основе теоретического введения и затем основе уже собранной информации о ребенке).

3. Перечень психодиагностических средств, способных реализовать поставленные цели.

4. Протоколы обследования ребенка с первичным анализом и заключением по каждой диагностической процедуре с указанием гипотез и целей дальнейшего исследования.

5. Психологическое заключение как обобщение и систематизация полученных данных на основе теоретической модели строения и развития психики ребенка.

Требования к изготовлению и описанию методик:

1. Стимульный материал должен точно воспроизводить оригинал и быть пригоден для длительного употребления.

2. Методика описывается по плану:

· автор и название методики;

· цель методики;

· описание инструкции, стимульного материала и других параметров независимой и дополнительной переменных, подлежащих стандартизации;

· описание способов обработки получаемых данных и интерпретационных моделей;

· описание психометрических характеристик методики (надежность, валидность, сведения о применении, модификации методики);

· библиография.

3.Изготавливается карточка для помещения в каталог, на которой указывается название методики, ее автор и цель.

Литература:

9. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей.- М: МГУ, 1990. – Раздел 3.1, 3.2.

10. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка.- М.: Педагогика, 1997. – С.48-49.

11. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практическом деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996.- С.3-30.

12. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.- Гл.2.

13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. \ Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – Мн.: Университетское, 1997.

И ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ

1. Интеллект как объект психодиагностического исследования.

2. Теоретические модели структуры интеллектуальных способностей.

3. Проблема измерения умственного возраста.

4. Понятие о способностях. Общие способности, специальные способности, креативность.

5. Методы диагностики интеллектуальных свойств личности.

6. Черты личности как объект психодиагностики.

7. Диагностика черт личности и прогнозирование особенностей активности и развития личности.

8. Одномерные и многомерные опросники как методы исследования черт личности.

Задания:

1. Составить таблицу

Свойства интеллекта, подлежащие психологической диагностике Методики диагностики
   

1. Составить таблицу

Черты личности, подлежащие психологической диагностике Методики диагностики
   

2. Составить психометрическую характеристику всех субтестов теста интеллекта Векслера.

3. Составить психометрическую характеристику следующих методик:

· 16F опросника Р. Кеттелла;

· MMPJ;

· Измерение уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова)

· Диагностика агрессивности А.Ассингера.

· Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) В.М. Русалова;

· Методика Г. Айзенка EPQ и EPJ (адаптация А.Г. Шмелёва);

· Патохарактерологический опросник А.Е. Личко (ПДО);

· Тест-опросник Шмишека-Леонгарда.

· Осуществить психологическую диагностику одного испытуемого с помощью двух или более методик.

4. Осуществить психологическую диагностику черт личности темпераментных и характерологических свойств личности одного испытуемого с помощью одной многомерной и одной одномерной методики.

Литература:

1. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.

3. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37

4. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.

5. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. Т.2.

6. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.

7. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: ИНФРА-М, 1997.

8. Измерение интеллекта детей: Пособие для психолога – практика. Человеческий интеллект и его измерение: теория и практика / Под ред. Ю.З. Гильбуха. – Киев, 1992.

9. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.

11. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37

12. Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Г. Ямпольский. – М: Просвещение, 1985. – С. 167-187.

13. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.

14. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.

15. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХАМ-М», 2006. – 672 с.

Практическое занятие № 1 (2 ч.).

Наши рекомендации