О собствено психологических механизмах и

ЗАКОНАХ

В психологии мы нередко встречаем пагубное мнение, будто к психологии относятся только «явления» — явления сознания или явления поведения, — а механизмы и законы принадлежат уже другим областям знания, физиологии или логике. Исследования убеждают нас, что это мнение не толь­ко пагубное, но и ложное.

Все содержание психической деятельности человека формируется в индивидуальном опыте, а процесс этого формирования в каждом случае совершается по этапам. На каждом этапе перед учеником выступает задание и так или иначе построенная и представленная ориентировоч­ная основа действия. В результате успешного выполне­ния и подкреплений, ориентировочная основа действия превращается в динамический стереотип, а каждый из ее ориентиров — сначала в раздражитель отдельной опера­ции, а затем в элемент динамического стереотипа.

Таким образом, внешняя организация задачи и про­цесса ее решения превращается в физиологический ме­ханизм, сложную систему условных связей, составляю­щих «функциональные мозговые органы» новых знаний и умений. И эта внешняя организация является опреде­ляющей.

Образование динамического стереотипа ведет к зако­номерным изменениям первоначальной формы действия. Динамический стереотип возбуждается в целом любым из его раздражителей, и благодаря этому, картина дейст­вия начинает опережать его реальное исполнение. Так как при повторных исполнениях действие неизбежно в какой-то мере стереотипизируется — или вследствии постоянст­ва условий, или вследствии их обобщения и выделения их постоянного содержания, — то опережающее появление картины действия делает ненужным его исполнение: по этой картине, отражающей прошлый опыт, мы уже знаем, что получится. Если действие имеет ориентировочное на­значение, то в этих условиях наступит неизбежное сокра­щение. В физических действиях оно захватывает ориен­тировочную часть, а если действие имеет ориентировочное значение, то сокращению подвергается и исполнительная часть действия.

Сокращение действия означает не исключение сокра­щенной части, а «снятие» ее в гегелевском смысле слова — перевод ее на положение того, что уже не выполняется, но имеется в виду как бы выполненным. Таким образом, со­кращенное действие опирается на его предшествующую развернутую форму. Но самое сокращение означает суще­ственное изменение в соотношении его частей, образова­ние новых связей, которые тоже должны закрепиться.

Словом, сокращение означает появление новой фор­мы действия на базе прежней, которая уходит в скрытый механизм своей наследницы.

Подобных изменений вида одного и того же действия на протяжении формирования происходит много, пото­му что каждый шаг обобщения, перехода от материаль­ного действия к действию в речи, перехода ориентиров­ки сэкстероцепции на проприоцепцию, — все это требует изменения формы действия, образования новых связей, которые наслаиваются на предыдущие и определенным образом связываются с ними.

Получается сложная, многоярусная система форм од­ного и того же действия, из которых более поздние явля­ются более совершенными и эффективными, но не могут быть ни образованы, ни полностью использованы иначе, как на основе этих более полных и ранних форм. Таким образом, последние сохраняются и продолжают реально участвовать в механизме этих более высоких форм.

Переход от более ранних форм действия к каждой следующей более сокращенной не произволен. Он требует определенных условий и подчиняется определенным пра­вилам. Даже впоследствии, когда открывается возмож­ность пропустить некоторые прежде обязательные ступе­ни, это обусловлено наличием определенных образований и определенным способом их применения. Но если выс­шие и все более внутренние формы действия представляют собой производные от более простых и внешних матери­альных форм, то взятые безотносительно к своему проис­хождению эти высшие формы представляют собой нечто не только не похожее на свои исходные формы, но даже как бы противоположное им. Так например, идеальное дейст­вия, идущее напрямик от исходных данных к конечному результату, является прямым нарушением принципа после­довательного преобразования объекта и соблюдения «об­ходного пути», столь характерного для всякого разумного действия; а понятие как специфический объект умствен­ного действия, есть нечто само по себе противоположное чувственной природе самого материала.

Если конечный результат формирования психологиче­ских явлений принимается непосредственно как данное, то между ними и миром внешних объектов раскрывается пропасть «психологического» и «физического», перед ко­торой останавливается вся философия и психология бур­жуазной эпохи.

Но опираясь на философские положения марксизма-ленинизма о природе психики и прослеживая формиро­вание идеальных, в частности, умственных действий, а на их основе — чувственных образов и понятий, — мы теперь знаем, как образуются эти явления и знаем, что это только «явления», и что за ними скрывается много­ярусная, разветвленная система прежних форм действий и представлений, превратившихся в «сущность» и меха­низм этих явлений.

Это значит, что психологическая наука располагает не только явлениями — явлениями сознания или явления­ми поведения, — но и собственно психологическими ме­ханизмами и законами их образования и функциониро­вания. Ибо в этой связи явлений с их механизмами выясняется, что, по выражению Ленина, и самые явления существенны, так как в них-то и воплощены эвристиче­ские средства ориентировки в обстоятельствах. И это зна­чит, что психология есть наука самостоятельная, а не опи­сание явлений, и что она вовсе не должна обращаться за объяснением своих явлений всегда и обязательно к физио­логии, логике или каким-нибудь разделам математики.

Как и всякая самостоятельная наука, психология мо­жет прибегать к смежным наукам, но должна пользовать­ся ими по логике своих процессов, а не подменять отсут­ствие представлений о них данными других наук. Именно для того, чтобы разумно обращаться с данными физио­логии, кибернетики, теории информации, математиче­ской логики, нужно следовать логике самих психических процессов, их психологических механизмов и психоло­гических законов, а не прикрывать отсутствие знаний о них учениями физиологии, кибернетики и т. д. Исходным и определяющим в психологии является знание самих психологических механизмов и психологических законо­мерностей, а путь к ним, как это прозорливо в общей фор­ме указывал еще И. М. Сеченов, заключается именно в изучении их происхождения, их формирования.

Наши рекомендации