Теории механизмов педагогических конфликтов.
Для того чтобы понять механизмы педагогического конфликта, определим его формулу. Поскольку конфликт — это спор, приводящий к борьбе, то вполне естественным является выделение противоречий и причин, порождающих конфликт. Свое мнение каждая из сторон пытается высказать, доказать в конфликтной ситуации через инцидент, который собственно и провоцирует конфликт. В развертывании конфликта немаловажную роль играют участники конфликта, их возрастные особенности, ролевые функции и статус, степень владения технологией разрешения конфликта.
Стратегия и тактика решения педагогического конфликта находятся в прямой зависимости от его особенностей (специфики). Говорят о таких особенностях конфликта, как:
— профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное решение конфликтной ситуации, так как колледж, как и школа или детский сад, является моделью социума;
— участники конфликта имеют разный социальный статус, который определяет поведение сторон в конфликте;
— разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождая разную ответственность за ошибки при его разрешении;
— различное понимание событий и их причин участниками. Педагогу не всегда удается понять глубину переживаний студента, а студенту — справиться со своими эмоциями;
— присутствие свидетелей придает педагогическому конфликту воспитательное значение, и об этом надо помнить преподавателю;
— профессиональная позиция преподавателя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу по его разрешению;
— всякая ошибка педагога в разрешении конфликта порождает новые конфликтные ситуации, в которые включаются другие студенты.
Так же как в конфликте социальном, в педагогическом конфликте его проявление строится на противоречиях в создавшейся педагогической ситуации.
В методологии педагогики выделяют два типа противоречий.
1. Противоречия диалектические, т. е. объективное свойство взаимодействующих педагогических структур как условие их развития и прогресса. Это противоречия макроуровня, приводящие к возникновению вертикальных конфликтов. Социально-педагогический процесс представляет собой целенаправленную деятельность по социализации личности, включающую все аспекты воспитания, образования и обучения человека. Основными противоречиями и источниками конфликтов в этом процессе были и остаются проблемы", чему учить и как учить. Основная цель социально-педагогического процесса — воспитание личности с определенными социокультурными качествами. Главным заказчиком в этом процессе является общество, а исполнителем — вся система образования и воспитания. Поэтому на макроуровне противоречия и конфликты в социально-педагогическом процессе возникают между системой образования и обществом (Г. И. Козырев). На среднем уровне линии противоречий проходят между администрацией и преподавателями; между администрацией и родителями учеников; между администрацией учебных заведений и учениками.
На нижнем уровне противоречия проходят по линиям «учитель — ученик» и «родитель — ученик».
2. Противоречия казуальные, т. е. случайные, вызванные в большинстве своем некомпетентностью решений. Здесь имеют место и горизонтальные конфликты: «преподаватель — родитель», «преподаватель — преподаватель», «родитель — преподаватель», «преподаватель — студент», «студент — преподаватель», «студент — студент».
Все причины, возникающие в педагогических конфликтах, можно условно разделить на две категории: конфликты в преподавательской среде и конфликты непосредственно в учебно-воспитательной деятельности.
Причины педагогических конфликтов.
К таким причинам традиционно можно отнести:
— малую возможность преподавателя прогнозировать на учебном занятии поведение учеников;
— стремление педагога в конфликтной ситуации сохранить свой социальный статус любыми средствами, поскольку есть свидетели, другие ученики, и недопустимо уронить честь мундира;
— оценку преподавателем конфликтного действия ученика, которая нередко строится на субъективном восприятии его поступка, малой информированности о его мотивах, особенностях личности;
— характер отношений между преподавателем и отдельными учениками;
— учебно-дисциплинарную модель общения, основанную на лозунге «Строгость не повредит»;
— личностные качества педагога (раздражительность, мстительность, человек настроения);
— низкий педагогический уровень общения.
В качестве причин конфликта называют также (Е. Е. Акимова):
— противоречие между теорией и практикой;
— столкновение противоположных мнений на представленную информацию;
— существование негативной констатации, выраженной во влиянии отрицательного опыта на усвоение информации;
— искаженное усвоение информации.
В изучении механизмов возникновения конфликтов можно выделить два направления. Представители первого направления (З. Фрейд, К. Холл, Г. Линдсей, Л. Хьелл, Д. Зиглер, К. Хорни, Э. Эриксон) считали, что корни всех конфликтов находятся в психике человека, в которой постоянно сталкиваются непримиримые силы инстинкта, рассудка и сознания. Такое направление считало и представляло конфликт, как интрапсихический феномен. Представители второго направления искали причины возникновения конфликтов во внешних сферах (М. Дойч, М. Шериф, К. Левин, Ф. Хайдер). Здесь сначала преобладали научные взгляды на конфликт, как форму агрессивного ответа на внешнюю ситуацию. По мере дальнейшего изучения природы конфликтов развивались и научные взгляды на их причины. Так, у отечественных ученых пришло понимание, что в основе конфликта лежит субъективная составляющая (впоследствии названная когнитивной схемой), связанная с интерпретацией происходящего и переживанием.