Гуманистическая психология или психология экзистенциализма
Адлер: на человека в момент сеансов психотерапии влияют : понимание и принятие своего стиля жизни, помощь психотерапевта, усиление соц. интереса (пробуждает потребность в кооперации).
Адлер начинал всю проф. деятельность с поиска проблем (в детстве, в пути развития). Цель психотерапевта – создать атмосферу сочувствия, поддержки, доброжелательности, безопасности. Именно в такой обстановке человек может принять свой стиль жизни.
Задачи психотерапевта: интегрировать прошлый и настоящий опыт, представить взгляд со стороны, вернуть пациенту вновь возникшую целостность.
Ответственность за успех возлагается на пациента. Эмоциональная реакция и прошлый опыт пробуждает интерес к проблемам ближним.
Г.Айзенк выделение клинической психологии в самостоятельную дисциплину. Готовит мед. психологов, использует методы поведенческой психотерапии через научение. Психология – наука естественная. Враждебно относится к субъективным подходам к психологии. Человек – биосоциальный организм, действия человека обусловлены в равной степени факторами: биологическими (гены, гормоны, физиология) и социальными(исторические, общественные и экономические условия).
Перевес в одну или другую сторону препятствует развитию науки, т.е.Ч – продукт б. и соц. Эволюции.
Личностные особенности + стрессовые внешние воздействия могут привести к психосоматическим расстройствам или к нервнопсихическим расстройствам. Нейротизм – основополагающий личностный фактор, приводящий к нервным расстройствам психики.
Маслоу - проблема наивысших достижений человека, начал с изучения сравнительно небольшой выборки людей неординарных; представляет теорию самоактуализации.
Иерархия потребностей:
1) физиологические потребности - потребность в еде, питье, дыхании, сне и сексе;
2) потребность в безопасности - чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги;
3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;
4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении;
5) потребность в самоактуализации.
Карл Роджерс - Личностно-ориентированная терапия есть главный подход в психотерапии. Человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные.
7. Аналитическая психология– направление психоанализа
Юнг – понятие коллективного бессознательного. Психология – это наука о сознании, содержании и механизмах бессознательного. Бессознательная сфера психического не поддаётся прямому наблюдению, но наблюдается в личном бессознательном и коллективном бессознательном.
Появляются архетипы – образы, принадлежащие всему человечеству, независимо от культуры. Архетипический разум – ядро бессознательного. Архетипы не контролируются волей, они автономны.
3 метода для достижения сферы бессознательного:
1) Метод словесных ассоциаций
2) Анализ сновидений
3) Метод активного воображения
Фрейд – сон есть искажение действительности.
Юнг – сон ничего не скрывает, является законченным. Это компенсаторная функция (естественная реакция саморегуляции психической системы человека). Сны есть реакция на сознательную установку. Ключ снов находится у самого человека (у Фрейда наоборот).
8. Когнитивная психология - раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
Миллер, Г. Саймон, Хомски, Грин и Свитс - Когнитивная, познавательная активность — это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ. Исследование познавательной активности составляет часть психологии.
6. Эволюция предмета психологии как самостоятельной науки (Российская традиция).
Самостоятельная наука
(с сер 19в до н. дней)
И.М. Сеченов (1829-1905) – физиолог, 1860-70 предлагает программу построения психики, как самостоятельной науки. Изучал явление «центрального торможения», которое объясняет явление произвольного поведения. Головной мозг – главное звено психической организации человека.
Предмет психологии – виды психической деятельности субъекта. Рассматривает и человека, и животного. Надо изучать развитие в системе связей и в историческом процессе. Метод объективного наблюдения внешних и внутренних форм проявления.
Явление торможения – объяснение появления моральных норм (вначале – внешние запреты, потом – внутренний тормоз).
И.П.Павлов (1849-1939) – физиолог, учения о высшей нервной деятельности. 1904 – получает Нобелевскую премию за работу о пищеварении. Учение я психике человека и животного – это основа учения о бихевиоризме. Фундамент будущей психологии – это физиологические исследования.
1950г – некоторые психологи перестали видеть связь между психологией и физиологией. Что является предметом изучения?
Г.Н Челпанов (1862-1932) – философ.1912-1914 при Московском университете создает первые в России институт экспериментальной психологии. Стоит на позиции интроспекционного метода. Популяризатор психологической науки. Нач1920 – жесткая критика за скептицизм к реформам большевиков образования.
А.А.Ухтомский (1875-1942) – физиолог, основатель физиологической школы ленинградского университета. Учение о доминанте. С помощью доминанты пытался объяснить аффекты, внимание, творчество, интуицию, личность.
Л.С.Выгодский (1896 – 1934) – психолог, культуролог, методолог и теоретик. 10 лет занимался дефектологией. Учение «Культурно-историческая концепция развития высших психических функций» (мышление и речь). Эти психические функции могли появиться только у человека. Интересна для него психология искусства. Появляется программа построения психологии. 1925-1926 – появляется лаборатория психологии аномального детства в Москве. Изучает проблемы соотношения мышления и речи, а так же проблемы развития и значения слов. Появляются «зоны ближайшего развития».