Особенности понимания и продуцирования речи детьми с ФФНР

Закономерности проявления и развития речи у детей с нормальным и нарушенным развитием являются общими. Однако при патологии речи оказываются нарушенными те или иные органы, отделы, либо их функции, что негативно сказывается на процессах речепорождения и речевосприятия и обусловливает недостатки понимания и продуцирования речи. Степень и глубина данных отклонений во многом определяется формой и видом речевой патологии.

Так при дислалиях может быть выявлено три варианта психолингвистических нарушений: 1) дефекты речевосприятия (акустико-фонематическая дислалия); 2) дефекты продуцирования речи (артикуляторно-фонематическая дислалия); 3) отклонения от языкового фонетического стандарта (Б.М. Гриншпун, 2002; О.А. Токарева, 1969). Два первых варианта относятся к фонематическим дефектам и характеризуются нарушениями процесса усвоения системы языка. Третий вариант присутствует в том случае, когда ненормативное произношение обусловлено неверным формированием отдельных артикуляторных движений. При акустико-фонематической дислалии наблюдается несформированность операций опознания, узнавания, сличения акустических признаков звука и принятия решения о фонеме, т.е. нарушено различение и узнавание фонем, их обработка по акустическим признакам в сенсорном звене восприятия речи. Артикуляторно-фонематическая дислалия характеризуется несформированностью операций отбора и реализации фонем, т.е. присутствуют недостатки моторного программирования высказывания. Нарушение языковой нормы проявляется в нарушении условий реализации звуков, в неправильном формировании артикуляторных позиций. Все три варианта характеризуются сохранностью когнитивной составляющей процессов производства и восприятия речи, адекватностью речевой мотивации ситуации и контексту общения, соответствием внутренней программы высказывания его речевой семантике и языковому (лексическому, грамматическому и синтаксическому) выражению. При дислалии избирательно нарушено формирование умений приводить органы артикуляции в положение, характерное для воспроизведения нормативного звука.

Ринолалия относится к таким нарушениям, при которых страдают как процессы речевосприятия, так и процессы речепорождения. Причина данных отклонений кроется в характерной для детей данной категории аномальности протекания долингвистического этапа формирования речи, обусловливающей искажённый путь речевого развития детей с ринолалией. Так вследствие нарушения гуления и отсутствия интенсивного лепета у детей с ринолалией не формируется артикуляторная база звука, что обусловливает артикуляторно-фонематичекие нарушения речи. Помимо этого при ринолалии наблюдается изменение оральной чувствительности, что обусловливает дисфункцию сенсомоторных проводящих путей и, как следствие, значительные отклонения в стереогнозе и, соответственно, восприятии речи. Наиболее нарушенной при ринолалии является фонетическая сторона речи и фонетический уровень языковой системы. Состояние других звеньев речевого процесса и уровней языковой системы во многом зависит от наличия коррекционного воздействия и от состояния когнитивной базы для развития речи. По состоянию интеллекта дети с ринолалиями составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием; с задержкой психического развития; с олигофренией (разной степени) (Г.В. Чиркина, 2002). Наличие интеллектуальной недостаточности приводит к тому, что нарушение речи приобретает системный характер, при котором страдают все уровни языковой системы. Если же ринолалия не осложнена интеллектуальным недостатком, то в речевом процессе избирательно нарушаются моторное программирование и моторная реализация высказывания, а также сенсорное звено восприятия речи.

При дизартрии ведущим нарушением являются отклонения в произношении звуков и недостатки просодической стороны речи, обусловленные нарушением иннервации мышц речевого аппарата. Нарушение чёткости кинестетических ощущений и недостатки обратной кинестетической афферентации, наблюдаемые при дизартрии, приводят к отклонениям в формировании стереогноза, что, в свою очередь, затрудняет процесс сенсорного восприятия и моторного программирования высказывания. В целом при дизартрии наиболее страдает операция внешней, моторной реализации программы. Наблюдаются голосовые, темпо-ритмические, артикуляционно-фонетические и просодические нарушения. Нарушения просодики в свою очередь могут влиять на более глубокие этапы оформления речи, обусловливая недостаточность и кодирования, и декодирования речевого высказывания. Так наблюдаются недостатки лексико-грамматического звена (трудности поиска, выбора и актуализации слов, синтагматические и парадигматические нарушения лексического и грамматического уровней языковой системы), семантические нарушения (неточное понимание значения слов, неадекватное ситуации и контексту их употребление, нарушение формирования логико-грамматических отношений) и коммуникативные трудности (инактивность, стеснительность, речевой негативизм). Е.М. Мастюкова (2002) отмечает, что раннее поражение определённых звеньев речевой функциональной системы, наблюдаемое при дизартрии, приводит к сложной дезинтеграции всего речевого развития ребёнка. В связи с этим дизартрия у детей часто сочетается с другими речевыми нарушениями (ЗРР, ОНР, моторная алалия, заикание). По состоянию когнитивных предпосылок для развития речи и усвоения системы языка дети данной категории представляют неоднородную группу: дети с нормальным психофизическим развитием, дети с ДЦП, ЗПР, гидроцефалией и олигофренией.

Таким образом, при фонетико-фонематических нарушениях речи наблюдаются избирательные нарушения в звеньях моторного программирования и моторной реализации речи при её производстве и в сенсорном звене при её восприятии. Недостатки восприятия и продуцирования речи характеризуются акустико-фонематическими и артикуляторно-фонематическими нарушениями.

Вопросы и задания:

1. Укажите особенности развития чувственного познания окружающего у детей с ФФН.

2. Назовите характерные особенности внимания, памяти и мышления детей с дислалией, дизартирей и ринолалией.

3. Каково состояние процессов порождения и восприятия речи у детей с дислалией, дизартрией и ринолалией?

4. Перечислите особенности эмоционально-волевой сферы, свойственные детям с фонетико-фонематическими нарушениями речи.

5. Укажите особенности личности и общения детей при разных клинических вариантах ФФН.

Литература:

1. Воронова А.П. Нарушения зрительного гнозиса у детей с речевой патологией // // Дефектология. - 1993. - №1.

2. Воронцова Т.Н. Принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалией.// Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи / Сост. С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, Л.Г. Парамонова. - М.,2003.

3. Захарова Т.В., Поникарова В.Н. Дошкольная логопсихология (учебно-методическое пособие)// Материалы к курсу: «Психологтя детей с проблемами в развитии».-Череповец.-ч.2,2000.

4. Зееман М. Расстройства речи в детстком возрасте. – М.,1962.

5. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.

6. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалии. // Расстройства речи и методы их устранения. / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М.,1975.

7. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997.

8. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий. // Хрестоматия по логопедии. Т.I / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова М.,1997.

9. Терентьева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6—7 лет //Дефектология. –2000 -№ 4

10. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селивёрстова. – М., 1997. –Ч. I.

11. Цветкова Л.С., Пирцхалайшвили Т.М. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами речевой патологии // Дефектология. 1975. №5.

12. Юрова Р.А., Одинец О.И Особенности связной речи у детей – ринолаликов дошкольного возраста // Дефектология. 1990. №1.

Глава V

Наши рекомендации