Школьные проблемы и способы их решения психологом
Продолжение
Проблемы учителя | Проблемы учения | Проблемы дисциплины | Проблемы взаимоотношений в стенах школы | Проблемы индивидуально-, типологических особенностей учащихся | Проблемы школьной адаптации |
5 | |||||
Диагностика | Анализ | Анализ | Диагностика | Изучение | Психологи- |
личностных особенностей, сильных и слабых сторон | причин неуспеваемости, выявление типов неус- | (психолого-педагогических причин недисциплини- | и коррекция педобщения, стиля управления педколлективом, | возрастных и индивидуально-типологических особенно- | ческий анализ условий обучения, особенно детей 6-летне- |
личности | певающих | рованности | психологиче- | стей уча- | го возраста |
учащихся | ского микро- | щихся | |||
климата | |||||
Тренинг личностного | Диагностика и акти- | Выявление типов нару- | Помощь в анализе и раз- | Профориентация | Диагностика школьной |
развития | визация | шений дис- | решении кон- | зрелости | |
мотивации | циплины и | фликтов и | первокласс- | ||
учения | недисцип- | разногласий в | ников, опре- | ||
линирован- | системах от- | деление пу- | |||
ных уча- | ношений | тей обуче- | |||
щихся | «учитель — | ния | |||
руководитель», | |||||
«учитель — | |||||
ученик», «уче- | |||||
ник— роди- | |||||
тель» | |||||
Диагностика | Психоло- | Помощь в | Выявление | Диагностика | |
и коррекция коммуника- | гический анализ пе- | разработке педагогиче- | учащихся, нуждающих- | и профилактика школь- | |
тивных оши- | дагогиче- | ских мер | ся в индиви- | ной дезадап- | |
бок | ской оцен- | дисципли- | дуальном, | тации, педа- | |
ки учащих- | нирования | дифферен- | гогической | ||
ся | для разных | цированном | запущенно- | ||
гипов уча- | обучении | сти на раз- | |||
щихся | личных зга- | ||||
пах обучения | |||||
Профилактика нарушений педа- | Выявление аномалий учебной i | Тренинг и игровая коррекция | Помощь в :оциальной адаптации | Тсихокор-эекционные занятия с , | Психопрофилактика 1идактоге- |
гогической , | деятельно- ] | таведения < | зтвержен- ; | детьми | чий и |
этики и так- | :ти у уча- | i | 1ым педаго- | дкольных | |
та 1 | дихся и | i | ~ам и уча- | «врозов | |
j | •сонсульта- | i | цимся | ||
тиная по- | |||||
j | мощь педа- | ||||
i | хэгам | | | |||
i i |
Обучение са- | Разработка | Анализ | Тренинг об- | Наблюдение | Диагностика |
морегуляции | рекоменда- | причинных | щения | и психоло- | и коррекция |
психических | ций по | схем как | гический | эмоциональ- | |
состояний | предуп- | основа ре- | анализ учеб- | ной дезадап- | |
реждению | флексив- | но-воспита- | тации уча- | ||
неуспевае- | ного пове- | тельного | щихся при | ||
мости | дения | процесса в | переходе из | ||
специализи- | класса в | ||||
рованных | класс, смене | ||||
классах | учителя, | ||||
классного | |||||
коллектива, | |||||
школы | |||||
Помощь в | Помощь в | Разработка | |||
выработке | формиро- | психологи- | |||
индивиду- | вании | ческих реко- | |||
ального сти- | учебной | мендаций по | |||
ля деятель- | деятельно- | организации | |||
ности | сти | учебно-вос- | |||
питательно- | |||||
го процесса в | |||||
них. Разра- | |||||
ботка требо- | |||||
ваний к пе- | |||||
дагогу |
щения, стиля управления, тренинг общения. Он постоянно держит руку на пульсе психологического микроклимата, оказывает помощь в разрешении конфликтов и разногласий, регулирует средовую адаптацию отверженных педагогов и учащихся. Все названные проблемы в том или ином аспекте освещаются в справочнике. В этой главе мы подробно рассмотрим две последних: индивидуально типологические особенности учащихся и школьная адаптация.
Для решения проблемы индивидуально-типологических особенностей учащихся необходимо глубокое знание школьного контингента, которое служит основой для обеспечения диф-ференциации и индивидуализации обучения (тип школы, обучения, класса), организации программ для одаренных детей и проведения психокоррекционной работы с детьми, страдающими задержкой в развитии. Создание в школах классов с углубленным преподаванием, классов педагогической поддерж-
ки, щадящей нагрузки, выравнивания требует систематического участия психолога в анализе учебно-воспитательного процесса в специализированных классах. Педагоги очень нуждаются в советах психолога по созданию оптимальных условий для работы с различными типами учащихся. Слово психолога должно быть решающим и при подборе учителей для работы с такими детьми.
И наконец, проблема школьной адаптации. Станет ли школа для ребенка вторым домом, будет ли он ходить в этот дом с радостью, свяжет ли все значимое для него в настоящем со школой, останется ли она в будущем для него опорой в самых больших свершениях и открытиях или вызовет боязнь, хроническую тревогу, озабоченность, неудовлетворенность, убьет любознательность и потребность в достижениях? Ответ на эти вопросы — итог всей работы школы. Задача школьного психолога в том, чтобы с первых дней пребывания ребенка в школе (и еще до прихода в школу) способствовать созданию благоприятных условий для его обучения. В течение мая — сентября все заботы психолога в школе связаны с первоклассниками: диагностика школьной зрелости, определение путей обучения, профилактика школобоязни, психологическая помощь в адаптации к новому дому, новой социальной роли, новому педагогу, новому коллективу сверстников, новому режиму и порядкам, оцениванию своих первых шагов. Некоторым детям обязательно нужна психологическая поддержка. Кстати, школьная дезадаптация, выраженная в педагогической запущенности, неврозах, дидакто-гениях, различных эмоционально-поведенческих реакциях (отказ, компенсация, рационализация, перенос, идентификация, уход и т. д.), может наблюдаться на всех ступенях школьного обучения. Но внимание школьного психолога прежде всего должны привлекать новички, второгодники, учащиеся первых, четвертых, девятых и выпускных классов, нервные, конфликтные, эмоциональные дети, которые переживают смену школы, коллектива, учителя, состояние конфликта более остро.
Итак, рассмотрим более подробно проблему детей на школьном старте и связанные с ней заботы психолога. Решая эту проблему, он имеет дело с двумя очень похожими по возрасту, но разными по своим возможностям категориями детей. Это шестилетки и младшие школьники. Несмотря на многочисленные исследования психологических особенностей детей шестилетнего возраста, организацию разносторонней опытно-экспери-
ментальной работы, положение этой категории учащихся в большинстве школ не выдерживает никакой критики. Администрация, учителя начальных классов и родители не видят разницы между детьми шести и семи лет, нарушают требования отбора детей в школу, организации условий обучения и т.д. Довольно часто хорошие рекомендации Ш.А. Амонашвили, B.C. Мухиной, ЯЛ. Коломинского, Е.А. Панько оборачиваются в реальной практике лишь «педалированием» возможное гей детей [5,65,75]. Нам представляется, что школьный психолог должен донести до педагогов и родителей знания о психологических особенностях детей 6—7-летнего возраста, о том общем и особенном, что важно учитывать при приеме детей в школу, в период их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса.
Дошкольник |
Младший школьник
Общее
Восприимчивость, внушаемость, податливость Отзывчивость, способность к сопереживанию Общительность, большая подражаемость Легкая возбудимость, эмоциональность Любознательность и запечатлеваемость Устойчивое бодрое и радостное настроение Преобладающие мотивы связаны с интересом к миру взрослых, установлением положительных отношений с окружающими
Отчетливое проявление в поведении типологических свойств высшей нервной деятельности Пластичность нервной системы Подвижность, непоседливость Импульсивность поведения Общая недостаточность воли Неустойчивость, непроизвольность внимания
Первоначальное формирование характера, неустойчивость характерологических свойств |
Особенное Первоначальное формирование лично-
Формирование нового уровня потребностей, позволяющих ему действовать руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами |
сти на основе возникновения соподчинения мотивов, связанное с их борьбой
Формирование первых этических инстанций и на их основе моральной оценки, определяющей отношение к |угим людям
Как указывала Л,И, Божович (1968), переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Все эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни детей, наполненной их собственными интересами, взаимоотношениями и переживаниями. Причем внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание и иной характер, чем в дошкольном возрасте: она прежде всего связана с его учением и учебными делами. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Утра- \^ |
Дошкольник
Образование «детского общества» Развитие самооценки и притязаний как выражение социальной активности Преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры Связь наиболее сильных переживаний с окружающими
Наибольшая значимость первого круга общения (семья) Правдивость, открытость Неустойчивость интересов и желаний Преобладание неустойчивого внимания, памяти
Постепенный переход к произвольности, управляемости психических процессов
Выделение собственной деятельности, самоконтроль в ней Формирование способности решать жизненные задачи путем логических рассуждений Упорядочение чувственного опыта
Продолжение
Младший школьник
Возникновение относительно устойчивых форм поведения Образование детского коллектива, формирование общественной направленности личности, т.е. обращенности к коллективу сверстников Требовательность, избирательность отношений к товарищам Наибольшая значимость авторитета учителя
Преобладание мотивов поведения, связанных с учением
Принятие требований выполнения норм поведения как необходимых Развитие нового познавательного отношения к действительности Острота и свежесть восприятия Яркость воображения Хорошая работоспособность Глобальность интересов Дифференциация способностей Внутренняя позиция школьника
та же соответствующего положения в школе и неумение оказаться на высоте вызывают у него переживание потери основного стержня своей жизни, той социальной почвы, стоя на которой он чувствует себя членом единого общественного целого. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания [17].
~ В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач [68, 73, 76, 96, 98].
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись
подготовка к школе:
во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и предстаатений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если
он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
в-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.
L Можно выделять отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
Что понимается под физической готовностью? [79]
Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированное™ новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, наме-
чать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нравственной и физической.
В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.
Например, интеллектуальная подготовленность ребенка к обучению может быть изучена с помощью методик Л.А. Венгера и В.В. Холмовской, шкалы исследования интеллекта дошкольников и младших школьников Д. Векслера, прогрессивных матриц Дж. Равена (цветной вариант) [7, 19, 45, 89, 91].
Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасека и В. Тихой, тест школьной зрелости А. Керна помогут проверить общую готовность к школе (общее развитие, умение подражать образцу, развитие мелкой моторики руки, координации зрения и движения руки) [19, 45, 86].
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: 1) нормальное физическое развитие и координация движений; 2) желание учиться; 3) управление своим поведением; 4) владение приемами умственной деятельности; 5) проявление самостоятельности; 6) отношение к товарищам и взрослым; 7) отношение к труду, 8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.
Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.
Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.
Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на Уроке; произвольное управление внутренними психическими
1,и
действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.
Б четвертом критерий фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владеть логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.
Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.
Шестой критерий предполагает "сфррмированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.
В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.
Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
В своей работе психолог может пользоваться приведенной ниже методикой обследования готовности к обучению1.
Задание 1. Вступительное.
Посмотри на картинку и зачеркни самого старшего мальчика.
Задание Задание Задание Задание Задание |
2. 3. 4. 5. 6. |
Зачеркни стульчик, отличающийся от других. Зачеркни кучку яблок, отличающуюся от других. Зачеркни набор с кисточками, в котором 3 кисточки.
Задание 7. |
Зачеркни набор картинок, где 5 картинок. На столе несколько предметов. Зачеркни лишние предметы.
Зачеркни предметы, которые встречаются в городе, красным, а в деревне — зеленым.
'См.: школы по |
Смирнова А. С. Основы организационно- педагогической деятельности подготовке детей к обучению в первом классе. — М, 1987.
Задание 8. Задание 9.
Задание 10. Задание 11.
Задание 12. Задание 13. Задания 14—22.
Задание 23. Задание 24.
Задание 25.
Задание 26. Задание 27.
Задание 28. Задание 29.
Задание 30. Задание 31. Задание 32.
Задание 33. Задание 34.
Р. В. Овчарова
Найди и зачеркни лишний предмет. Зачеркни на рисунке зайчика, который изображен слева.
Зачеркни знак, который изображен в кружке. Зачеркни знаки не такие, как знак, изображенный в кружочке.
В группе веселых человечков зачеркни таких, как девочка слева.
В группе веселых человечков зачеркни не таких, как девочка слева.
Нарисуй в каждой клеточке знак такой же, как знак, нарисованный в первой клеточке (разные знаки).
На рисунке аист и его части. Зачеркни те части, которые не понадобятся при составлении аиста. На каждой дощечке скворечника должно быть 4 гвоздика (нарисуй гвоздик). Но мальчик не успел забить гвоздики. Куда надо забить их? Поставь точки красным карандашом. На рисунке зачеркни предмет, которым будет прикреплен скворечник.
На рисунке кукла и ее части. Зачеркни те части, которые не нужны, чтобы составить куклу. Зачеркни ту группу кошек, где их больше. Таня купила маме три цветочка. Зачеркни столько же.
Зачеркни на рисунке 5 девочек с одинаковыми бантами.
Одной девочке дали 2 яблока, другой — 3. Зачеркни столько яблок, сколько девочкам дали вместе.
Груш 7 штук. Их нужно поделить с подружкой. Как поделить поровну? Нарисованы дети и флажки. Если всем детям не хватит флажков, то поставь «+», Нарисованы чашки и ложки. Зачеркни чашки, которым не хватает ложек. Зачеркни медвежат, которым не хватит конфет. Мальчик думает, что все арбузы поместятся в ящик. Зачеркни те, которые не поместятся в нем.
Задания 35-Забание 41. Задание 42. Задание 43. Задание 44. Задание 45. Задание 46. Задание 47. Задание 48. Задание 49. |
Задания 1—5 Задания 6—8 Задания 9—13 Задания 14—22 |
Задания 23—25 Задания 26—30 Задания 31—34 Задания 35—40 Задание 41 |
Перерыв в занятии
-40. Что неправильно на рисунке, зачеркни красным, желтым, синим, зеленым, черным, коричневым карандашом (по очереди). Зеленым карандашом зачеркни прямоугольник с тремя знаками, синим — с четырьмя знаками, красным — с пятью знаками. Расположи картинки по ходу действия и расскажи, что произошло.
В середине листа нарисуй кружочек и закрась его красным карандашом. В верхнем правом углу поставь «+» желтым карандашом. Расскажи стихотворение. Расскажи сказочку.
Узнай, когда я произношу звук, слово, предложение: «м», «мама», «Я люблю играть». Какую ты утром делал зарядку, покажи. Повернись направо, налево. В нижнем левом углу и посередине поставь «+», а в правом верхнем углу нарисуй кружок.
Диагностические цели
- умение сравнивать предметы, устанавливать
различие.
— умение сравнивать предметы, устанавливать
сходство и различие.
— умение находить общие признаки.
— умения синтеза и анализа, наблюдатель
ность; способы копирования, уровень мо
торики.
— способность зрительного восприятия, анализа.
— владение понятиями «>», «<», «=», знание
расположения и величины предметов.
— сравнение сочетаний предметов.
- умение обнаружить несоответствие на ос
нове перцепции и символики.
— умение классифицировать, различать по
форме.
адания 42—44 Задания 45—47 адания 48—49 Система оценок: |
— умение устанавливать причинно-следствен
ные связи.
— умение различать звуки, буквы и предложения.
— умение ориентироваться в пространстве и
на листе бумаги.
1 — задание выполнено; О — задание не выполнено.
Результаты обследования уровня готовности детей к обучению в школе:
I — высокий уровень — 49—40 баллов (13,3%),
II — хороший уровень — 39—30 баллов (37,9%),
III — средний уровень — 29—20 баллов (44,7%),
ГУ — недостаточный уровень — 19—10 баллов (4,1%).
Изучение готовности детей к обучению с целью правильного формирования первых классов можно проводить уже в подготовительной группе детского сада либо при записи детей в школу до 1 сентября. Очень важно это сделать заранее, чтобы не омрачить детям радость встречи со школой. Сегодня обучение начинается с шести лет, некоторые дети еще «не доросли» дс систематического обучения: им лучше остаться в детском саду.
К работе по определению общей готовности к обучению психолог может привлечь воспитателей подготовительных групп детского сада и учителей первых классов, предварительно ознакомив их с критериями и методикой оценки. Авторы книги «Домашняя школа мышления» Л.А. Венгер и А.Л. Венгер разработали методику, позволяющую соотнести требования школы с возможностями их ребенка. С этой методикой желательно ознакомить педагогов и родителей [22].
Обобщив результаты диагностики готовности детей к обучению в школе, психолог может рекомендовать следующие меры:
а) записать ребенка в первый класс;
б) отсрочить начало обучения на один год;
в) перевести ребенка в специальную группу детского сада
или школьный класс компенсирующего обучения;
г) направить на медико-педагогическую комиссию;
д) осуществлять индивидуальный подход к ребенку с учетом
тех или иных выявленных особенностей его подготовки.