Совместные игры с предметами
Проводить такие игры лучше всего с небольшой группой детей (сначала с двумя малышами, позже с 3—5 детьми).
Эти игры помогают привлечь детей к совместной деятельности и показать, что в одиночку играть не так интересно.
Игрушки для совместных игр должны быть хорошо знакомы малышам, чтобы они не провоцировали индивидуальную исследовательскую деятельность и конфликты между детьми.
«Катаем мячик»
Воспитатель садится на ковер и предлагает детям сесть в круг рядом с ним. Он берет мяч среднего размера, катит его в сторону ребенка и весело говорит: «Покатился мячик в гости к Пете, лови его скорее!» После того как ребенок поймает мяч, взрослый предлагает ему покатить мячик другому ребенку: «Петя, а к кому теперь мячик хочет отправиться в гости?» Если малыш сомневается в выборе, воспитатель помогает ему: «Кати мячик Олечке!» В игре должны принять участие все дети.
Можно катать мяч не через все игровое поле, а по кругу от одного ребенка к другому («Сейчас мячик у Васеньки, а Вася покатил его Наташе!»), перебрасывать мяч друг другу, ударяя им об пол.
Когда дети научатся ловить мяч и перекатывать его другому ребенку, можно предложить малышам новый вариант игры: «Мячик катится домой, ты отбей его рукой».
«Пирамида»
Воспитатель ставит в центре комнаты пирамиду и предлагает нескольким малышам разобрать ее, по очереди снимая кольца.
«Кто первый снимет колпачок?» — спрашивает у детей педагог. Когда ребенок снимет колпачок, взрослый просит его назвать имя следующего ребенка: «Катя, выбери, кто снимет следующее кольцо». Дети по очереди снимают с пирамиды кольца и складывают их в коробку.
Затем воспитатель говорит: «А теперь давайте соберем пирамиду. Возьмите каждый по колечку. Ребята, у кого самое большое колечко?» Взрослый помогает детям определить, у кого самое большое кольцо, и надеть его на стержень. Так дети последовательно выбирают нужные кольца и собирают пирамиду.
В к*онце игры воспитатель хвалит малышей и предлагает поводить хоровод вокруг пирамиды.
«Разноцветные лепестки»
Для этой игры понадобятся пирамидки с кольцами одинакового размера.
Воспитатель берет 5—6 пирамидок и из их колец выкладывает на столе цветок (все лепестки разного цвета). Педагог приглашает детей рассмотреть необычный цветок, обращает их внимание на разноцветные лепестки, называет цвет каждого лепестка.
Затем предлагает: «Давайте все вместе соберем из колечек такой же цветок с разноцветными лепестками, но сначала нужно снова со
брать пирамидки». (Количество играющих детей должно соответствовать числу колечек пирамидки.)
Воспитатель раздает детям пустые стержни и предлагает каждому собрать свою пирамидку, соблюдая последовательность цветов: «Сначала наденьте красное колечко, потом синее, затем желтое, теперь зеленое и, наконец, белое». При необходимости педагог помогает малышам, обращает их внимание на то, что у всех получились одинаковые пирамидки.
«А теперь давайте соберем из колечек цветочек с разноцветными лепестками, — говорит воспитатель. — Давайте договоримся, кто какие лепестки будет выкладывать. Один лепесток у нас будет белый (называет цвет верхнего колечка пирамиды). Кто будет выкладывать белый лепесток? Ваня? Ребята, давайте отдадим Ване белые колечки. А кто будет выкладывать зеленый лепесток? Маша? Маше отдадим зеленые колечки».
Педагог кладет в центр стола колпачок от пирамидки и просит детей по очереди выложить лучиками свои колечки. Воспитатель помогает малышам соблюдать последовательность расположения колечек и форму цветка.
Взрослый вместе с детьми любуется цветком, хвалит их и предлагает снова собрать пирамидки.
«Домик для куклы»
Воспитатель из коробки высыпает на пол кубики средней величины, сажает рядом куклу и подзывает к себе детей: «Ребятки, смотрите, кукла Таня сидит и плачет, потому что ее домик сломался».
«Ой, где же мне теперь жить, мой домик сломался», — говорит педагог от имени куклы.
Затем он предлагает малышам построить новый домик из кубиков.
Самые маленькие дети могут по очереди подавать кубики воспитателю, строящему дом. Время от времени он может просить кого- нибудь из детей положить кубик на кубик.
С детьми постарше можно организовать более сложную игру, например, предложив одному ребенку привозить на грузовике кубики на стройплощадку, другому — выгружать их, третьему — подавать «строителям». При этом воспитатель помогает детям согласовывать действия, хвалит каждого ребенка за старание.
После завершения строительства педагог берет куклу и от ее имени благодарит детей: «Спасибо вам большое. Вы вместе построили для меня очень красивый дом!» Воспитатель сажает куклу в домик или рядом с ним.
Аналогичные игры можно организовывать с маленькими куклами на столе, используя для построек детали конструкторов.
Постройки из больших мягких кубиков дети могут использовать в своих играх. Например, если расположить кубики друг за другом,
получится поезд, на котором можно поехать в лес за ягодами и грибами. Можно построить туннель, сквозь который будут проползать дети, или высокую стену, через которую можно перекидывать мячики. Можно соорудить «бассейн», в который сначала ребята будут кидать маленькие мячики, пластмассовые шарики, мягкие или резиновые игрушки, а потом, когда «бассейн» наполнится, дружно «купаться» в нем.
«Бусы для куклы»
Для этой игры понадобятся крупные деревянные, пластмассовые или глиняные бусины разных цветов, шнурок или веревочка и большая кукла.
Воспитатель показывает детям куклу и говорит: «Кукла Даша так торопилась к нам в гости, что по пути рассыпала свои красивые бусы. Одна веревочка от них осталась. (Показывает малышам шнурок и бусины.) Давайте поможем Даше собрать бусы».
Педагог берет бусину и надевает ее на шнурок. Затем предлагает детям сделать то же самое. Малыши по очереди берут бусинки и с помощью взрослого или самостоятельно нанизывают их на шнурок, который держит взрослый.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает получившиеся бусы, хвалит их за совместную работу и надевает бусы на куклу. От имени куклы благодарит малышей.
Более старшим детям можно предложить чередовать бусины по цвету. При этом воспитатель сам называет цвет бусин, например: «Витенька, принеси, пожалуйста, красную бусинку. А теперь, Анечка, принеси зеленую бусинку...» (Шнурок может держать кто-нибудь из детей.)
Бусы можно сделать для любой мягкой игрушки (большого тигра, медведя, бегемота и пр.), для кого-нибудь из детей (например, в день его рождения, для малыша, впервые пришедшего в группу) или Для воспитателя.
К играм с предметами можно также отнестисовместное рисование.
«Ходим в гости по дорожкам»
Для этой игры понадобятся ватман, краски разных цветов и фломастеры таких же цветов.
Воспитатель закрепляет на столе лист ватмана и расставляет рядом баночки с красками. Затем подзывает к себе нескольких детей и предлагает им поиграть в интересную игру.
Педагог помогает малышам встать вокруг стола с ватманом так, чтобы напротив каждого из них находилась баночка с краской, и говорит: «Посмотрите, это лужайка (показывает на лист бумаги). Сейчас я на
этой лужайке нарисую домики, в которых вы будете жить». Воспитатель подходит к ребенку, берет фломастер, соответствующий цвету его краски, и схематично рисует дом, комментируя свои действия: «Вот этот зелененький домик для Сенечки, а рядом с ним (подходит к следующему ребенку) в красненьком домике живет Женечка». И так далее, пока у каждого ребенка на общем листе не появится домик: «Вот теперь у каждого есть свой домик. Вам нравятся ваши домики? А не скучно вам жить одним? Давайте ходить друг к другу в гости. А для того чтобы не заблудиться, нарисуем дорожки к домикам».
Воспитатель подходит к малышу и спрашивает: «Алена, к кому ты хочешь пойти в гости?» Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый помогает ему, например: «Давай пойдем в гости к Сене». Он берет руку Алены в свою, опускает ее пальчик в баночку с краской и рисует им дорожку к домику Сени. Затем предлагает ребенку продолжить дорожку самому.
Педагог помогает малышам нарисовать дорожки. Когда дети закончат рисовать, он говорит: «Теперь мы сможем ходить в гости друг к другу и никогда не заблудимся».
Если малыши захотят продолжить рисование, а все дорожки будут уже нарисованы, можно предложить им ходить пальчиками по уже нарисованным дорожкам. Пусть дети окунут в краску указательный и средний пальцы и «шагают» ими по своим дорожкам. Действия детей можно сопровождать словами: «Кто это приходил в гости к Алене? Так это же следы Женечки, ведь они желтые! А вот Наденька идет в гости к Сенечке, у нее красные следы!..»
«Веселая лужайка»
Воспитатель заранее рисует карандашами на листе ватмана речку, луг, деревья и небо. Затем закрепляет ватман на столе, расставляет баночки с красками и подзывает к себе детей. «Смотрите, какую красивую картину нарисовал художник, — говорит педагог. — Но, кажется, он что-то забыл. На лужайке должны расти цветочки, в речке плавать рыбки, а на деревьях сидеть птички. Давайте все это нарисуем».
Воспитатель опускает палец в баночку с краской и начинает рисовать точки на реке: «Вот какие рыбки Плавают в нашей речке. Сашенька, помоги мне нарисовать рыбок». Педагог помогает ребенку опустить палец в банку с краской и нарисовать точки на «воде».
Затем он обращается к другому ребенку: «Катюша, а давай мы с тобой нарисуем на полянке цветочки». Следующему малышу педагог предлагает нарисовать птичек на ветках.
В верхнем углу листа воспитатель рисует солнышко и просит детей подрисовать ему глазки. Потом вместе с ребятами он изображает тучки на небе, из которых идет дождь, грибы, которые выросли поеле дождя. Не нужно препятствовать, если дети захотят нарисовать что-нибудь еще.
В процессе работы воспитатель обращает внимание малышей на то, что рисует сверстник, хвалит каждого и предлагает помощь, если у детей что-то не получается.
В конце занятия взрослый вместе с детьми рассматривает рисунок и хвалит детей: «Вот какую красивую картинку мы нарисовали все вместе!» Он прикрепляет рисунок на стенд и показывает его другим детям.
«Дружные ладошки»
Воспитатель закрепляет на столе ватман и предлагает малышам встать вокруг него так, как они захотят. Затем предлагает ребятам показать друг другу ладошки: «Где у наших деток ладошки?» Дети рассматривают свои ладошки, ладошки малышей, стоящих рядом, ладони воспитателя.
«Давайте посмотрим, как наши ладошки умеют дружить друг с другом, — предлагает воспитатель. — Моя ладошка хочет подружиться с Юрочкиной ладошкой». Педагог кладет ладонь на ватман и обводит ее цветным карандашом или фломастером. Затем карандашом другого цвета обводит ладошку Юры и говорит: «Вот какие дружные ладошки у нас получились. Кто тоже хочет подружиться?»
Когда ладошки всех детей обведены, воспитатель говорит: «Ах, какая длинная, разноцветная гирлянда из ладошек у нас получилась, потому что все детки хотят дружить!»
В следующий раз можно нарисовать на ватмане желтый круг и предложить детям подрисовать к нему лучики из ладошек — получится солнышко, которое согреет всех своим теплом.
«Большой портрет»
Для занятия понадобятся большие листы картона, фломастеры, карандаши или цветные мелки.
Воспитатель предлагает малышам нарисовать портрет кого-нибудь из детей: «Давайте попробуем нарисовать большой портрет. Кто хочет, чтобы его нарисовали в полный рост?» Малыша, который захотел иметь такой портрет, педагог просит лечь на картон, расставив в стороны ручки и ножки. Он обводит контур ребенка мелом, просит его встать и показывает малышам «портрет».
Портрет можно дополнить деталями. Педагог рассматривает с детьми контур фигуры и спрашивает: «Чего не хватает на этом портрете?» Дети с помощью воспитателя называют части лица и детали одежды. Затем взрослый подводит ребенка, портрет которого рисуют, к зеркалу и предлагает ему рассмотреть свое отражение: «Миша, какого цвета у тебя глазки, волосики, рубашечка, шортики? (Остальные дети могут помогать ему отвечать.) Миша, хочешь мы все это нарисуем?» Если ребенок соглашается, воспитатель советуется с детьми, каким цветом нужно нарисовать детали лица и одежды. Дети вместе с педагогом раскрашивают рубашку, шорты, носочки, туфельки.
По ходу рисования воспитатель спрашивает у Миши, похож он на себя или нет. Нужно постараться нарисовать портрет так, чтобы он вызвал у ребенка положительное отношение. Если же он не понравится малышу, можно сказать: «Миша, если тебе не нравится твой портрет, пусть это будет портрет какого-нибудь другого мальчика».
Затем можно нарисовать портреты других малышей (по желанию детей) и сравнить их по росту, цвету одежды и другим деталям.
Введение .................................................................................................. 3
Направления педагогической работы
по развитию общения детей со сверстниками ...................................... 5
Организация общения между детьми в течение дня ............................ 5
Специальные игры и занятия,
направленные на развитие общения между детьми ............................. 9
Игры и занятия ...................................................................................... 14
Игры в парах .................................................................................... 14
«Знакомство» .............................................................................. 14
«Делай, как я» .............................................................................. 14
«Дуем-дуем» . . ........................................................................... 15
«Ладушки» ................................................................................... 15
«По узенькой дорожке» .............................................................. 15
«Коза рогатая» ............................................................................ 16
«Цап» ........................................................................................... 16
«Делай, как Коля» ....................................................................... 16
«Игрушечный телефон» ............................................................. 17
«Прогулки в парах» .................................................................... 17
«Прятки» ...................................................................................... 17
«Пря.тки с предметами» ............................................................. 18
«Угадай, в какой руке» ............................................................... 18
Совместные игры с несколькими партнерами ............................... 18
«Делайте, как я» .......................................................................... 19
«Ласковая цепочка» . .................................................................. 19
«Паровозик» ................................................................................ 19
«Веревочка» ................................................................................ 20
«Ниточка накручивается» ........................................................... 21
«Мостик» ..................................................................................... 21
«Цветочки» .................................................................................. 21
«Догонялки» ................................................................................ 22
«Шумелка» .................................................................................. 23
«Солнечный зайчик» ................................................................... 23
Пальчиковые игры ........................................................................... 24
«Дождик» ..................................................................................... 24
«Белочка» .................................................................................... 25
«Жук» ........................................................................................... 25
«Хозяйка» .................................................................................... 25
«Где же наши ручки» .................................................................. 25
«Пальчики ходят в гости» .......................................................... 26
«Бег наперегонки» ....................................................................... 27
«Капитаны» ................................................................................. 27
«Звери в лесу» ............................................................................. 28
«Гроза» ........................................................................................ 29
«Бабочки и цветочки» ....................... ........................................ 29
«Башня» .............................................................................. .30
«Топ-топ» .................................................................................... 30
«Пальчики-путешественники» ................................................... 30
«Пальчики-артисты» ................................................................... 33
Хороводные игры .............................. ............................................. 34
«Встаньте, дети, встаньте в круг» .............................................. 34
«Каравай» .................................................................................... 34
«Все захлопали в ладоши» ......................................................... 35
«Мы топаем ногами» .................................................................. 35
«Снежиночки-пушиночки» .................... ................................... 36
«Снежок» ..................................................................................... 36
«Раздувайся, пузырь» .................................................................. 37
«Карусели» .................................................................................. 37
«Наши детки на полу» ................................................................ 38
«Зимний хоровод» ...................................................................... 38
Игры с правилами ............................................................................ 39
«Солнышко и дождик» ................................................................ 39
«Вороны» .............................. .................................................... 40
«Птицы и автомобиль» ............................................................... 40
«Пляшем под дудочку» .............................................................. 41
«Кто к нам пришел?» .................................................................. 41
«Кот и мыши» ......................................... „ . /.............................. 42
«Воробышки» .............................................................................. 42
«Лохматый пес» .......................................................................... 43
«Зайка» ........................................................................................ 44
«Чижик» ....................................................................................... 44
«По дорожке Валя шла» ............................................................. 45
«Подарки» ................................................................................... 45
«Бабушка Маланья» .................................................................... 46
Совместные игры с предметами ..................................................... 46
«Катаем мячик» ........................................................................... 47
«Пирамида» ................................................................................. 47
«Разноцветные лепестки» ........................................................... 47
«Домик для куклы» ..................................................................... 48
«Бусы для куклы» ....................................................................... 49
«Ходим в гости по дорожкам» ................................................... 49
«Веселая лужайка» ...................................................................... 50
«Дружные ладошки» ................................................................... 51
«Большой портрет» .................................................................... 51
Введение
В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру и другим людям. Общение со сверстниками обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создает условия для проявления творческого, самобытного начала, облегчает вхождение ребенка в детский коллектив, служит основой развития качественно новых форм общения между детьми. Учитывая фундаментальное значение начального этапа детских отношений, в программе «Первые шаги» этой сфере уделяется особое внимание.Взаимодействие малышей друг с другом существенно отличается от общения более старших детей и от общения ребенка со взрослыми. Контакты детей раннего возраста строятся преимущественно на подражании действиям друг друга, которые сопровождаются бурными эмоциональными проявлениями — криками, визгом, смехом, веселыми гримасами и др. Такое взаимодействие детей получило название эмоционально-практического общения. Оно позволяет ребенку ощутить сходство с равным ему сверстником, создает оптимальные условия для самовыражения, осознания и познания самого себя.На первых порах (на втором году жизни) ребенок воспринимает сверстника как интересный объект для исследования: дети рассматривает друг друга, ощупывают одежду, трогают волосы, лицо, руки. Постепенно ребенок начинает открывать в сверстнике его субъектные качества, что выражается в появлении совместных «эмоциональных игр». На этом этапе у малышей еще отсутствует совместная игра с предметами. Даже играя с одной игрушкой, дети не вступают во взаимодействие, каждый играет сам по себе. Часто игрушка провоцирует конфликты между малышами. Игра с предметом для малыша гораздо важнее, чем контакты с ровесниками. Игрушка заслоняет человеческие качества другого ребенка. Открыть их малышу помогает взрослый. Именно он помогает ребенку увидеть в сверстнике партнера не только по эмоционально-практическому взаимодействию, но и по совместной предметной деятельности.Наиболее эффективным средством развития общения детей со сверстниками является организация субъектного взаимодействия между ними. Сначала взрослый организует взаимодействие малышей при отсутствии каких-либо предметов, привлекая их внимание к субъектным качествам друг друга, побуждая вступать в эмоциональные контакты. После того как у детей появится потребность в эмоционально-практическом общении, взрослый может постепенно включать их в новый вид взаимодействия — совместную предметную деятельность.Постепенно контакты между малышами становятся все более устойчивыми, длительными, разнообразными по содержанию. Возрастает инициативность детей и чувствительность к воздействиям друг друга. К концу раннего возраста дети уже способны к совместным играм с предметами и сюжетными игрушками. Эти игры являются важной предпосылкой к переходу ребенка на следующий этап развития, на котором ведущей деятельностью становится совместная сюжетно- ролевая игра.
Направления педагогической работы по развитию общения детей со сверстниками
Работа воспитателя, направленная на развитие общения детей со сверстниками, предполагает решение следующих задач:
• создание условий для возникновения и поддержания у детей интереса к сверстникам;
• стимулирование эмоциональных контактов между детьми;
• организация разных форм взаимодействия малышей.
Для побуждения детей к общению со сверстниками следует использовать самые разные ситуации их жизнедеятельности: режимные моменты, свободную игру, групповые занятия, специально организованные игры.