Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ЗПР
Индивидуальная адаптационная программа необходима вновь прибывшим в учреждение детям. Поэтому в течение первых двух месяцев с этими детьми должны проводиться занятия, направленные на установление эмоционального контакта со взрослыми, сверстниками, поддержание положительного настроения и отношения к учебному заведению, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.
Ф.И.О. Малышкин Михаил Викторович, 21.03.2007 г. р.
Клинический диагноз: Врожд. глаукома OU, начальная компенсированная OS.
Диагноз ПМПК: ЗПР
Рекомендации: обучение по программе 1 класса для слабовидящих детей с ЗПР
Психолого-педагогическое заключение: Выраженные отклонения в поведении ребенка, нарушения в моторном развитии.
Цель программы: Повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в новых условиях обучения, способствование в повышении самооценки, самореализации личности.
№ | Содержание проводимой работы | Сроки | Отв-ные |
Знакомство с учащимся: Индивидуальные беседы. Наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса. Скрининговые медицинские исследования. | Сентябрь Октябрь 1 четверть | Кл. рук. Психолог Соц. педагог Медик | |
Комплексная психолого-педагогическая диагностика готовности к школьному обучению. | Сентябрь Октябрь | Учитель Психолог Дефектолог | |
Первичное речевое обследование учащегося | Сентябрь | Логопед | |
Индивидуальные занятия по коррекции речевых недостатков | 1 четверть | Логопед | |
Индивидуальная психолого-педагогическая коррекция по результатам психолого-педагогических исследований | Октябрь- Декабрь | Психолог Учитель | |
Знакомство с семьей учащегося. Беседы с родителями о состоянии здоровья и готовности учащегося к обучению | Сентябрь; Октябрь | Кл. рук. Медик Психолог | |
Групповые занятия по адаптации учащегося к школе | 1 четв. | Психолог | |
Индивидуальные Коррекционно-развивающие занятия с учащимся по теме: -"Коррекция поведения и общения" -"Коррекция познавательных процессов" | 1 полуг. | Психолог | |
Беседы с родителями об адаптации учащегося; соблюдении режима дня, занятости во второй половине дня | 1 полуг. | Психолог Кл. рук. | |
Анкетирование по первичной социально-педагогической адаптации к школе | Ноябрь | ||
Анкетирование родителей с целью выявления индивидуально-психологических особенностей ребёнка | Декабрь | Психолог Кл. рук. | |
Родительское собрание о прохождении адаптации учащимися класса | Ноябрь | Кл. рук. | |
Анализ успеваемости результатов за 1 и 2 четверти | 1 полуг. | Кл. рук. | |
Заседание ПМПК с рассмотрением вопроса о реализации программы индивидуального сопровождения | Декабрь | Психолог, дефектолог |
Содержание программы (направления и формы работы):
1. Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:
• нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
• стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем и воспитателем;
• знакомство с обстановкой класса;
• вовлечение ребенка в простую и доступную игру; привлечение внимания мальчика к интересным и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование желания поиграть вместе со взрослым;
• установление доверительных отношений со взрослыми;
• вовлечение в игровую ситуацию с участием других детей в целях нормализации эмоционального поведения и развития контактов между учениками.
2. Укрепление нервной системы
• Наблюдение у психиатра (2 раза в год.).
• Совместный контроль и наблюдение психолога, врача и воспитателя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.
• Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).
• Осуществление комплексного подхода в укреплении Н.С. (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).
• Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.)
3. Укрепление эмоционально - личностной сферы
• Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.).
• Диагностика эмоционально - личностной сферы (2 раза в год).
• Овладение учебными навыками.
• Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.
• Система групповых и индивидуальных занятий.
4. Развитие познавательной сферы:
• Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия (когнитивные процессы).
• Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).
5. Формирование устойчивой адекватной самооценки:
• Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).
• Индивидуальные беседы учителя, воспитателя, психолога, социального педагога.
• Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.
• Тренинг коммуникативного общения (4мес.).
Прогноз: Учитывая особенности циклоидного типа акцентуации, успешность адаптации будет зависеть от фаз. При грамотном педагогическом подходе возможно позитивное взаимодействие с Малышкиным М.