Восприятие пространства, формы, времени, движения.

Пространство воспринимается с помощью движения глазных мышц - это происходит неосознанно. Всем системам анализаторов свойственна функциональная ассиметрия - один глаз ведущий, другой - ведомый. При видении двумя глазами возбуждения объединяются в мозговой части зрительного анализатора. Возникает впечатление и объединенности воспринимаемого предметов. При удаленности предметов большое значение восприятия пространства имеет взаиморасположение светотеней, которые зависят от расположения предметов.

В Восприятии пространства играет роль и слуховые ощущения.

Восприятие времени - это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Ориентировка во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, затухание возбудительного и тормозного процесса в ЦНС, в больших полушариях головного мозга.

Восприятие времени изменяется в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные субъективно несколько растягивают временные промежутки.

В восприятии формы принимают участие 3 основные группы факторов:

1.Врожденная способность нервных клеток коры ГМ избирательно реагировать на элементы изображений.

2.3аконы образов, фигур, форм и контуров.

3.Жизненный опыт получаемый за счет движения руки по контуру и поверхности объектов перемещения человека и его частей тела в пространстве.

Зрительное восприятие формы предмета определяется условиями наблюдения: величиной предмета, его расстоянием от глаз наблюдателя, освещенностью, контрастом между яркостью объекта и фона.

Восприятие движения - это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта является скорость, ускорение и направление. С помощью зрения мы можем получать информацию о движении объектов двумя способами при

фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. Восприятие движения возможно и с помощью слухового анализатора. При этом слышимая громкость звука усиливается при приближении к нам источника звука и ослабевает при его удалении.

Гипотеза о поэтапном формировании умственных действий П.Я.

Гальперина.

Теория, сформулированная и исследованная Петром Яковлевичем Гальпериным [1902 - 1988] в середине XX века. Основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений.
Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:
Первый - создание мотивации обучаемого;
Второй - составление схемы ориентировочной основы действия;
Третий - выполнение реальных действий;
Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;
Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»;
Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – интериоризация.
На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».
ПРИМЕР. «Например, нужно кого-то обучить не делать определенные грамматические ошибки. На карточки выписываются те грамматические правила, на которые делаются ошибки. Они организуются на карточке в той последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала требуется, чтобы обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фразе, затем вслух читается второе правило и так далее до конца карточки. На втором этапе, когда правила выучены наизусть, можно отложить карточку, но все еще следует произносить правила вслух. На следующем этапе предполагается произнесение правил про себя при их применении. Наконец, на заключительном этапе человек способен применить правила, не произнося их ни вслух, ни про себя и даже не осознавая, — в свернутом и погруженном виде».

Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок.

Наши рекомендации