Формирование современных представлений о психике, современная трактовка понятия психики.

Различные исследования предметной области психологии нашли отражение в достижениях традиционных и новых школ, научных направлений, теорий и концепций. Важнейшие из них следующие.

Бихевиоризм или теория поведения (от англ. behaviour - «поведение») – одно из ведущих направлений психологии, получившее широкое распространение в различных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма — Э. Торндайк, Дж. Уотсон.

В 1913г. американский психолог Джон Уотсон (1873-1958) предлагает в качестве объекта изучения - поведение. При этом порой невольно из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, психику, которые в принципе не наблюдаемы непосредственно. Поведение же понимается ортодоксальными бихевиористами как совокупность отношений «стимул — реакция» (S – R). По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт человека, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения. При этом сознание не играет никакой роли в научении, а новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы.

Психоанализ — учение, разработанное австрийским невропатологом, психиатром и психологом 3. Фрейдом; предстает как общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения Фрейда, которое выступает в качестве ключевого звена единой психотерапевтической концепции. Многочисленные наблюдения психиатров и невропатологов показывали, что человек часто не осознает мотивы и побуждения своих поступков. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека.

В структуре психики выделяется три компонента: сознание - это то, что человек осознает, понимает, о чем думает; предсознание - это система моральных норм, запретов и ценностей, которые человек усвоил в детстве; бессознательное - это инстинкты, которые человек не осознает и которыми не может управлять, но которые полностью руководят поведением и действиями человека. Последнему придавалось наибольшее значение, в частности, человекам управляют два основных инстинкта: инстинкт жизни, продления рода (либидо – сексуальная энергия) и инстинкт смерти, само-разрушения (агрессивная энергия).

Гештальтпсихология (от нем. geastalt - образ, целостная фор-ма, структура) — одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии первой половины XX века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости це-лстного подхода к анализу сложных психических явлений. Представители этого направления — немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келлер, К. Коффка, Ф. Перлс (1893-1970). Согласно дан-ному подходу, человек воспринимает мир не в виде отдельных частей, а в виде целостных образов, при этом объединение частей в систему, некий образ дает нечто общее, чем простая их сумма (си-стемный подход).

Гуманистическая психология — направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и у нас в стране, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

У каждого человека есть врожденная потребность в самоактуализации, развитии и самосовершенствовании. В процессе жизни на формирующуюся личность воздействуют через воспитание и обучение, прививают социальные нормы, тем самым приглушают и вытесняют собственные стремления и потребности ребенка. И если условия жизни мешают реализации способностей, то возникает внутриличностный конфликт, что приводит к аномальному развитию. Гуманисты считают, что человек рождается с потребностью в добре, нравственности, доброжелательности и главная задача взрослых – не мешать самореализации. Ими также была предложена «формула успеха»:

УСПЕХ= уровень достижений

уровень притязаний

Для достижения успеха необходимо либо увеличить уровень достижений, либо снизить уровень притязаний.

Генетическая психология — учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающая происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в детском возрасте.

Парапсихология (от греч. раrа — возле, около) — область гипотез, представлений, фиксирующих и пытающихся объяснить: 1) формы чувствительности, обеспечивающие прием информации способами, не объяснимыми активностью, деятельностью известных органов чувств; 2) формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие без посредства мышечных усилий. Нередко в рамках данного направления исследуются гипноз, предчувствия, ясновидение, спиритизм, телекинез, телепатия, психокинез и другие, как реальные, так и мнимые, явления.

Индивидуальная психология — одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности. Наибольшее распространение, особенно в области педагогики и психотерапии, индивидуальная психология получила в 20-е годы нашего века.

Концепция трансактного анализа — совокупность научных взглядов американского психолога Э. Берна и его последователей о том, что судьба человека предопределена в существенной степе-ни особенностями его бессознательного, которое как бы влечет его к определенным событиям — успеху, неуспеху, трагедиям и т.д. По взглядам Э. Берна, в бессознательном человека как бы сидит некий маленький человек и дергает за веревочки, управляя жизнью большого человека по сценарию, зафиксированному в бессознательном с помощью жизненных ситуаций, имевших место при активном формировании бессознательного (детские, юношеские годы).

Наши рекомендации