Обработка и интерпретация результатов
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «–», значит это ответ «Нет» (ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности). При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.
2. Число несовпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Тест Филлипса оценивает 8 факторов школьной тревожности: общую тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрацию потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Факторы | №№ вопросов и общая сумма баллов |
1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. | 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 ∑ = 22 |
2. Переживание социального стресса– эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками). | 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36,39,42,44 ∑ = 11 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 ∑ = 13 |
4. Страх самовыражения– негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей | 27, 31, 34, 37, 40, 45 ∑ = 6 |
5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей | 2, 7, 12, 16, 21, 26 ∑ = 6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок | 3, 8, 13, 17, 22 ∑= 5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям «стрессогенного характера, повышающие, вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. | 9, 14, 18, 23, 28 ∑ = 5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. | 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 ∑ = 8 |
Таблица для подсчета несовпадений ( Да «+», Нет «–» )
№ вопроса | ключ | № вопроса | ключ | № вопроса | ключ | № вопроса | ключ | № вопроса | ключ |
- | - | + | - | - | |||||
- | - | - | + | - | |||||
- | - | - | + | - | |||||
- | - | - | - | - | |||||
- | - | - | + | - | |||||
- | - | + | - | - | |||||
- | - | - | + | - | |||||
- | + | - | + | - | |||||
- | - | - | - | - | |||||
- | + | - | - | - | |||||
+ | - | + | - | ||||||
- | + | + | - |
Методика «. Изучение познавательных затруднений»
Цель:Определение познавательных затруднений учащегося
Инструкция: В каждом из трех вопросов выбери 1-2 ответа.
I. Что в школе мешает тебе хорошо учиться?
1. Скучные уроки, нелюбимые предметы (какие?)
2. Грубое отношение учителей (каких?)
3. Враждебное отношение к тебе одноклассников
4. Отсутствие порядка и дисциплины
5. Отсутствие свободы и самостоятельности
6. Нет интересных дел и занятий во внеурочное время
7. Частые пропуски по болезни
8. Быстро устаю на уроке
9. Болит голова, живот и др.
II. Что в самом себе не дает тебе хорошо учиться?
1. Не всегда понимаю новый материал
2. Не могу применить свои знания на практике
3. Плохая память
4. Нет достаточного трудолюбия и терпения
5. Не умею организовать свои занятия
6. Не хватает времени
7. Мешает болезнь
8. Не могу долго быть внимательным
III. В какой помощи ты нуждаешься в первую очередь?
1. Хочу научиться правильно организовывать свой день
2. Хочу знать свои способности и возможности
3. Хочу преодолеть трудности в учении
4. Хочу научиться какому-то полезному практическому делу
5. Хочу заниматься в кружках, секциях и др.
6. Нуждаюсь в помощи при изучении трудных предметов
7. Хочу избавиться от болезни
Обработка результатов
На основе выделенных трех ответов в первом вопросе можно судить о характере внешних или объективных затруднений; во втором – о затруднениях индивидуального типа; в третьем – о специфике личностной направленности в преодолении тех или иных затруднений.