Применение бихевиоральных техник

Скиннер (Skinner, 1953a) описывал терапевта как «ненаказующего зрителя». Без наказания в первую очередь учащаются варианты поведения, которые прежде были вытеснены под страхом кары. К ним относятся: агрессия, нелогичное мышление и другие виды поведения, за которые ранее наказывали. Однако по мере того,как терапевт продолжает держаться в ненаказующей манере, эти виды поведения в конечном счете подвергаются угасанию. (При этом подразумевается, конечно, что они не получают текущего подкрепления.) Вдобавок клиент может научиться новым и более желательным способам поведения, а также различать стимулы, которые сигнализируют, когда должны проявиться различные варианты поведения.

Модификация поведения — это терапевтический подход, в котором принципы научения систематически применяются для изменения поведения.

Первый шаг состоит в функциональном анализе поведения, подлежащего изменению. Это означает тщательную идентификацию стимулов и подкреплений, влияющих на поведение. Чаще ли проявляется это поведение в определенных условиях? Какие последствия (изменение внимания или активности) сопровождают поведение? Более полный функциональный анализ дает лучшее понимание проблемного поведения и, следовательно, большую возможность контролировать его, не прибегая к излишне сильным или искусственным подкреплениям или наказаниям .

На втором этапе планируется вмешательство. Если поведение возникает в од­них (но не возникает в других) ситуациях, то, может быть, удастся его изменить при помощи контроля над ситуацией. Часто бывает, что желательное поведение упрочивается прибавлением подкреплений, а нежелательное сокращается устранением подкреплений (угасание) или, если необходимо, наказанием. Конкретный режим подкрепления тщательно подбирается на индивидуальной основе, так как люди по-разному реагируют на разные подкрепления.

Например, ребенка, который плачетно ночам, можно было бы подвергнуть режиму угасания. Родителям даются инструкциине обращать на него внимания, которым подкрепляется нежелатель­ный помпой плач. Способы поведения, подлежащие упрочиванию, подкрепляются либо при помощи первичного подкрепления — такого как пища, либо вторичного — такого как жетоны (например, очки или золотые звездочки), которые впоследствии можно обменять на желаемые награды.

Джон Доллард.Большой интерес представляют и исследования асоциального (агрессивного) и просоциального поведения, предпринятые психологами этого направления. Так Джоном Доллардомбыла разработана теория фрустрации, которая утверждает, что сдерживаемые слабые проявления агрессивности (которые стали результатом прошедших фрустраций), могут сложиться и создать очень мощную агрессивность. Согласно этому мнению, возможно, что все фрустрации, которые переживаются в детском возрасте и которые, согласно фрустрационной теории, всегда ведут к агрессии, могут привести к агрессивности в зрелом возрасте) В настоящее время это широко распространенное мнение подвергается сомнению и считается спорным, тем более что ряд других исследователей доказывает невозможность воспитания и развития детей без каких-либо фрустрационных ситуаций.

Последние исследования Альберта Бандурыпосвящены изучению роли вознаграждения и подражания в формировании определенных моделей поведения у детей. При этом Уолтере пришел к выводу о том, что частичное подкрепление более эффективно (во всяком случае при развитии агрессии), чем постоянное. Исследования Бандуры не только выявили этапы в развитии подражания у детей, но и показали, что дети, как правило, подражают сначала взрослым, а затем сверстникам, чье поведение привело к успеху, т.е. к достижению того, к чему стремится данный ребенок. Выявив этапы развития подражания, Бандура также показал, что дети часто подражают даже тому поведению, которое у них на глазах не привело к успеху, т.е. они усваивают новые модели поведения как бы «про запас».

Исследования процесса социализации детей привели бихевио-ристов к открытию таких важных феноменов, как конформизм и негативизм, .анализу условий, способствующих возникновению социально желательного поведения. Необходимо отметить, что ученые этой школы открыли многие законы и механизмы обучения и тем самым способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания детей.

Наши рекомендации