Старший воспитатель Заведующая

ДОУ 17 ПЛАН

Структура плана

Оформление титульного листа.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Старший воспитатель Заведующая

___________________________ _____________________

(название учреждения) (название учреждения)

____________________________________ ____________________________

(Ф.И.О.) (Ф.И.О)

от "_____"________________2017г. от "____"_______________2017г.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

На 2017 - 2018 учебный год

___________________,

(Ф.И.О.)

Педагога-психолога

____________________________________________________

(полное название образовательного учреждения

Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в ДОУ следующие:

- Конвенция о павах ребенка

- Конституция Российской Федерации

- 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. Статья №42,….

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Комментарии Минобрнауки России от 28.02.2014 №08-249 к ФГОС дошкольного образования (комментарии к разделу III пункта 3.2.3.

(«Функциональные обязанности педагога-психолога ДОО в соответствии с новым законодательством», см. статью М.В.Зиновьева, А.В.Крупенина в журнале «Справочник педагога-психолога» №2, 2014)

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26августа 2010 №761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575)

-Информационное письмо «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» 10февраля 2015г №13р – 268/ 07(практически материалы могут быть использованы педагогами-психологами различных образовательных организаций)

- Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 №636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации";

- письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 №27/901-6 "О психолого -медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения";

- письмо Минобразования РФ от 24.12.2001 №29/1886-6 "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения";

- Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 №28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся (воспитанников) в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»

-Письмо Минобразования и науки РФ от 02.03.2016г. №07-871 «Опсихологической службе образования в Российской Федерации»

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Деятельность педагога-психолога ДОУ в 2017-18 учебном году в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Педагог-психолог современного ДОУ создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовывать индивидуальный путь развития.

Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог-психолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива. Устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.

Цель и задачи педагога-психолога ДОУ:

Цель деятельности педагога-психолога ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО – охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей

В разные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и укрепления психического здоровья детей предполагает развитие:

-побуждений, мотивов и интересов

-сознательное отношение к деятельности на уровне постановки целей и их достижений

-способов проявления самостоятельности, относительной независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками

- результативности форм и видов детской активности, их созидательного характера

-элементов творчества

-положительного отношения к миру, себе и другим людям

Задачи:

-создание соответствующих психологических условий для успешного освоения детьми образовательных областей

-предотвращение и преодоление трудностей в развитии воспитанников, предупреждение нарушений приспособления к среде

-определение индивидуальных образовательных потребностей дете

-участие в подготовке и создании психологических условий преемственности в процессе непрерывного образования

-обеспечение психологически безопасной и комфортной образовательной среды

-повышение психологической компетентности педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение их информацией по психологическим проблемам

Содержание деятельности современного педагога-психолога, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, определяется её направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий:

1. Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников. Формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

2. Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям ( недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления)

3. Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития

4. Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей на разных видах деятельности

5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности участников совместной деятельности и общения

7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия (Закон РФ «Об образовании»ст.34, п.1.9)

8. Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Основные направления деятельности педагога-психолога:

1.Психологическая диагностика

2. Психологическая профилактика/ просвещение

3.Развивающая и коррекционная работа

4.Психологическое консультирование

5.Экспертная деятельность

Психологическая диагностика

-оценка развития детей, его динамики, измерение личностных образовательных результатов

-психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка ( по запросу родителей, педагогов в течение учебного года)

- психодиагностическая работа в адаптационный период и в периоды возрастных кризисов (3 и 7 лет)

-психодиагностика психологической готовности к обучению в школе

- психодиагностическая работа по выявлению ранних признаков одаренности

- психодиагностическая работа по изучению психологической безопасности и климата в учреждении

-психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОУ

Психопрофилактика и психологическое просвещение (1.Психопрофилактика в контексте с ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога)

Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений),предупредить нарушения в становлении личностных и индивидуальных сфер через создание благоприятных психогигиенических условий образовательном учреждении.

2.Психогигиенапредполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

Для достиженияцели предполагается продуктивное взаимодействие психолога с воспитателями, родителями, направленное на содействие в построении психологически безопасной образовательной среды в ДОУ согласно ФГОС ДО:

-Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на «зону ближайшего развития» каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, обеспечивающего: вовлечение всех детей в разные виды деятельности, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий

-Уважение индивидуальности каждого ребенка, его право быть непохожим на других

-Не директивную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе игровое время и пространство, и ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды

-Условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей

-Организацию видов деятельности, стимулирующих развитие воображения, мышления, фантазии и творчества

-Создание в ДОУ психологических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка посредством создания позитивного психологическом и морально-нравственного климата в группе, обеспечения условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе с ограниченными) возможностями здоровья; посредство проявления чуткости к интересам и возможностям детей, непосредственного общения с каждым ребенком

Конкретными задачами деятельности педагога-психолога с воспитателями выступают:

*предотвращение дидактогений

*содействие в организации конструктивного общения детей в группе

*профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ

*создание психологических условий для конструирования развивающего пространства в соответствии с образовательными областями и образовательными потребностями воспитанников; для развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте

* психологический анализ разных видов и форм детской деятельности в ДОУ

*психологическая экспертиза программно-методического обеспечения образовательного процесса

3.Психологическое просвещениепредполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что может рассматриваться как средство профилактики.

Методическая тема

Название работы Условия проведения -с кем проводится: дети, педагоги, родители -используемая методика, программа Сроки   Ответственный Предполагаемый результат (Цель)
Психологическая диагностика Психологическое просвещение и психологическая профилактика Психологическое консультирование Коррекционно-развивающая работа Экспертная деятельность -Психологическая безопасность среды: *комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим *доброжелательный стиль общения взрослого с детьми *целесообразность в применении приемов и методов *использование приемов релаксации в режиме дня *правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок -Комплексный медико-психолого-педагогический анализ соответствия развивающей среды групп возрастным особенностям детей *содержательно насыщена *трансформируема *полифункциональна *вариативна *доступна безопасна -Участие в работе ПМПк ДОУ -Участие в экспертизе индивидульно-коррекционных программ для сопровождения детей в рамках ПМПк -Посещение занятий аттестуемого педагога -Участие в тематической проверке в ДОУ «Психологическая безопасность»   -Утверждение коррекционно-развивающих программ Методическая работа      

ДОУ 17 ПЛАН

Структура плана

Оформление титульного листа.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Старший воспитатель Заведующая

___________________________ _____________________

(название учреждения) (название учреждения)

____________________________________ ____________________________

(Ф.И.О.) (Ф.И.О)

от "_____"________________2017г. от "____"_______________2017г.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

На 2017 - 2018 учебный год

___________________,

(Ф.И.О.)

Педагога-психолога

____________________________________________________

(полное название образовательного учреждения

Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в ДОУ следующие:

- Конвенция о павах ребенка

- Конституция Российской Федерации

- 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. Статья №42,….

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Комментарии Минобрнауки России от 28.02.2014 №08-249 к ФГОС дошкольного образования (комментарии к разделу III пункта 3.2.3.

(«Функциональные обязанности педагога-психолога ДОО в соответствии с новым законодательством», см. статью М.В.Зиновьева, А.В.Крупенина в журнале «Справочник педагога-психолога» №2, 2014)

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26августа 2010 №761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575)

-Информационное письмо «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» 10февраля 2015г №13р – 268/ 07(практически материалы могут быть использованы педагогами-психологами различных образовательных организаций)

- Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 №636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации";

- письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 №27/901-6 "О психолого -медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения";

- письмо Минобразования РФ от 24.12.2001 №29/1886-6 "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения";

- Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 №28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся (воспитанников) в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»

-Письмо Минобразования и науки РФ от 02.03.2016г. №07-871 «Опсихологической службе образования в Российской Федерации»

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Деятельность педагога-психолога ДОУ в 2017-18 учебном году в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Педагог-психолог современного ДОУ создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовывать индивидуальный путь развития.

Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог-психолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива. Устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.

Цель и задачи педагога-психолога ДОУ:

Цель деятельности педагога-психолога ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО – охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей

В разные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и укрепления психического здоровья детей предполагает развитие:

-побуждений, мотивов и интересов

-сознательное отношение к деятельности на уровне постановки целей и их достижений

-способов проявления самостоятельности, относительной независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками

- результативности форм и видов детской активности, их созидательного характера

-элементов творчества

-положительного отношения к миру, себе и другим людям

Задачи:

-создание соответствующих психологических условий для успешного освоения детьми образовательных областей

-предотвращение и преодоление трудностей в развитии воспитанников, предупреждение нарушений приспособления к среде

-определение индивидуальных образовательных потребностей дете

-участие в подготовке и создании психологических условий преемственности в процессе непрерывного образования

-обеспечение психологически безопасной и комфортной образовательной среды

-повышение психологической компетентности педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение их информацией по психологическим проблемам

Содержание деятельности современного педагога-психолога, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, определяется её направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий:

1. Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников. Формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

2. Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям ( недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления)

3. Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития

4. Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей на разных видах деятельности

5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности участников совместной деятельности и общения

7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия (Закон РФ «Об образовании»ст.34, п.1.9)

8. Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Основные направления деятельности педагога-психолога:

1.Психологическая диагностика

2. Психологическая профилактика/ просвещение

3.Развивающая и коррекционная работа

4.Психологическое консультирование

5.Экспертная деятельность

Психологическая диагностика

-оценка развития детей, его динамики, измерение личностных образовательных результатов

-психодиагностическая работа по проблемам психического развития ребенка ( по запросу родителей, педагогов в течение учебного года)

- психодиагностическая работа в адаптационный период и в периоды возрастных кризисов (3 и 7 лет)

-психодиагностика психологической готовности к обучению в школе

- психодиагностическая работа по выявлению ранних признаков одаренности

- психодиагностическая работа по изучению психологической безопасности и климата в учреждении

-психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОУ

Психопрофилактика и психологическое просвещение (1.Психопрофилактика в контексте с ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога)

Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений),предупредить нарушения в становлении личностных и индивидуальных сфер через создание благоприятных психогигиенических условий образовательном учреждении.

2.Психогигиенапредполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

Для достиженияцели предполагается продуктивное взаимодействие психолога с воспитателями, родителями, направленное на содействие в построении психологически безопасной образовательной среды в ДОУ согласно ФГОС ДО:

-Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на «зону ближайшего развития» каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, обеспечивающего: вовлечение всех детей в разные виды деятельности, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий

-Уважение индивидуальности каждого ребенка, его право быть непохожим на других

-Не директивную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе игровое время и пространство, и ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды

-Условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей

-Организацию видов деятельности, стимулирующих развитие воображения, мышления, фантазии и творчества

-Создание в ДОУ психологических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка посредством создания позитивного психологическом и морально-нравственного климата в группе, обеспечения условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе с ограниченными) возможностями здоровья; посредство проявления чуткости к интересам и возможностям детей, непосредственного общения с каждым ребенком

Конкретными задачами деятельности педагога-психолога с воспитателями выступают:

*предотвращение дидактогений

*содействие в организации конструктивного общения детей в группе

*профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ

*создание психологических условий для конструирования развивающего пространства в соответствии с образовательными областями и образовательными потребностями воспитанников; для развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте

* психологический анализ разных видов и форм детской деятельности в ДОУ

*психологическая экспертиза программно-методического обеспечения образовательного процесса

3.Психологическое просвещениепредполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что может рассматриваться как средство профилактики.

Наши рекомендации