Основные положения концепции развития идентичности Э.Эриксона.
Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого «я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.
Эти идеи Эриксона легли в основу 2-х важных понятий его концепции - «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на включение его в социальную группу, формируется групповая идентичность. Параллельно с групповой формируется эго-идентичность, которая создаёт у субъекта чувство устойчивости и непрерывного своего «я», несмотря на изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.
Эриксон выдвинул 3 важных и новых положения.
Во-первых, он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности растягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подростковом возрасте.
И в-третьих, каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными.
Стадия развития | Область социальных отношений | Полярные качества личности | Результат прогрессивного развития |
1 . Младенчество (0- 1) | Мать или замещающее ее лицо | Доверие к миру — недоверие к миру | Энергия и жизненная радость |
2. Раннее детство (1-3) | Родители | Самостоятельность — стыд, сомнения | Независимость |
3. Детство (3-6) | Родители, братья и сестры | Инициатива — пассивность, вина | Целеустремленность |
4. Школьный возраст (6-12) | Школа, соседи | Компетентность — неполноценность | Овладение знаниями и умениями |
5. Отрочество и юность (12-20) | Группы сверстников | Идентичность личности — непризнание | Самоопределение, преданность и верность |
6. Ранняя зрелость (20-25) | Друзья, любимые | Близость— изоляция | Сотрудничество, любовь |
7. Средний возраст (25-65) | Профессия, родной дом | Продуктивность— застой | Творчество и заботы |
8. Поздняя зрелость (после 65) | Человечество, ближние | Целостность личности — отчаяние | Мудрость |
Последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Важный для развития личности момент — кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это моменты выбора между прогрессом и регрессом. Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.
До 17—20 лет происходит медленное, постепенное становление идентичности личности. Идентичность — условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным». Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями, половую идентификацию и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка.
На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок «выбирает» доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. В это время ребенок как бы «вбирает» в себя образ матери (возникает механизм интроекции).
Раннее детство - Вторая стадия (мышечно-анальная). Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы. Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.
На третьей стадии (локомоторно-генитальной), дошкольный возраст, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива.
Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность. На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.
четвертая стадия (латентная) Младший школьный возраст — предпубертатный, связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Период начального школьного обучения — это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий.
пятую стадию развития личности Подростковый возраст и юность составляют, период глубокого кризиса который приводит к формированию идентичности. Доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют решить задачу самоопределения, выбора жизненного пути. Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности.
В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). не только в сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов «слить» ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое «Я».
Третье десятилетие жизни — время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни. Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества.
Зрелость, или средний возраст, — седьмая стадия. Решающим здесь становится «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению — собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т.д. Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э. Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным. Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, появляется безразличие, сосредоточенность на себе.
Последняя стадия, поздняя зрелость, Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности. Появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: «Я доволен». Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает. Не ощущают целостность своего «Я» люди, недовольные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жить заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, а приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.
Билет 4.
1.Понятие воли, ее функции. Волевое действие. Волевые качества личности.
2.Основные направления изучения личности в зарубежной психологии.
3.Классификация психодиагностических методов.