Упражнение «Ежик и закономерность»
Детям нужно найти закономерность и заполнить пустые квадраты (рис. 69).
Упражнение «Парные фигуры»
Дети рисуют фигуры по точкам (рис. 70).
Упражнение «Футбол»
Детям нужно запомнить номер на футболке у каждого игрока, а затем вспомнить и написать, какой у каждого игрока был номер (рис. 71).
Игра «Ton-хлоп»
Ведущий произносит фразы-понятия — правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если неправильное — топают. Примеры: «Летом всегда идет снег», «Картошку едят сырую», «Ворона — перелетная птица». Соответственно, чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.
Спасибо всем!
На этом наше занятие завершается. До свидания!
Рис. 69
Рис. 70
Рис. 71
ЗАНЯТИЕ 25
Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»
Ведущий; «Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа...»
Сказка «Обида»
Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»
Кошечка подружилась со всеми ребятами в классе. Больше всех ей нравилось играть с Зайчонком и Белочкой, Правда, на Белочку она продолжала обижаться. Не то чтобы была серьезная причина разногласий, просто трудно Кошечке понять Беличьи шутки. Скажет Белочка что-то веселое и насмешливое, а Кошечке кажется, что это про нее шуточки. Надует она щечки, отвернется от друзей и молчит.
— Что случилось? Почему ты молчишь, Кошечка? — интересуются друзья.
Но Кошечка молчит, ничего не отвечает, так может день промолчать, другой, пока самой не надоест. А когда заговорит, ничего толком не объясняет, причины не открывает.
— Сами догадайтесь, чем меня обидели/ — промолвит Кошечка тихонечко. Думают Зайчонок с Белочкой, гадают, перед Кошечкой извиняются, но чем ее обидели, так и не понимают. Надоело им Кошечку без конца уговаривать, решили без нее в игры играть, события обсуждать. А Кошечка еще больше надулась, распушилась от обиды и сидит, помалкивает одна-одинешенька.
Подошли к Кошечке Волчонок с Лисенком, спрашивают:
— Кто тебя обидел, Кошечка?
— Белочка с Зайчонком! — отвечает она. — Они со мной не играют.
— Как же с ней играть, когда она непонятно на что обижается и молчит? — возмущается Белочка.
— Сказала бы, что ей не нравится, мы постарались бы этого не делать, — предложил Зайчонок. Но Кошечка отвернулась, ничего не ответила. Подошел к ней маленький Енот:
— Когда я был маленьким, часто обижался на всех, а моя мама мне сказку рассказала.
Жил-был купец в одном городе, в южной стране, где солнце жаркое, пустыня огромная. Часто путешествовал купец, свой товар продавал, диковинки покупал. Купил он как-то жеребца стройного и быстрого для себя и ослика веселого, озорного для своей любимой дочери. Прибыл он домой, жеребца и ослика в конюшню поставил, вкусного зерна дал. А ослик с жеребцом разговор меж собой начали.
— Что ты за зверь — не лошадь, не заяц? Тебя из жалости хозяин купил, а мною весь город любоваться будет! — сказал жеребец ослику.
— Нет, он для дочки меня купил, потому что я веселый и добрый, а рост у меня для нее удобный, безопасный, — ответил ослик, а самому от слов жеребца грустно стало, мысли невеселые в голову пришли.
Утром вывел жеребца купец из конюшни, все так и ахнули:
— Ой, красавец, стройный, быстрый, молодой!!! Вывела дочка купеческая ослика, раздался смех гостей:
— Что же это за лошадка ушастая? Такой смешной не видали еще!
А девочка гладит его по спинке:
— Если кто смеется, значит, им весело; порадуйся, ослик, за них. А я ведь знаю, что ты у меня самый добрый, веселый ослик на свете. Покатай меня, пожалуйста!
Но ослик обиделся и стоит как вкопанный. Стала еще больше уговаривать девочка ослика, гладить, ласковые слова приговаривать, а он опять стоит, обижается.
Тут народ увидел упрямство ослика, и опять все стали смеяться. Расстроилась девочка и ушла к подружкам. А купец стал думать, что же ему с осликом делать? А потом придумал: раз он дочку катать не хочет, будет воду возить. Вот и по сей день из-за своих обид ослики в той стране воду возят. С той поры и говорят: «На обиженных воду возят!»
— А могло бы быть все по-другому, — размышляла Кошечка. — Девочку бы катал, весело играл. А то и подружку потерял, и себя наказал.
— Я рад, что ты все поняла, Кошечка! — закончил сказку Енот.
— Конечно, пойду я к своим друзьям, а то они меня заждались давно! — улыбнулась Кошечка.
После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.
Упражнение «Настроение»
Детям нужно соединить портреты клоунов, начиная с самого грустного (рис. 72).
Игра «На что похоже настроение?»
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое? » Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает: какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, следует учесть, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.