Обучение детей способам игрового воспроизведения действительности.

На начальных этапах сюжетно-ролевой игры содержание обучающих игр приобретает определенную специфику. Поскольку на данном этапе чрезвычайно важно показать новые — ролевые — способы поведения, в обучающих играх дети осваивают выразительные жесты, движения, мимику, учатся отображать взаимодействия, общение людей в процессе совместных дел.

Обучающие игры могут иметь фронтальную и индивидуальную формы. Фронтально проводятся дидактические игры, инсценировки, игры имитационного характера и др.

Большую помощь педагогу в его работе могут оказать дидактические игры, рекомендованные Р.И.Жуковской и В.В.Гербовой. Игры из книги В. Гербовой воспитатель может использовать в несколько измененном варианте, приблизив их содержание к реальной жизни конкретного детского сада.

Чтобы наглядно продемонстрировать взаимодействие между поваром и шофером, педагог побуждает детей к речевому диалогу с воображаемым собеседником. Формированию речевого диалога способствуют игры с телефоном. В качестве примера приведем отрывок из конспекта.

Воспитатель обращается к детям: «Я вам расскажу историю, которая сегодня произошла в нашем детском саду. Любят наши ребята вкусные булочки, пироги, ватрушки, которые печет наш повар. Вы помните, как зовут нашего повара? Вот и сегодня решила Ольга Николаевна порадовать всех ребят — испечь пироги с яблоками. Что нужно Ольге Николаевне для пирогов с яблоками? Хотела она взять муки, посмотрела, а муки-то нет. Кончилась вся. Пошла за яблоками, а их не оказалось. Пригорюнилась Ольга Николаевна: что же теперь делать? Думала, думала — придумала. Позвонила дяде Васе, нашему шоферу, и говорит: «Алло, это Василий Иванович? Здравствуйте, Василий Иванович. Это говорит повар Ольга Николаевна. У нас неприятность. Хотела я испечь пироги с яблоками для наших ребят. Пошла за мукой, а

муки нет, пошла за яблоками, и их нет, все кончилось. Что же делать, Василий Иванович? Ребята так хотят пирогов». Педагог обращается к детям: «Как вы думаете, что сказал дядя Вася Ольге Николаевне?» Затем предлагает кому-либо из детей взять телефонную трубку и сказать, что, по его мнению, ответил шофер повару.

В конце занятия повар приносит пироги в группу.

Речевой диалог дети хорошо усваивают в непринужденном разговоре с воображаемым собеседником: когда «звонят» заболевшему товарищу, маме на работу, бабушке. По совету воспитателя они интересуются самочувствием собеседника, рассказывают о том, какие новые игрушки появились, о чем они узнали и т. д.

Многие способы ролевого поведения дети усваивают фронтально на разных видах занятий: физкультурных, музыкальных. Так, в общеразвивающие упражнения можно включить сюжетные упражнения имитационного характера, причем воспитатель сопровождает движения детей словами. Речевое сопровождение помогает детям воссоздать образ человека, которому они подражают в движениях, жестах, мимике. Этому же помогают подвижные игры с сюжетным содержанием: «Мыши и кот», «Наседка и цыплята» и др.

Особое значение приобретает работа по выполнению программных задач из раздела «Самостоятельная художественная деятельность». Дети с помощью воспитателя разыгрывают знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя фигурки плоскостного театра. Работа в этом направлении создает благодатную почву для развития воображения, для формирования речевых диалогов, выразительной интонации, мимики.

Очень нравятся детям игры имитационного характера, в процессе которых они передают движения, жесты, мимику людей, особенности поведения животных.

Игры имитационного характера могут быть шуточными. Например, после прочтения «Мойдодыра» К. Чуковского воспитатель предлагает показать, как «убежало одеяло, улетела простыня». Дети с удовольствием передают эти образы с помощью смешных, неуклюжих движений.

Такие игры вызывают веселье, радость. Выполняя имитационные движения, дети усваивают ролевые способы поведения.

Чтобы подвести детей к пониманию смысла взаимодействия людей, используются разные инсценировки. С помощью фигурок плоскостного театра, кукол бибабо можно разыграть любую, самую нереальную ситуацию, но по эмоциональной насыщенности она должна способствовать возникновению игры, т. е. вызвать желание у малышей вступить во взаимодействие друг с другом.

Для детей четвертого года жизни большое значение имеют совместные игры педагога с одним ребенком или с небольшой подгруппой. В них взрослый передаёт детям игровой опыт.

Каким требованиям должны отвечать обучающие игры на этапе формирования сюжетно-ролевой игры?

Передавать игровой опыт следует незаметно, ненавязчиво. Авторитарная позиция взрослого здесь неуместна. В таких играх воспитатель часто берет на себя роль другого человека, и это не случайно: ребенку надо продемонстрировать ролевые способы поведения: выразительные движения, мимику, интонацию речи, жесты К сожалению, не каждый воспитатель обладает артистическими данными и способностью выразительно «сыграть» любую роль, но каждый сможет достоверно передать роль мамы, сотрудников детского сада.

Воспитатель кладёт на стол брусок из строительного материала, который заменяет пианино, и обращается к детям, находящимся поблизости: «Я буду музыкальным руководителем — Ниной Александровной, а вы как будто на занятие ко мне пришли». Педагог садится за стол и уже от лица музыкального руководителя говорит: «Здравствуйте, ребята. Какую песню вы хотите спеть? Хорошо, сейчас споем вашу любимую песню «Самолеты». Сядьте правильно». Воспитатель передает жестами игру на пианино, поет вместе с детьми.

Возможна такая ситуация. Воспитатель видит, что девочку, которая играет с куклой, в основном увлекает предметное содержание игры: она кормит ее, укладывает спать, но не выражает яркого эмоционального отношения к кукле, как к дочке. В этом случае уместно включиться в игру и показать поведение мамы, ее разговор с куклой-дочкой. Воспитатель обращается к девочке: «Я тоже мама, и у меня есть дочка, как и у тебя. Моя дочка уже выспалась, сейчас буду ее поднимать, пора». Затем говорит кукле: «Вставай, моя доченька, вставай, моя хорошая! Как ты спала? Давай я тебя за ручки подниму. Как

хорошо на ножки встала!»

В совместных играх взрослый не только сам разговаривает с игрушкой-партнёром, но и старается вызвать ребенка на разговор, добиться его максимальной активности. Например, обращается к ребенку – врачу: «Что-то моя дочка кашляет». Обычно в такой ситуации врач выполняет несколько игровых действий: прослушивает куклу, ставит градусник, дает лекарство. Воспитатель спрашивает: «Может быть, дочке горчичники поставить? Я знаю, что горчичники хорошо помогают от кашля». Ребёнок должен включиться в ролевую беседу со взрослым и самостоятельно решить, как это сделать: приложить к кукле мелкие кусочки бумаги или прикосновением руки «поставить» воображаемые горчичники.

Неверно считать совместными игры, во время которых воспитатель действует, а ребенок смотрит. дети активны, если принимают участие в решении игровых проблемных ситуаций, сами ищут выход из затруднительного положения, а взрослый помогает лишь в исключительных случаях. Заметив, что мальчик длительное время возит машину, педагог обращается к нему: «Как сильно гудит мотор у твоей машины. Что с ним случилось?» Ребенок поставлен перед необходимостью принять и решить новую игровую задачу. Педагог может направить и усложнить его игру: «Да, у тебя сломался мотор. Я знаю, чтобы отремонтировать его, надо поднять машину, но она ведь очень тяжелая. Что делать?» Если ребенок самостоятельно не найдет решения, можно посоветовать: «Вспомнила, шоферы приподнимают колеса. Как их можно поднять?» Малыш подкладывает под колеса кубик, и таким образом, приподнимает их над

полом, а если он знает, как взрослые работают с домкратом, то может изобразить это с помощью жеста.

Во время ремонта мотора воспитатель предлагает вместо инструментов предметы-заместители. Например, говорит: «Надо хорошо закрутить все винтики. Где отвертка?» Чтобы облегчить детям задачу, педагог заранее кладет около машины палочки, цилиндры, бруски. Ребёнок выбирает тот предмет, который, по его мнению, может заменить нужный ему инструмент. Некоторым детям такие подсказывающие ситуации не нужны, они самостоятельно находят заместители в группе или используют воображаемые предметы.

Аналогично можно провести игру-загадку по включению игровых действий с воображаемыми предметами. Только в этом случае вместо предметов-заместителей воспитатель предлагает пустую ладонь, с которой дети «берут» воображаемый инструмент.

Таким образом, обучающие игры ни в коем случае нельзя отождествлять только с обучением сюжету-образцу. Еще А. В. Запорожец предупреждал: «...из того, что рёбенок на первых порах усваивает технику игры, вовсе не следует, что этим дело ограничивается и что дальнейшее развитие игровой деятельности можно представить себе как прямой результат обучения разыгрывать все более сложные сюжеты, предлагаемые воспитателем в известной последовательности».

Передавая игровой опыт через обучающие игры, надо всячески поощрять детскую самостоятельность, инициативность, творчество.

III. КОМПОНЕНТ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ:

Наши рекомендации