Применение бихевиоральных техник
Скиннер (Skinner, 1953a) описывал терапевта как «ненаказующего зрителя». Без наказания в первую очередь учащаются варианты поведения, которые прежде были вытеснены под страхом кары. К ним относятся: агрессия, нелогичное мышление и другие виды поведения, за которые ранее наказывали. Однако по мере того,как терапевт продолжает держаться в ненаказующей манере, эти виды поведения в конечном счете подвергаются угасанию. (При этом подразумевается, конечно, что они не получают текущего подкрепления.) Вдобавок клиент может научиться новым и более желательным способам поведения, а также различать стимулы, которые сигнализируют, когда должны проявиться различные варианты поведения.
Модификация поведения — это терапевтический подход, в котором принципы научения систематически применяются для изменения поведения.
Первый шаг состоит в функциональном анализе поведения, подлежащего изменению. Это означает тщательную идентификацию стимулов и подкреплений, влияющих на поведение. Чаще ли проявляется это поведение в определенных условиях? Какие последствия (изменение внимания или активности) сопровождают поведение? Более полный функциональный анализ дает лучшее понимание проблемного поведения и, следовательно, большую возможность контролировать его, не прибегая к излишне сильным или искусственным подкреплениям или наказаниям .
На втором этапе планируется вмешательство. Если поведение возникает в одних (но не возникает в других) ситуациях, то, может быть, удастся его изменить при помощи контроля над ситуацией. Часто бывает, что желательное поведение упрочивается прибавлением подкреплений, а нежелательное сокращается устранением подкреплений (угасание) или, если необходимо, наказанием. Конкретный режим подкрепления тщательно подбирается на индивидуальной основе, так как люди по-разному реагируют на разные подкрепления.
Например, ребенка, который плачетно ночам, можно было бы подвергнуть режиму угасания. Родителям даются инструкциине обращать на него внимания, которым подкрепляется нежелательный помпой плач. Способы поведения, подлежащие упрочиванию, подкрепляются либо при помощи первичного подкрепления — такого как пища, либо вторичного — такого как жетоны (например, очки или золотые звездочки), которые впоследствии можно обменять на желаемые награды.
Джон Доллард.Большой интерес представляют и исследования асоциального (агрессивного) и просоциального поведения, предпринятые психологами этого направления. Так Джоном Доллардомбыла разработана теория фрустрации, которая утверждает, что сдерживаемые слабые проявления агрессивности (которые стали результатом прошедших фрустраций), могут сложиться и создать очень мощную агрессивность. Согласно этому мнению, возможно, что все фрустрации, которые переживаются в детском возрасте и которые, согласно фрустрационной теории, всегда ведут к агрессии, могут привести к агрессивности в зрелом возрасте) В настоящее время это широко распространенное мнение подвергается сомнению и считается спорным, тем более что ряд других исследователей доказывает невозможность воспитания и развития детей без каких-либо фрустрационных ситуаций.
Последние исследования Альберта Бандурыпосвящены изучению роли вознаграждения и подражания в формировании определенных моделей поведения у детей. При этом Уолтере пришел к выводу о том, что частичное подкрепление более эффективно (во всяком случае при развитии агрессии), чем постоянное. Исследования Бандуры не только выявили этапы в развитии подражания у детей, но и показали, что дети, как правило, подражают сначала взрослым, а затем сверстникам, чье поведение привело к успеху, т.е. к достижению того, к чему стремится данный ребенок. Выявив этапы развития подражания, Бандура также показал, что дети часто подражают даже тому поведению, которое у них на глазах не привело к успеху, т.е. они усваивают новые модели поведения как бы «про запас».
Исследования процесса социализации детей привели бихевио-ристов к открытию таких важных феноменов, как конформизм и негативизм, .анализу условий, способствующих возникновению социально желательного поведения. Необходимо отметить, что ученые этой школы открыли многие законы и механизмы обучения и тем самым способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания детей.