Схема индивидуальной беседы с учащимися

/. Профессиональные намерения учащегося

1. Что собирается делать после окончания IX класса:

а) учиться в X классе, ПТУ, техникуме (записать полное на­
звание учебного заведения);

б) работать (записать полное название предприятия, цеха,

отдела, специальности).

2. Что знает о содержании избираемой профессии, об усло­
виях учебы, работы?

3. Знает ли о требованиях избираемой профессий к чело­
веку?

4. Что советуют делать родители после окончания IX класса?

Согласен ли учащийся с их мнением?

//. Интересы

1. Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «не­любимые» предметы)?

2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чте-
\ ние специальной литературы, беседы о профессии со специа-
\листом, посещение учебных заведений)?

3. Как развивает интересы, связанные с выбором профессии?

4. Оказывают ли помощь родители в развитии учебных инте-
щ есов и интересов к профессиональной деятельности? В чем
ёто заключается?

III. Склонности

1. Какие склонности называет учащийся (в учебной деятель­
ности, в кружковой работе, в свободное от учебы время)?

2. Есть ли склонности, связанные с выбором профессии («про­
ба сил»)?

3. Как развивает склонности, связанные с выбором про­
фессии?

4. Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к
какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заклю­
чается?

IV. Способности

1. Какие способности находит у себя учащийся (в учебной

деятельности)?

2. Есть ли профессиональные способности, т.е. способности,
необходимые для успешного освоения избираемой профессии?

3. Как развивает способности, связанные с выбором профес­
сии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подго­
товку, углубляет знания о профессии)?

4. Совпадают ли интересы, склонности со способностями
учащегося (совпадают частично или совсем не совпадают)?

5. Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его
способностях? Согласен ли он с их мнением?

6. Как учащийся считает, оказывают ли ему учителя, родите­
ли помощь в развитии способностей?

V. Личные качества

1. Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее
ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?

2. Какие качества, по его мнению, необходимо развить для
успешного освоения избираемой профессии?

3. Как развивает качества, необходимые для успешной про­
фессиональной деятельности?

4. Занимается ли самовоспитанием?

5. Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии лич­
ных качеств?

VI. Готовность к выбору профессионального пути

1. Как учащийся оценивает достигнутые им успехи в учеб­ной деятельности?

1. По каким учебным предметам, по его мнению, будут нуж­ны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?

3. Считает ли учащийся, что сможет осуществить свои про­
фессиональные намерения? Что этому может помешать?

4. В случае неосуществления основных планов есть ли запасные?

VII. Советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору
профессионального пути

1. Литература для чтения.

2. Кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных
предметов.

3. Тема доклада в классе об избираемой профессии.

4. Встреча со специалистом.

5. Советы по развитию, совершенствованию индивидуаль­
ных качеств.

6. Дата первичной профконсультации.
Предварительная беседа поможет психологу сориентироваться

в подготовке к первичной профконсультации для учащихся, их педагогов и родителей. Ему очень важно также разобраться в мотивах выбора профессии.

При выборе профессии человек руководствуется следующи­ми мотивами: общественной значимостью профессии, прести­жем, заработком, возможностью продвижения по службе и др. Знание того, почему человек избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладе­вать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.

Для того чтобы лучше ориентироваться в большом разнооб­разии мотивов, можно разделить их на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии — ее об­щественная и личная значимость; удовлетворение, которое при­носит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мо­тивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления,

Внешняя мотивация — это заработок, стремление к прести­жу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положитель-





\ным мотивам относятся: материальное стимулирование, возмож­ность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, Т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Исследования показывают, что преобладание внутренних мо­тивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации. Приводи­мая ниже методика позволяет определить ведущий тип мотива­ции в процессе выбора профессии.

МЕТОДИКА «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»

Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту про­фессию, специальность.

Утверждения
Оценка
п/п

Тип мотивации

Требует общения с разными людьми

Нравится родителям

Предполагает высокое чувства ответственности

Требует переезда на новое место жительства

Соответствует моим способностям

Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием

Дает возможность приносить пользу людям

Способствует умственному и физическому развитию

Является высокооплачиваемой

Позволяет работать близко от дома

Является престижной

Дает возможности для роста профессионального

мастерства

Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах

Позволяет реализовать способности к руководящей работе

Является привлекательной

Близка к любимому школьному предмету

Позволяет сразу получить хороший результат труда для других

Избрана моими друзьями

Позволяет использовать профессиональные умения

вне работы

Дает большие возможности проявить творчество

с =и



 


сильно, 3 — средне, 2

Шкала оценок:

5 — очень сильно повлияло, 4 слабо, 1 — никак не повлияло.

Условные обозначения: «и» — внутренние индивидуально зна­чимые мотивы; «с» — внутренние социально значимые мотивы; «+» — внешние положительные мотивы; «—» — внешние отри­цательные мотивы.

Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мо­тивации.

В профессиональной консультации психолог пользуется сис­темой методов и показателей, которые наглядно можно пред­ставить следующим образом:

Попытаемся дать характеристику отдельных методов проф-диагностики, способов анализа и представления диагности­ческих данных в виде дифференциально-диагностического обследования, психограммы, психологической характеристики школьника.

Для выявления личностных особенностей часто использует­ся многофакторный опросник Р.Кэттела. Опросник разработан автором на основе длительного исследования и предназначает­ся для получения полного представления о личности в корот­кое время [71].

В исследовании старшеклассников используется юноше­ский вариант опросника, который выявляет 14 личностных факторов.


 

Тесты способностей

Любимые занятия в ободное

Способ­ности

Медицинское освиде-тельство-

время ./Состояние^ 1 здоровья и физического развития Личностные особенности ребенка Еэк кое попо-ние семьи

Наблюдение . Личностные тесты Интервью Школьная

Умения и навыки

характерис­тика

Школьная характеристика Интервью Тесты квалифика­ций

Анкеты Интервью Беседы

1. Фактор А 2. Фактор В 3. Фактор С 4. Фактор D 5. Фактор Е 6. Фактор F 7. Фактор L 8. Фактор Н 9. Фактор J 10. Фактор G 11. Фактор Q 12. Фактор Q2 13. Фактор Q3 14. Фактор Q4

— аффектотимия (сердечность, доброта,
общительность).

— шизотимия (обособленность, отчуж­
денность, замкнутость).

— схоластические умственные способ­
ности.

—эмоциональная стабильность (сила Я)
— (нестабильность).

—возбудимость — флегматичность (фак­
тор темперамента).

—доминантность, штстность — зависи­
мость, покорность.

—озабоченность — беспечность.

—сила сверх-Я — слабость сверх-Я.

—робость — смелость.

— жесткость — мягкость.

—коллективизм — индивидуализм.

—уверенность в себе — чувство вины.

—самодостаточность — приверженность
группе.

—высокий контроль Я — низкий конт­
роль Я.

—высокое рабочее напряжение — низ­
кое рабочее напряжение.

Текст опросника, методику интерпретации данных психолог может найти в книгах «Методы психодиагностики в спорте»,




«Введение в экспериментальную психологию», «Психологиче­ское тестирование» [71, 75, 7].

Для оценки профессионального личностного типа можно ис­пользовать методику Джона Голланда. Голланд, как представи­тель концепции индивидуальности, разработал методику для оп­ределения социальной направленности личности. Он выделял

6 типов:

1. Реалистический тип — несоциальный, ориентированный на
настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкрет­
ными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает
предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конк­
ретности. Развиты математические, невербальные способности.

Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, аг­роном и т.д.

2. Интеллектуальный тип — несоциален, аналитичен, рацио­
нален, независим, оригинален. Преобладают теоретические цен­
ности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышле­
ния, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невер­
бальные способности.

Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, ма­тематик, физик.

3. Социальный тип — обладает социальными умениями,
нуждается в контактах. Черты его характера: стремление по­
учать и воспитывать, психологический настрой на человека, гу­
манность, женственность. Представитель данного типа стара­
ется держаться в стороне от интеллектуальных проблем; акти­
вен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы ре­
шает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает
хорошими вербальными способностями.

Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, вра­чи, психологи).

4. Конвенциальный тип — предпочитает четко структуриро­
ванную деятельность. Характер стереотипный, конкретный,
практический. Не проявляет критичность, оригинальность, кон­
сервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности).
Слабо развиты организаторские способности, преобладают ма­
тематические способности.

Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и рас­четом.

5. Предприимчивый тип — избирает цели, которые позволяют
проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приклю-

чения. Представитель данного типа доминантен, любит при­знание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчи­вости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, ста­тусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хоро­шими вербальными способностями.

Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.

6. Артистический тип — опирается на эмоции, воображе­ние, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вер­бальные способности. Для представителей данного типа ха­рактерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.

Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, лите­ратурное творчество и т.п.

Тест прост в проведении и обработке данных. Испытуемым

(

предлагается инструкция, согласно которой из каждой пары про­фессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора.

ТЕСТ Д.ГОЛЛАНДА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТИПА ЛИЧНОСТИ

Инструкция: ниже попарно представлены различные профес-

|

сии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий — поэт или психолог — вы предпочитаете вторую, тогда в листе отве­тов в графе 41(6) вы должны поставить знак «плюс».

а) инженер- а) вязальщик а) повар а) фотограф
техник б) санитарный б) наборщик б) заведующий
б) инженер - врач   магазином
контролер      
б
а) чертежник а) философ а) ученый-химик а) редактор
б) дизайнер б) психиатр б) бухгалтер научного журнала
      б) адвокат


 


9 а) лингвист б) переводчик художественной литературы 10 а) педиатр б) статистик 11 а) организатор воспитательной работы б) председатель профсоюза 12 а) спортивный врач б) фельетонист
13 а) нотариус б) снабженец 14 а) перфоратор б) карикатурист 15 а) политический деятель б) писатель 16 а) садовник б) метеоролог
17 а) водитель троллейбуса б) медсестра 18 а) инженер-электрик б) секретарь-машинистка 19 а) маляр б) художник по металлу 20 а) биолог б) главный врач
21 а) телеоператор б) режиссер 22 а) гидролог б) ревизор 23 а) зоолог б) зоотехник 24 а) математик б) архитектор
25 а) работник ИДИ б) счетовод 26 а) учитель б) командир дружинников 27 а) воспитатель б) художник по керамике 28 а) экономист б) заведующий отделом
29 а) корректор б) критик 30 а) завхоз б) директор 31 а) радиоинженер б) специалист по ядерной физике 32 а) наладчик б) механик
33 а) агроном б) председатель колхоза 34 а) закройщик-модельер б) декоратор 35 а) археолог б) эксперт 36 а) работник музея б) консультант
37 а) ученый б) актер 38 а) логопед б) стенографист 39 а) врач б) дипломат 40 а) главный бухгалтер б) директор
41 а) поэт б) психолог 42 а) архивариус б) скульптор    

Ключ к тесту Д.Голланда

Реашсти-ческий тип Интеллск гуальный тип
За
16а
17а 20а
18а 22а
19а 23а
21а 24а
31а
32а 35а
ЗЗа Зба
34а 37а
£ = V =

(„тег ответов учащихся)

ч. • Социаль­ный тип Конвенцио­нальный тип Предпри­имчивый тип Артистиче­ский тип
 
 
  Юа
  Па 13а
  12а 14а 15а
 
 
  25а
  26а 28а ЗОа
  27а 29а
 
  38а ръЩ
  39а 40а 41а
  42а
  V ~ V = V — V —

Для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся можно использовать специальную анкету и диффе­ренциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный группой сотрудников ВНИИ профтехобразования под руковод­ством ЕА.Климова в конце 60-х — начале 70-х годов [61, 62].

АНКЕТА 1

1. В какой среде ты считаешь возможным применить спо­
собности (наука, искусство, сельское хозяйство, промышлен­
ность, речной или морской флот, сфера обслуживания, строи­
тельство, транспорт, работа по обучению других)?

2. Твое любимое занятие в свободное время.

3. Какая профессия тебя привлекает и почему?

4. Какое дело у тебя получается лучше всего?

5. Какая работа тебе доставляет большее удовольствие?

6. Кого из окружающих людей ты считаешь специалистом
своего дела?





АНКЕТА 2

Если ты хочешь получить советы специалистов при выборе профессии, выполни следующее задание:

1. Задатки дарований есть у каждого человека, в соответст­
вии с ними нужно выбрать профессию. Поэтому подчеркни тот
признак одаренности, который проявляется у тебя в наиболь­
шей мере: хорошая память; наблюдательность; сообразитель­
ность; тонкость и точность движений, действий; тонкое обоня­
ние; умение различать цвета и их оттенки; рассудительность;
здравый смысл; устойчивый интерес ко всем наукам; высокая
умственная работоспособность; увлеченность техникой; умение
конструировать, моделировать; интерес к экспериментам; лю­
бовь к детям и стремление постоянно быть с ними; страсть к
путешествиям, желание много увидеть; любовь к природе, к жи­
вотным; интерес к кулинарии; постоянно испытываемое удо­
вольствие от общения.

2. Чем ты отличаешься от других? В чем превосходишь своих
сверстников, в чем отстаешь от них?

3. Некоторыми профессиями невозможно овладеть при оп­
ределенных недостатках, которые называются противопоказа­
ниями к профессии. Перечисли их: аллергия на пищу, запахи;
плохое здоровье; болезненность; быстрая утомляемость; повы­
шенная нервная чувствительность; раздражительность, нетер­
пеливость; боязнь крови, человеческих страданий; вспыльчи­
вость, неуравновешенность; быстрая утомляемость от общения
с людьми; неаккуратность, неряшливость, небрежное отноше­
ние к работе и быту; отсутствие выдержки, конфликтность в
отношениях со сверстниками и взрослыми; нежелание переде­
лывать плохо выполненную работу.

4. Какие из названных ниже профессий ты предпочтешь, если
другого выбора не будет: моторист, милиционер, строитель, сто­
рож, няня, шофер, продавец, кулинар, овощевод (подчеркни).

5. Подчеркни профессиональные черты человека, который
для тебя является образцом: знание своего дела; вдумчивость;
пытливость; цепкость в работе; творческий склад ума; нестан­
дартность мышления; умение быть простым, доступным в об­
щении с людьми; требовательность к себе и своей работе; высо­
кая результативность труда, его качество, полная самоотдача в
любимом деле; умение учитывать условия и обстоятельства; уме­
ние преодолевать трудности; уверенность в своих силах.

6. Подчеркни требования к своей будущей профессии: от­
сутствие чрезмерной физической нагрузки, конкретные резуль­
таты, возможность творчества, возможность развивать способ­
ности, высокая зарплата, возможность заниматься любимым де­
лом, общение с интересными людьми, высокая общественная
значимость, разнообразие в содержании работы, свободное вре­
мя, возможность самому регулировать рабочее время.

7. Какой учебный предмет является твоим любимым и по­
чему?

Люблю__________________________ (предмет), потому что

он легко усваивается; развивает хорошо ум и способности; нра­вится преподаватель этого предмета; нравится, как преподают этот предмет; знание этого предмета необходимо для поступления в институт; знание этого предмета пригодится для будущей про­фессии.

Анализ ответов учащихся может дать психологу первичную информацию об их интересах, склонностях, способностях и воз­можностях, характере мотивации выбора профессии, уровне са­мооценки, а также о главных направлениях профориентацион-ной работы.

В первоначальном исследовании склонностей и профессио­нальных интересов учащихся может быть использован опрос­ник ДДО.

В основу опросника положена идея о делении всех сущест­вующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объ­екта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Первую группу составляют профессии типа человек — при­рода, где объектом труда являются живые организмы, расте­ния, животные и биологические процессы. Сюда входят та­кие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.

Основой второго типа являются отношения человек — тех­ника, объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профес­сиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, трак­торист, инженер.

Третью группу образуют профессии типа человек — человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Спе­циальности — сфера обслуживания, медицина, педагогика, юрис­пруденция и т.д.





10. Р. В. Овчарова



Доводить товары до потреби­теля (рекомендовать, прода­вать) 5-6 Обсуждать научно-популяр- Обсуждать художественные ные книги, статьи книги (пьесы, концерты) 6-а 6-6 Выращивать молодняк (жи- Тренировать ровесников вотных какой-либо породы) (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) 7-а 7-6 Копировать рисунки, изоб- Управлять каким-либо гру-ражения (или настраивать зовым (подъемным или тран­спортным) средством — подъ­емным краном, трактором, тепловозом и др.

Четвертую группу составляют профессии типа человек — зна­ковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, програм­мисты, машинистки, статистики, экономисты.

Человек — художественный образ — основа пятого типа. Объ­ектом труда этих специальностей служат художественные обра­зы, их роли, элементы и особенности. К названному типу отно­сятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.

Названные типы не могут быть строго ограничены, прини­маются во внимание лишь преобладающие признаки, характер­ные для каждого из этих типов.

Перед испытуемым ставится задача — дать, не задумыва­
ясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы долж­
ны быть дифференцированы. Если названная в вопросе дея­
тельность скорее нравится, чем не нравится, следует поста­
вить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак
плюс (+). Если определенно нравится — два плюса (+ +), а
если очень нравится— три плюса ( + + +). Если скорее не
нравится, чем нравится, — один минус (—), если определен­
но не нравится —- два минуса (------ ), а если очень не нравит­
ся — три минуса ( - — ).

Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчи­тываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО».

Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесооб­разного применения сил испытуемого. Однако следует огово­рить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент,

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК

«Я ПРЕДПОЧТУ»1

Предположим, что после соответствующего обучения вы смо­жете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выби­рать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?

1-а 1-6

Ухаживать за животными Обслуживать машины, приборы

(следить, регулировать)

'См.: Кшмов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1984. — С. 145—147,

2-а

Помогать больным людям, лечить их

3-а

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

4-а

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

музыкальные инструмен­ты)

5-а

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведе­ния (в справочном бюро, на экскурсии)

9-а

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, техни­ку), жилище

10-а Лечить животных

11-а

Выводить новые сорта растений

2-6

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3-6

Следить за состоянием, раз­витием растений

4-6

Оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов

9-6

Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10-6 Выполнять вычисления, расчеты

11-6

Консультировать, проектировать новые виды промышленных


 


12-а

Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

13-а

Наблюдать, изучать работу кружков художест­венной самодеятельности

14-а

Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

15-а

Составлять точные описа­ния или отчеты о наблюда­емых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16-а

Делать лабораторные анализы в больнице

17-а

Красить или расписывать помещение, поверхность изделий

18-а

Организовывать »ультпохо-ды сверстников или млад­ших (экскурсии, туристи­ческие походы и т.п.)

19-а

Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

20-а

Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

изделий (машины, одежду, дома). продукты питания и т.п.

12-6

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13-6

Наблюдать, изучать жизнь микро­бов

14-6

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15-6

Художественно описывать, изо­бражать события (наблюдаемые или представляемые)

16-6

Принимать, осматривать боль­ных, беседовать с ними, назна­чать лечение

17-6

Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18-6

Играть на сцене, принимать участие в концертах

19-6

Заниматься черчением, ко­пировать чертежи, карты

20-6

Работать на клавишных ма­шинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Лист ответов ДЦО

Фамилия, имя ученика______

Класс______________ Школа.

Дата

Природа Техника Человек Знаковая система Художествен­ный образ
За
10а
Па 12а 13а
14а 15а
16а 17а
20а 19а 18а
I + = £ + = 1 + = £ + = I + =
Ч' ______ = I - = £ - = V _____ — у ____ ==
nt- т^ = \ = ЗС; = X'OS =

Существует модифицированный вариант данного опросни­ка — опросник профессиональных предпочтений (ОПП), автор Л.Н. Кабардова. Он включает дополнительную шкалу и вопро­сы и дает возможность анализировать соотношения мотиваци-онного, когнитивного и практического компонентов.

Наши рекомендации