По общей, возрастной и социальной психологии

1. Психология как наука, ее задачи и особенности. Место психологии в системе наук. Основные разделы и отрасли психологии.

2. Проблема соотношения житейского и научного психологического знания. Этапы возникновения и развития психологии. Многообразие предмета психологии.

3. Понятие психики и отражения. Проблема объективного критерия возникновения психики. Этапы развития психики в филогенезе (концепция А.Н. Леонтьева).

4. Возникновение и развитие сознания как главное событие антропогенеза. Свойства, структура и функции сознания. Сущность различий психики животных и человека.

5. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Учение о высших психических функциях. Закон развития высших психических функций.

6. Деятельностный подход в психологии. Понятие о деятельности. Психологическая структура деятельности. Основные виды деятельности, их психологическая характеристика. Понятие ведущей деятельности.

7. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущений. Виды и основные свойства ощущений. Механизмы изменения чувствительности. Проблема измерения ощущений.

8. Понятие о восприятии, его характеристика. Физиологические основы восприятия. Виды и свойства восприятия. Сложные формы восприятия: восприятие пространства, времени, движений.

9. Понятие о внимании, его функции. Теории внимания. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Основные свойства внимания и методы их изучения.

10. Понятие о памяти. Теории памяти. Виды памяти и их характеристика. Процессы памяти и их характеристика. Индивидуальные различия и нарушения памяти.

11. Понятие о мышлении, его функции. Классификация видов мышления и их характеристика. Основные мыслительные операции. Мышление и речь. Логические формы мышления. Этапы мышления как процесса решения задач. Индивидуальные особенности мышления.

12. Понятие о воображении. Виды воображения. Психологические механизмы воображения. Воображение и личность.

13. Индивид, личность, индивидуальность. Структура личности. Теории личности.

14. Общая характеристика мотивационно-потребностной сферы личности. Основные классификации потребностей. Иерархия потребностей. Направленность личности.

15. Понятие об эмоциях и чувствах, их функции и характеристики. Теории эмоций. Эмоциональные реакции и состояния. Особенности развития и нарушения эмоций.

16. Общая характеристика волевых процессов. Функции воли. Структура волевого действия, характеристика его компонентов. Волевые качества личности. Развитие воли.

17. Общее понятие о темпераменте. История учения о типах темперамента. Физиологические основы темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

18. Понятие о характере. Характер и темперамент. Структура характера. Акцентуации характера.

19. Понятие о способностях. Концепции происхождения способностей. Способности и задатки. Виды способностей. Уровни проявления способностей. Формирование способностей.

20. Проблема возраста в психологии. Основные структурные компоненты психологического возраста. Типы возрастных периодизаций психического развития. Требования к критерию возрастной периодизации. Возрастная периодизация психического развития Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.

21. Кризис новорожденности. Без­условные и ранние условные рефлексы новорожденного. «Комплекс оживления». Психологическая характеристика младенчества. Основные новообразования младенческого возраста.

22. Учение как ведущая деятельность младшего школьника. Структура учебной деятельности. Мотивы учения младших школьников и их формирование. Роль учебной деятельности в развития личности младшего школьника. Основные психологические новообразования младшего школьника.

23. Подростковый возраст как социально-историческое явление. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее влияние на процесс психического развития. Основные психологические новообразования подросткового возраста. Развитие личности подростка.

24. Общая характеристика психического развития в зрелом возрасте. Общественно-полезный труд как ведущая деятельность в зрелом возрасте. Основные новообразования зрелого возраста. Особенности развития личности.

25. Психологическая характеристика личности в период старения. Условия развития и новообразования в поздней зрелости. Кризис конца жизни и отношение к смерти.

26. Предмет социальной психологии; ее место в системе наук о человеке и обществе. Значение социальной психологии в решении современных проблем. Структура и отрасли социальной психологии. Основные этапы развития и становления социальной психологии как самостоятельной науки.

27. Истоки и предпосылки возникновения социально-психологической теории. Первые теоретические концепции в области социальной психологии («психология народов» Х. Штейнталь, М. Лацаруса и развитие идей «психологии народов» В. Вундом; «концепция подражания» Т. Тарда и «психология масс» Г. Лебона; теория «инстинктов социального поведения» У. Макдугалла).

28. Период экспериментального развития социальной психологии в XX веке. Развитие социально-психологических идей на западе. Развитие социальной психологии в России.

29. Методология и методы социально-психологических исследований. Методы исследования. Активные методы социально-психологического воздействия: содержание, направленность, типы, возможности и ограничения Социометрия как метод исследования межличностных отношений в малой группе.

30. Общение как обмен информацией. Структура коммуникативного акта. Коммуникативные барьеры. Вербальные средства общения. Речь, язык, виды речи. Невербальные средства коммуникации: разновидности и их функциональное назначение. Кинесика, проксемика, такесика в системе коммуникации. Массовая коммуникация как социальный феномен: понятие, структура и функции.

31. Общение как восприятие партнеров. Сущность и функции социальной перцепции. Идентификация, эмпатия, рефлексия. Стереотипизация и аттракция в социальной перцепции.

32. Место и роль общения в системе отношений человека. Структура и функции общения. Единство общения и деятельность (четыре позиции). Общение как взаимодействие. Особенности взаимодействия в конфликте.

33. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Социально-психологические аспекты процесса социализации. Структура социальной установки. Значение исследований установок в школе Д.Н. Узнадзе. Иерархическая структура диспозиций личности. Концепция В.А. Ядова. Социальные роли: понятие, виды и основные характеристики.

34. Проблемы групп в социальной психологии. Классификация групп. Социально-психологическая характеристика устойчивых больших социальных групп (классы, религиозные и этнические общности, социальные движения). Стихийные большие группы: общая характеристика и типы (масса, публика, толпа).

35. История исследования малых групп в социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода к изучению малой группы. Малая группа: понятие и характеристика основных видов. Возникновение и развитие группы. Модели развития группы. Групповая сплоченность и процесс принятия группового решения. Феномен группового давления (конформизма). Лидерство и руководство как феномен управления процессом жизнедеятельности группы.

Примеры практических заданий

Задача 1. Определите логическую последовательность представленных ниже функций службы управления персоналом, проставив соответствующий порядковый номер напротив каждой функции.

Название функции Порядковый номер
Обеспечение потребности в персонале  
Использование персонала  
Разработка системы целей управления персоналом  
Определение содержания труда на каждом рабочем месте  
Выбор путей покрытия потребности в персонале  
Адаптация персонала  
Определение функций и оргструктуры службы управления персоналом  
Формирование системы управления персоналом  
Планирование качественной и количественной потребности в персонале  
Отбор персонала  
Определение потребности в персонале  
Производственная социализация персонала  
Мотивация трудовой деятельности  
Управление карьерой персонала  
Высвобождение персонала  
Определение содержания и процесса мотивации  
Деловая оценка персонала  
Использование денежных и не денежных побудительных систем  
Развитие персонала  
Организация обучения персонала  

Задача 2. В соответствии с представленной ниже темой Выпускной квалификационной работы студента определите:

1) объект исследования;

2) предмет исследования;

3) методы исследования;

4) методики исследования.

Тема ВКР: Влияние нарушенных семейных отношений на психическое развитие подростков.

Задача 3. Начало тренинга. Один из участников негативно относится к тренингам вообще и говорит об этом. Вы ему отвечаете:

 
 
 

Задача 4. Укажите те особенности поведения, которые обусловлены темпераментом, и те, которые зависят от мотивации. Объясните свой выбор.

У детей-холериков старшего дошкольного возраста при выполнении различных трудовых заданий могут проявляться следующие особенности поведения:

а) они невнимательны при объяснении задания даже тогда, когда интересно;

б) часто не выслушивают объяснения до конца и приступают к работе;

в) при неудачах бывают срывы: дети рвут тетради, бросают работу, когда что-нибудь не получается;

г) в новых заданиях с красочным материалом при объяснении внимательно следят за каждым движением воспитателя;

д) в работах соревновательного характера проявляют терпение и настойчивость при неудачах;

е) в однообразной работе проявляют торопливость, неряшливость, неаккуратность;

ж) в процессе выполнения задания часто переключаются на другие виды деятельности – игру, соревнование со сверстником, общение или просто мешают другим детям;

з) часто недоделывают трудную работу до конца, «забывая» о ней. (По В. С. Мерлину).

Задача 5.Выполните следующее задание:

а) прочитайте отрывок и определите, какие психические состояния испытывает человек в приведенном примере;

б) какую экстренную психологическую помощь необходимо оказывать при данном психическом состоянии (или состояниях)?

«Семнадцать ранений получил в бою Дабич, но остался жив. Позже он дал интервью журналистам: «Вы не можете представить, как во время боя притупляются нервы. Сама природа, кажется, заботится о том, чтобы все это человек перенес. Смотришь на палубу: валяются руки, ноги, черепа без глаз, без покровов, словно в анатомическом театре, и проходишь мимо почти равнодушно, потому что весь горишь единым желанием – победы!».

Пример интервью по компетенциям

ПК-1: способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности.

Расскажите о ситуации, в которой Вам приходилось реализовывать стандартную программу, направленную на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности:

– каковы были обстоятельства этой ситуации?

– что именно Вам пришлось делать?

– каков был результат Ваших действий?

Наши рекомендации