Сказка «Задача для Лисенка (ложь)»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

В семье старого Лиса стали часто происходить кон­фликты. Причиной разногласий было воспитание малень­кого Лисенка. На самом деле Лисенок был уже достаточ­но взрослым, но папа Лис и дедушка Лис его называли маленьким. Вероятно, потому, что взрослые порой не за­мечают, как вырастают их дети.

Так вот, дедушка считал, что воспитать настояще­го Лиса — очень сложное дело, так как Лис должен знать три правила хитрости:

  • во всем находить собственную выгоду;
  • уметь ловко обмануть;
  • уметь избежать неприятностей, «выйти сухим из воды».

Папа Лис был противником такой хитрости. Он твер­дил, что эти правила для одиночек. А сейчас другое время, когда одному живется трудно, нужна помощь друзей и близких.

Поэтому Лис может использовать не хитрость, а фантазию, чтобы радовать друзей новыми играми и исто­риями.

Лисенок часто прислушивался к этим спорам и раз­мышлял: «Кто же из них прав, дедушка или папа?»

Что касается дедушки, то он действительно одиноч­ка-лис, его считали самым хитрым лисом во всей округе. Друзей у него не было, кому же понравится, чтобы его постоянно дурачили. Дедушка твердил, что никто ему не нужен, но Лисенок-то понимал, что это от гордости или от отчаянья, и порой замечал у старого Лиса грустный тоскливый взгляд в пустоту.

У папы все по-другому. Обманывать, как дедушка, папа совсем не умеет. Сам папа объяснял, что он просто не хочет этого делать, так как ложь всегда становится явью, то есть обнаруживается окружающими, даже у мастера лжи. А для папы очень важно, чтобы ему доверя­ли его друзья и близкие. И папу за это многие любят, а боль­ше всех, конечно, Лисенок.

Но иногда Лисенка одолевают сомнения, и он пыта­ется использовать правила хитрости старого Лиса, да и фантастические истории, как папа, тоже любит расска­зывать своим друзьям.

— Может быть, соединить в себе хитрость и фан­тазию? — как-то высказал свою позицию Лисенок вслух.

— И будешь лисом-одиночкой! — протрещала в ответ Сорока.

— Как же мне быть? — спросил ее Лисенок. — Я ведь уже научился врать, хитрить, значит, обратной дороги нет?

— Маленький Лисенок, —за смеялась Сорока, —выбор за тобой, твое решение и будет новой дорогой. Но торо­пись, слава лгуна быстро и навсегда может прилипнуть к

тебе.

— Я подумаю над этим завтра! — решил Лисенок, и стало ему легко от того, что он перехитрил свою про­блему, перенес ее на другой день.

Но вот наступил этот день, а проблема осталась.

— Как же быть, что выбрать? — вновь задал себе воп­рос Лисенок.

В школе Лисенок был очень рассеянным. При решении задач на уроке он допустил много ошибок. У Лисенка рань­ше никогда не было трудностей с математикой, поэтому ребята и учитель очень удивились.

— Что с тобой случилось, ты не заболел? — забеспо­коился учитель Еж.

— Я? Нет! Не заболел! А вот мой дедушка чуть жи­вой, — почему-то вырвалось у Лисенка.

— Твой дедушка болен? — спросили ребята.

— Да, очень! Я за ним всю ночь ухаживал! Он сильно ослаб, — продолжал придумывать Лисенок.

И чем больше он сочинял, тем больше увлекался и уто­пал в трясине лжи, а все ученики верили и сочувствовали

Лисенку.

— Знаешь что, Лисенок, иди сейчас домой, — предло­жил учитель. — Твой дедушка сейчас особенно нуждает­ся в тебе. Больному любовь и забота помогают выздорав­ливать.

Лисенок собрал свои вещи в портфель и вышел из класса.

По пути домой Лисенок уже забыл о своей выдуман­ной истории, глубоко вдохнул зимнюю свежесть, стал лепить снежки и бросать их в цель. Снег скрипел под нога­ми, было очень весело. Домой Лисенок пришел беззабот­ным.

— Почему ты так рано пришел? — спросил внука де­душка Лис. Он в это время что-то мастерил и удивился, увидев Лисенка.

— Я?.. — растерялся Лисенок. — Наш учитель забо­лел! — прошептал он.

— Как заболел? Что-то серьезное? — забеспокоился старый Лис.

— А, наверное! — продолжал Лисенок, удивляясь своей сообразительности и находчивости.

— Плохо, очень плохо, — проворчал дедушка, — жаль мне учителя Ежа, пусть выздоравливает поскорее!

Лисенок немного покрутился около дедушки, наблю­дая за ремонтом стула, а потом занялся делами, доволь­ный своей удачной выдумкой.

А тем временем в школе закончились уроки и учитель решил проведать больного старого Лиса. Собрав немного гостинцев, он поспешил к лисьему дому. Подойдя ближе. Еж услышал, что кто-то весело насвистывает песенку, учитель немного удивился, подумал, что ему показалось, ведь как можно веселиться, если болен любимый человек. Однако песенка продолжала звучать, и сбитый с толку учитель увидел в открытой двери старого Лиса, который закончил свою работу и с гордостью оценивал результат, упражняясь в художественном свисте.

Еж встал как вкопанный.

Лис заметил гостя и тоже с трудом понимал проис­ходящее.

— Я рад, что вам уже лучше! — произнес наконец учи­тель.

— А вам ? — спросил удивленный дедушка. В этот мо­мент Лисенок услышал голоса и с любопытством выгля­нул во двор. Но сообразив, что произошло, решил не пока­зывать носа, быстро шмыгнул в свою комнату, прыгнул на

кровать.

— Сейчас что-то будет! — шептал Лисенок. — Ой, пусть это будет сон! Хочу, чтобы это мне только присни­лось! Да, я сейчас проснусь и все будет, как прежде, — пы­тался успокоить он себя.

Но это не был сон, а самая настоящая реальность. Ли­сенок понимал это, на всякий случай даже ущипнул себя, но, кроме боли, он ничего не почувствовал. Слезы сами по­катились по пушистым щечкам Лисенка, чувства стыда и страха поселились в душе.

— Что же там происходит? О чем они говорят? Что собираются со мной делать? — спрашивал сам себя Лисе­нок.

Учитель и дедушка уже сидели на кухне и тихо разго­варивали. Лисенок слышал только слова, которые повто­рял несколько раз старый Лис:

— Да, что посеешь — то и пожнешь! — Что отвечал Еж, испуганному Лисенку не удалось разобрать, он мог только догадываться! Лисенок еще раз горько всхлипнул и накрыл свою голову подушкой, чтобы ничего не слышать.

Вдруг он почувствовал, что его кто-то коснулся. Ли­сенок приподнял голову и увидел учителя.

— Ложь похожа на паука, который, пробравшись ук­радкой, начинает плести липкую паутину, — тихо произ­нес учитель. — Сначала это может показаться забавной игрой, но потом каждый начинает понимать, что запутал­ся, а выбраться не хватает сил и храбрости. И чем дольше продолжается вранье, тем крепче становится паутина.

Если ты хочешь вырасти свободным и счастливым, прогони паука, разорви паутину!

Лисенок не смог ничего ответить учителю, потому что ком в горле мешал произнести слова. Но он уже пони­мал, что ложь причиняет вред, прежде всего, самому лже­цу. И Лисенок сделал свой выбор...

— Я буду стараться быть честным!!! — пообещал он Учителю.

— Я верю в тебя! — ответил Еж.

В школе Лисенок сознался в своем обмане, и ученики простили его. С тех пор как только Лисенок по привычке хочет сказать неправду, он представляет себе огромно­го паука, липкую паутину и говорит правду.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Наши рекомендации