Психологические направления ХХв
1. Интроспекция - это способ познания человеком своего сознания. Метод заключается в непосредственном восприятии феноменов и законов сознания. Считалось, что Ч изучает себя независимо. В конце 19в интроспекция соединяется с экспериментом и разделяется на:
A. Аналитическая (Титченер, Вундт) – полное расчленение чувственного образа на элементы, не впадая при этом в ошибку стимула. Взгляд со стороны
B. Метод симантических (=смысл) свойств. Вюрбургская школа. – прослеживают стадии процесса мышления с использованием ретроспективного отсчёта (прокручивать периоды жизни назад). Ч сам отслеживает, как он мыслит
C. Метод феноменологического самонаблюдения – от наивного испытуемого требовали непредвзятого описания психологических феноменов в их непосредственности и целостности
2. Бихевиоризм - нач 20в. На формирование направления оказали влияние работы Павлова, Бехтерева и Торндайка. Направление развивалось, как альтернатива интроспекции. Оно исключало все феномены, которые нельзя было зафиксировать и измерить.
Психология – наука о поведении, так как поведение есть единственная психическая реальность, доступная наблюдению и обладающая определенными параметрами. Поведение можно зафиксировать, измерить, воздействовать. Поведение – совокупность реакций организма на воздействия внешней среды. Главная проблема – проблема научения.
Поведение – это адаптация организма к изменяющимся условиям. Внешняя среда посредством стимула воздействует на сознание и получается реакция. Изменяя стимул – изменяем поведение. На основе этого разработали методы поведенческой психотерапии и поведенческого направления в медицине.
3. Психоанализ – направление, объясняющее структуру личности и ее развитие за счет иррациональных онтогонистических сознаний психическими факторами. Идея психоанализа возникает, как концепция объяснения и лечения неврозов.
Теория двух инстинктов– эрос (сексуальный, позже инстинкт жизни) и танатос (инстинкт смерти)
З.Фрейд - вводит в психологию ряд важных проблем, он понимает человека, как целостное существо. Детские травмы оказывают решающее воздействие на психику уже взрослого человека. Жизнь личности – противоречия и конфликты. Преодолевая их, личность развивается.
Структура личности по З.Фрейду:
- супер-эго (сверх я) – социум, накладывающий ограничения
- эго - я – примиряет влечения с потребностями общества – предсознание и сознание -приницип реальности
- оно (id) – тайные бессознательные влечения и потребности – принцип наслаждения – бессознательное
Защитные механизмы для спасения от конфликта между Я и ОНО:
· вытеснение желаний (возмещаются недостатки личности, иными достоинствами. Ярким примером может быть развитое обоняние и слух у слепых людей – происходит физиологическое замещение)
· сублимация (в критической ситуации человек переключает свое внимание и направляет жизненную энергию в иное русло, устраняя, таким образом, проблему).
· рационализация (в сложной ситуации человек склонен анализировать факты и рационально оценивать ситуацию)
· отрицание
· инверсия(противодействие)
· проекция
· замещение
· изоляция
· регрессия
Регулировка – это и есть неврозы. Задача психотерапии – выявление травмирующих переживаний и освобождение от них путем катарсиса (ярких впечатлений).
Задачи психологии:
1) Выявить причины травмирующих переживаний
2) Вытеснить влечения путем катарсиса
3) Понять причины невротических симптомов
Методы психологии:
1) Анализ сновидений
2) Метод свободных ассоциаций
4. Гештальт-психология – направление 1/3 20в в Германии – изучение психики путем гештальтов (целостных структур). Гештальт первичен по отношению к другим элементам психики. Системную организацию целого определяют свойства и функции частей, образующих это целое. Преимущественное изучение восприятия. Вертхеймей, Кёлер, Коффка, Левин, Хайдер
Перлз – терапия строится по принципу игры. Надо достичь эмоционального и интеллектуального потрясения, которое приводит к интеграции личности «АГА!» - это момент самопостижения.
5. Индивидуальная психология –продолжает линию психоанализа.
А.Адлер – занимается проблемами нарушения психики (это неправильная работа органов). 1902г – вступает в кружок психоаналитиков. 1911г – т/з Фрейда и т/з Адлера расходятся. Теоретические противоречия явные. Адлер покидает венское психоаналитическое общество и создает свою ассоциацию индивидуальной психологии. Проводит исследования в сфере психологии, педагогической деятельности, вопросы обучения учителей психологическим знаниям. Создает консультативные центры для родителей. Лекционные поездки в Европу. С 1932г преподает медицинскую психологию в США.
Принципы учения Адлера:
1) Холизм (целостность) – психика рассматривается в неделимости.
2) Единство индивидуального стиля жизни (Человек не может кардинально быть другим в разных сферах деятельности)
3) У человека обязательно присутствует общественное чувство, социальный интерес, потребность в кооперации.
4) Направленность поведения к цели (нет действий без цели). Цели и ожидания больше влияют на поведение, чем прошлый опыт. В этом главное расхождение с Фрейдом. «Человек направлен в будущее, а не живет только прошлым».
Цель человека – стремление к превосходству и адаптации к среде. Доминирующее влияние социума на человека. У каждого индивида социальные интересы (чувство общности, альтруизма, кооперации) преобладают над другими.
5) Отвергает противостояние сознательного и бессознательного, в отличие от Фрейда.
6) Всё зависит от правильного семейного воспитания. Существует 2 крайности: эмоциональное отвержение (каждый сам по себе, одни запреты) и попустительство (вседозволенность). à появление детских неврозов.