Совместные игры с предметами

Проводить такие игры лучше всего с небольшой группой детей (сначала с двумя малышами, позже с 3—5 детьми).

Эти игры помогают привлечь детей к совместной деятельности и показать, что в одиночку играть не так интересно.

Игрушки для совместных игр должны быть хорошо знакомы ма­лышам, чтобы они не провоцировали индивидуальную исследователь­скую деятельность и конфликты между детьми.

«Катаем мячик»

Воспитатель садится на ковер и предлагает детям сесть в круг рядом с ним. Он берет мяч среднего размера, катит его в сторону ребенка и весело говорит: «Покатился мячик в гости к Пете, лови его скорее!» По­сле того как ребенок поймает мяч, взрослый предлагает ему покатить мячик другому ребенку: «Петя, а к кому теперь мячик хочет отправить­ся в гости?» Если малыш сомневается в выборе, воспитатель помогает ему: «Кати мячик Олечке!» В игре должны принять участие все дети.

Можно катать мяч не через все игровое поле, а по кругу от одно­го ребенка к другому («Сейчас мячик у Васеньки, а Вася покатил его Наташе!»), перебрасывать мяч друг другу, ударяя им об пол.

Когда дети научатся ловить мяч и перекатывать его другому ре­бенку, можно предложить малышам новый вариант игры: «Мячик ка­тится домой, ты отбей его рукой».

«Пирамида»

Воспитатель ставит в центре комнаты пирамиду и предлагает не­скольким малышам разобрать ее, по очереди снимая кольца.

«Кто первый снимет колпачок?» — спрашивает у детей педагог. Ког­да ребенок снимет колпачок, взрослый просит его назвать имя следу­ющего ребенка: «Катя, выбери, кто снимет следующее кольцо». Дети по очереди снимают с пирамиды кольца и складывают их в коробку.

Затем воспитатель говорит: «А теперь давайте соберем пирамиду. Возьмите каждый по колечку. Ребята, у кого самое большое колеч­ко?» Взрослый помогает детям определить, у кого самое большое коль­цо, и надеть его на стержень. Так дети последовательно выбирают нужные кольца и собирают пирамиду.

В к*онце игры воспитатель хвалит малышей и предлагает поводить хоровод вокруг пирамиды.

«Разноцветные лепестки»

Для этой игры понадобятся пирамидки с кольцами одинакового размера.

Воспитатель берет 5—6 пирамидок и из их колец выкладывает на столе цветок (все лепестки разного цвета). Педагог приглашает детей рассмотреть необычный цветок, обращает их внимание на разноцвет­ные лепестки, называет цвет каждого лепестка.

Затем предлагает: «Давайте все вместе соберем из колечек такой же цветок с разноцветными лепестками, но сначала нужно снова со­

брать пирамидки». (Количество играющих детей должно соответство­вать числу колечек пирамидки.)

Воспитатель раздает детям пустые стержни и предлагает каждому со­брать свою пирамидку, соблюдая последовательность цветов: «Сначала наденьте красное колечко, потом синее, затем желтое, теперь зеленое и, наконец, белое». При необходимости педагог помогает малышам, обра­щает их внимание на то, что у всех получились одинаковые пирамидки.

«А теперь давайте соберем из колечек цветочек с разноцветными ле­пестками, — говорит воспитатель. — Давайте договоримся, кто какие ле­пестки будет выкладывать. Один лепесток у нас будет белый (называет цвет верхнего колечка пирамиды). Кто будет выкладывать белый лепес­ток? Ваня? Ребята, давайте отдадим Ване белые колечки. А кто будет вы­кладывать зеленый лепесток? Маша? Маше отдадим зеленые колечки».

Педагог кладет в центр стола колпачок от пирамидки и просит де­тей по очереди выложить лучиками свои колечки. Воспитатель помо­гает малышам соблюдать последовательность расположения колечек и форму цветка.

Взрослый вместе с детьми любуется цветком, хвалит их и предла­гает снова собрать пирамидки.

«Домик для куклы»

Воспитатель из коробки высыпает на пол кубики средней величи­ны, сажает рядом куклу и подзывает к себе детей: «Ребятки, смотри­те, кукла Таня сидит и плачет, потому что ее домик сломался».

«Ой, где же мне теперь жить, мой домик сломался», — говорит педагог от имени куклы.

Затем он предлагает малышам построить новый домик из кубиков.

Самые маленькие дети могут по очереди подавать кубики воспи­тателю, строящему дом. Время от времени он может просить кого- нибудь из детей положить кубик на кубик.

С детьми постарше можно организовать более сложную игру, на­пример, предложив одному ребенку привозить на грузовике кубики на стройплощадку, другому — выгружать их, третьему — подавать «стро­ителям». При этом воспитатель помогает детям согласовывать дейст­вия, хвалит каждого ребенка за старание.

После завершения строительства педагог берет куклу и от ее име­ни благодарит детей: «Спасибо вам большое. Вы вместе построили для меня очень красивый дом!» Воспитатель сажает куклу в домик или рядом с ним.

Аналогичные игры можно организовывать с маленькими куклами на столе, используя для построек детали конструкторов.

Постройки из больших мягких кубиков дети могут использовать в своих играх. Например, если расположить кубики друг за другом,

получится поезд, на котором можно поехать в лес за ягодами и гри­бами. Можно построить туннель, сквозь который будут проползать дети, или высокую стену, через которую можно перекидывать мячи­ки. Можно соорудить «бассейн», в который сначала ребята будут ки­дать маленькие мячики, пластмассовые шарики, мягкие или рези­новые игрушки, а потом, когда «бассейн» наполнится, дружно «купаться» в нем.

«Бусы для куклы»

Для этой игры понадобятся крупные деревянные, пластмассовые или глиняные бусины разных цветов, шнурок или веревочка и боль­шая кукла.

Воспитатель показывает детям куклу и говорит: «Кукла Даша так торопилась к нам в гости, что по пути рассыпала свои красивые бу­сы. Одна веревочка от них осталась. (Показывает малышам шнурок и бусины.) Давайте поможем Даше собрать бусы».

Педагог берет бусину и надевает ее на шнурок. Затем предлагает детям сделать то же самое. Малыши по очереди берут бусинки и с помощью взрослого или самостоятельно нанизывают их на шнурок, который держит взрослый.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает получившиеся бусы, хвалит их за совместную работу и надевает бусы на куклу. От имени куклы благодарит малышей.

Более старшим детям можно предложить чередовать бусины по цве­ту. При этом воспитатель сам называет цвет бусин, например: «Ви­тенька, принеси, пожалуйста, красную бусинку. А теперь, Анечка, при­неси зеленую бусинку...» (Шнурок может держать кто-нибудь из детей.)

Бусы можно сделать для любой мягкой игрушки (большого тигра, медведя, бегемота и пр.), для кого-нибудь из детей (например, в день его рождения, для малыша, впервые пришедшего в группу) или Для воспитателя.

К играм с предметами можно также отнестисовместное рисование.

«Ходим в гости по дорожкам»

Для этой игры понадобятся ватман, краски разных цветов и фло­мастеры таких же цветов.

Воспитатель закрепляет на столе лист ватмана и расставляет ря­дом баночки с красками. Затем подзывает к себе нескольких детей и предлагает им поиграть в интересную игру.

Педагог помогает малышам встать вокруг стола с ватманом так, что­бы напротив каждого из них находилась баночка с краской, и говорит: «Посмотрите, это лужайка (показывает на лист бумаги). Сейчас я на

этой лужайке нарисую домики, в которых вы будете жить». Воспита­тель подходит к ребенку, берет фломастер, соответствующий цвету его краски, и схематично рисует дом, комментируя свои действия: «Вот этот зелененький домик для Сенечки, а рядом с ним (подходит к сле­дующему ребенку) в красненьком домике живет Женечка». И так да­лее, пока у каждого ребенка на общем листе не появится домик: «Вот теперь у каждого есть свой домик. Вам нравятся ваши домики? А не скучно вам жить одним? Давайте ходить друг к другу в гости. А для то­го чтобы не заблудиться, нарисуем дорожки к домикам».

Воспитатель подходит к малышу и спрашивает: «Алена, к кому ты хочешь пойти в гости?» Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый помогает ему, например: «Давай пойдем в гости к Сене». Он берет ру­ку Алены в свою, опускает ее пальчик в баночку с краской и рисует им дорожку к домику Сени. Затем предлагает ребенку продолжить до­рожку самому.

Педагог помогает малышам нарисовать дорожки. Когда дети за­кончат рисовать, он говорит: «Теперь мы сможем ходить в гости друг к другу и никогда не заблудимся».

Если малыши захотят продолжить рисование, а все дорожки бу­дут уже нарисованы, можно предложить им ходить пальчиками по уже нарисованным дорожкам. Пусть дети окунут в краску указательный и средний пальцы и «шагают» ими по своим дорожкам. Действия детей можно сопровождать словами: «Кто это приходил в гости к Алене? Так это же следы Женечки, ведь они желтые! А вот Наденька идет в гости к Сенечке, у нее красные следы!..»

«Веселая лужайка»

Воспитатель заранее рисует карандашами на листе ватмана речку, луг, деревья и небо. Затем закрепляет ватман на столе, расставляет ба­ночки с красками и подзывает к себе детей. «Смотрите, какую краси­вую картину нарисовал художник, — говорит педагог. — Но, кажется, он что-то забыл. На лужайке должны расти цветочки, в речке плавать рыбки, а на деревьях сидеть птички. Давайте все это нарисуем».

Воспитатель опускает палец в баночку с краской и начинает ри­совать точки на реке: «Вот какие рыбки Плавают в нашей речке. Са­шенька, помоги мне нарисовать рыбок». Педагог помогает ребенку опустить палец в банку с краской и нарисовать точки на «воде».

Затем он обращается к другому ребенку: «Катюша, а давай мы с тобой нарисуем на полянке цветочки». Следующему малышу педагог предлагает нарисовать птичек на ветках.

В верхнем углу листа воспитатель рисует солнышко и просит де­тей подрисовать ему глазки. Потом вместе с ребятами он изображает тучки на небе, из которых идет дождь, грибы, которые выросли поеле дождя. Не нужно препятствовать, если дети захотят нарисовать что-нибудь еще.

В процессе работы воспитатель обращает внимание малышей на то, что рисует сверстник, хвалит каждого и предлагает помощь, если у детей что-то не получается.

В конце занятия взрослый вместе с детьми рассматривает рисунок и хвалит детей: «Вот какую красивую картинку мы нарисовали все вме­сте!» Он прикрепляет рисунок на стенд и показывает его другим детям.

«Дружные ладошки»

Воспитатель закрепляет на столе ватман и предлагает малышам встать вокруг него так, как они захотят. Затем предлагает ребятам по­казать друг другу ладошки: «Где у наших деток ладошки?» Дети рас­сматривают свои ладошки, ладошки малышей, стоящих рядом, ладо­ни воспитателя.

«Давайте посмотрим, как наши ладошки умеют дружить друг с дру­гом, — предлагает воспитатель. — Моя ладошка хочет подружиться с Юрочкиной ладошкой». Педагог кладет ладонь на ватман и обводит ее цветным карандашом или фломастером. Затем карандашом друго­го цвета обводит ладошку Юры и говорит: «Вот какие дружные ла­дошки у нас получились. Кто тоже хочет подружиться?»

Когда ладошки всех детей обведены, воспитатель говорит: «Ах, ка­кая длинная, разноцветная гирлянда из ладошек у нас получилась, потому что все детки хотят дружить!»

В следующий раз можно нарисовать на ватмане желтый круг и предложить детям подрисовать к нему лучики из ладошек — полу­чится солнышко, которое согреет всех своим теплом.

«Большой портрет»

Для занятия понадобятся большие листы картона, фломастеры, ка­рандаши или цветные мелки.

Воспитатель предлагает малышам нарисовать портрет кого-нибудь из детей: «Давайте попробуем нарисовать большой портрет. Кто хо­чет, чтобы его нарисовали в полный рост?» Малыша, который захо­тел иметь такой портрет, педагог просит лечь на картон, расставив в стороны ручки и ножки. Он обводит контур ребенка мелом, просит его встать и показывает малышам «портрет».

Портрет можно дополнить деталями. Педагог рассматривает с детьми контур фигуры и спрашивает: «Чего не хватает на этом пор­трете?» Дети с помощью воспитателя называют части лица и дета­ли одежды. Затем взрослый подводит ребенка, портрет которого ри­суют, к зеркалу и предлагает ему рассмотреть свое отражение: «Миша, какого цвета у тебя глазки, волосики, рубашечка, шортики? (Остальные дети могут помогать ему отвечать.) Миша, хочешь мы все это нарисуем?» Если ребенок соглашается, воспитатель советуется с детьми, каким цветом нужно нарисовать детали лица и одежды. Дети вместе с педагогом раскрашивают рубашку, шорты, носочки, туфельки.

По ходу рисования воспитатель спрашивает у Миши, похож он на себя или нет. Нужно постараться нарисовать портрет так, чтобы он вызвал у ребенка положительное отношение. Если же он не понра­вится малышу, можно сказать: «Миша, если тебе не нравится твой портрет, пусть это будет портрет какого-нибудь другого мальчика».

Затем можно нарисовать портреты других малышей (по желанию детей) и сравнить их по росту, цвету одежды и другим деталям.

Введение .................................................................................................. 3

Направления педагогической работы

по развитию общения детей со сверстниками ...................................... 5

Организация общения между детьми в течение дня ............................ 5

Специальные игры и занятия,

направленные на развитие общения между детьми ............................. 9

Игры и занятия ...................................................................................... 14

Игры в парах .................................................................................... 14

«Знакомство» .............................................................................. 14

«Делай, как я» .............................................................................. 14

«Дуем-дуем» . . ........................................................................... 15

«Ладушки» ................................................................................... 15

«По узенькой дорожке» .............................................................. 15

«Коза рогатая» ............................................................................ 16

«Цап» ........................................................................................... 16

«Делай, как Коля» ....................................................................... 16

«Игрушечный телефон» ............................................................. 17

«Прогулки в парах» .................................................................... 17

«Прятки» ...................................................................................... 17

«Пря.тки с предметами» ............................................................. 18

«Угадай, в какой руке» ............................................................... 18

Совместные игры с несколькими партнерами ............................... 18

«Делайте, как я» .......................................................................... 19

«Ласковая цепочка» . .................................................................. 19

«Паровозик» ................................................................................ 19

«Веревочка» ................................................................................ 20

«Ниточка накручивается» ........................................................... 21

«Мостик» ..................................................................................... 21

«Цветочки» .................................................................................. 21

«Догонялки» ................................................................................ 22

«Шумелка» .................................................................................. 23

«Солнечный зайчик» ................................................................... 23

Пальчиковые игры ........................................................................... 24

«Дождик» ..................................................................................... 24

«Белочка» .................................................................................... 25

«Жук» ........................................................................................... 25

«Хозяйка» .................................................................................... 25

«Где же наши ручки» .................................................................. 25

«Пальчики ходят в гости» .......................................................... 26

«Бег наперегонки» ....................................................................... 27

«Капитаны» ................................................................................. 27

«Звери в лесу» ............................................................................. 28

«Гроза» ........................................................................................ 29

«Бабочки и цветочки» ....................... ........................................ 29

«Башня» .............................................................................. .30

«Топ-топ» .................................................................................... 30

«Пальчики-путешественники» ................................................... 30

«Пальчики-артисты» ................................................................... 33

Хороводные игры .............................. ............................................. 34

«Встаньте, дети, встаньте в круг» .............................................. 34

«Каравай» .................................................................................... 34

«Все захлопали в ладоши» ......................................................... 35

«Мы топаем ногами» .................................................................. 35

«Снежиночки-пушиночки» .................... ................................... 36

«Снежок» ..................................................................................... 36

«Раздувайся, пузырь» .................................................................. 37

«Карусели» .................................................................................. 37

«Наши детки на полу» ................................................................ 38

«Зимний хоровод» ...................................................................... 38

Игры с правилами ............................................................................ 39

«Солнышко и дождик» ................................................................ 39

«Вороны» .............................. .................................................... 40

«Птицы и автомобиль» ............................................................... 40

«Пляшем под дудочку» .............................................................. 41

«Кто к нам пришел?» .................................................................. 41

«Кот и мыши» ......................................... „ . /.............................. 42

«Воробышки» .............................................................................. 42

«Лохматый пес» .......................................................................... 43

«Зайка» ........................................................................................ 44

«Чижик» ....................................................................................... 44

«По дорожке Валя шла» ............................................................. 45

«Подарки» ................................................................................... 45

«Бабушка Маланья» .................................................................... 46

Совместные игры с предметами ..................................................... 46

«Катаем мячик» ........................................................................... 47

«Пирамида» ................................................................................. 47

«Разноцветные лепестки» ........................................................... 47

«Домик для куклы» ..................................................................... 48

«Бусы для куклы» ....................................................................... 49

«Ходим в гости по дорожкам» ................................................... 49

«Веселая лужайка» ...................................................................... 50

«Дружные ладошки» ................................................................... 51

«Большой портрет» .................................................................... 51

Введение

В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается обще­ние детей со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстника­ми во многом определяет особенности самосознания ребенка, его от­ношение к миру и другим людям. Общение со сверстниками обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создает условия для проявления творческо­го, самобытного начала, облегчает вхождение ребенка в детский кол­лектив, служит основой развития качественно новых форм общения между детьми. Учитывая фундаментальное значение начального эта­па детских отношений, в программе «Первые шаги» этой сфере уде­ляется особое внимание.Взаимодействие малышей друг с другом существенно отличается от общения более старших детей и от общения ребенка со взрослы­ми. Контакты детей раннего возраста строятся преимущественно на подражании действиям друг друга, которые сопровождаются бурны­ми эмоциональными проявлениями — криками, визгом, смехом, ве­селыми гримасами и др. Такое взаимодействие детей получило назва­ние эмоционально-практического общения. Оно позволяет ребенку ощутить сходство с равным ему сверстником, создает оптимальные условия для самовыражения, осознания и познания самого себя.На первых порах (на втором году жизни) ребенок воспринимает сверстника как интересный объект для исследования: дети рассмат­ривает друг друга, ощупывают одежду, трогают волосы, лицо, руки. Постепенно ребенок начинает открывать в сверстнике его субъект­ные качества, что выражается в появлении совместных «эмоциональ­ных игр». На этом этапе у малышей еще отсутствует совместная иг­ра с предметами. Даже играя с одной игрушкой, дети не вступают во взаимодействие, каждый играет сам по себе. Часто игрушка прово­цирует конфликты между малышами. Игра с предметом для малыша гораздо важнее, чем контакты с ровесниками. Игрушка заслоняет че­ловеческие качества другого ребенка. Открыть их малышу помогает взрослый. Именно он помогает ребенку увидеть в сверстнике партнера не только по эмоционально-практическому взаимодействию, но и по совместной предметной деятельности.Наиболее эффективным средством развития общения детей со сверстниками является организация субъектного взаимодействия меж­ду ними. Сначала взрослый организует взаимодействие малышей при отсутствии каких-либо предметов, привлекая их внимание к субъект­ным качествам друг друга, побуждая вступать в эмоциональные кон­такты. После того как у детей появится потребность в эмоциональ­но-практическом общении, взрослый может постепенно включать их в новый вид взаимодействия — совместную предметную деятельность.Постепенно контакты между малышами становятся все более ус­тойчивыми, длительными, разнообразными по содержанию. Возрас­тает инициативность детей и чувствительность к воздействиям друг друга. К концу раннего возраста дети уже способны к совместным иг­рам с предметами и сюжетными игрушками. Эти игры являются важ­ной предпосылкой к переходу ребенка на следующий этап развития, на котором ведущей деятельностью становится совместная сюжетно- ролевая игра.

Направления педагогической работы по развитию общения детей со сверстниками

Работа воспитателя, направленная на развитие общения детей со сверстниками, предполагает решение следующих задач:

• создание условий для возникновения и поддержания у детей ин­тереса к сверстникам;

• стимулирование эмоциональных контактов между детьми;

• организация разных форм взаимодействия малышей.

Для побуждения детей к общению со сверстниками следует ис­пользовать самые разные ситуации их жизнедеятельности: режимные моменты, свободную игру, групповые занятия, специально организо­ванные игры.

Наши рекомендации