Конструирование и копирование

Неотъемлемой частью формирования пространственных пред­ставлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картин­ки, мозаики и т.п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.

70. «Конструирование предметов из заданных частей». Ребенку дается основная деталь, свойственная всем предметам данного клас­са: например, емкость (для посуды) или туловище (для животных), стебель (для растений), и различные фрагменты, благодаря которым основная деталь постепенно дополняется, преобразуясь в самые раз­личные объекты. Ребенку предлагают пофантазировать и сложить не­сколько фигур с единой основой: например, на базе одной и той же «основы» для посуды могут быть (с помощью разных соответствую­щих фрагментов) сконструированы: чайник, сахарница, чашка и т.п. То же — с фигурой человека или животного, растениями и т.п. Каж­дый раз ребенка спрашивают: «Что это? На что (кого) похож этот предмет?» Потом он зарисовывает сложенные из деталей предметы и делает к ним подписи.

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения




Конструирование и копирование - student2.ru

Рис. 12

Конструирование и копирование - student2.ru

Рис. 13

71. «Я' — конструктор». Ребенку предлагается из спичек, счетных
палочек, мозаики сконструировать какое-либо предметное изображе­
ние или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открыты­
ми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов мож­
но превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.

72. «Найди нужный блок». Инструкция: «Найди среди верхних
фигур нужный блок и дострой нижнюю фигуру так, чтобы она стала
такой же, как соседняя. Ты можешь разворачивать "блоки"» (рис. 12).

73. «Орнамент». Разрежьте квадраты, расположенные слева на ри­
сунке 13, сначала на четыре, а потом — в более сложном варианте —
лишь на две (по горизонтали или вертикали) части. Попросите ребен-


170 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

Конструирование и копирование - student2.ru

Рис. 14

ка сложить из полученных частей придуманные вами орнаменты; сна­чала более простые, а затем — аналогичные тем, что представлены на рисунке 13 справа. Понятно, что для маленьких детей здесь более адекватны привычные для них кубики.

На первом этапе формирования процессов копирования целесообраз­но осуществлять его с помощью кальки или копировальной бумаги и только затем переходить к обычному срисовыванию. Помимо прочего, этот прием формирует «память руки» и необычайно эффективен при усвоении букв и цифр.

74. «Копирование фигур».

а) Копирование различных простых фигур.

б) Копирование сложных фигур и изображений, как, например,
на рисунке 14. Сначала фигура анализируется совместно психологом
и ребенком: она разбивается на части, обсуждается удобная последо­
вательность ее воспроизведения. Далее ребенку предлагается самосто­
ятельно проанализировать изображение и выработать стратегию ко­
пирования.

в) Копирование фигур с поворотом их на 90° и 180°. Поворот на
90° может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру
лежащей на левом (или правом) боку». На 180°: «Нарисуй эту фигуру
"вверх ногами", но так, чтобы все части фигуры остались на своих
местах». Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга
образец и рисунок ребенка, если они выполнены с соблюдением мас­
штаба, например, на бумаге в клетку.

Удивительным образом действует на ребенка обсуждение его соб­ственного рисунка, отраженного в зеркале, которое приставляется к полученному изображению и/или образцу сверху, слева и т.д.

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения

Квазипространственные»

(логико-грамматические) речевые конструкции

Формирование «квазипространственных» представлений начинает­ся с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отра­ботанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить пред­мет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т.п. Постепенно через вер­бальное обозначение соответствующих пространственных представле­ний осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т.д.

75. «Положи ручку...» Дайте ребенку два разных предмета, напри­
мер, ручку и пенал и предложите положить ручку в, на, под, над, перед,
за, слева, справа от пенала.

76. «Где лежит карандаш?» Положите карандаш на тетрадь и
предложите ребенку определить его положение относительно тетради
(«Карандаш лежит на тетради, а тетрадь..., а стол...»). Так поиграйте,
перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над,
пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка
составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внима­
ние на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти
предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).

Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз просите просто называть соответствующий предлог.

Конструирование и копирование - student2.ru

Рис. 15

172 Часть П. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

Конструирование и копирование - student2.ru

Рис. 16

77. «Нарисуй предлог». Предложите (с вашей помощью) ребенку
нарисовать (не написать) предлоги любым удобным для него спосо­
бом, например как на рисунке 15.

78. «Зашифрованное послание». Ребенок должен прочитать посла­
ние, содержание которого ясно из рисунка (рис. 16), и записать его
прямо под картинками.

Нарисуйте несколько подобных фраз с разными предлогами. Предложите ребенку самому придумать и написать вам аналогичные послания с известными ему предлогами.

79. «Теремок». Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка жи­
вет над волком, улитка под волком, а выше всех — лев. Ребенок рас­
селяет жильцов, потом сам дает задание другим детям и контролиру­
ет правильность выполнения.

80. «Новоселье». Освоив предыдущее упражнение, ребенок реша­
ет подобные задачки, но уже в умственном плане:

В теремке поселились — лягушка под мышкой, зайчик — над ли­сичкой, а мышка — под лисичкой. Кто на каком этаже живет?

Построили новый четырехэтажный дом. На каждом этаже должна жить одна семья: Борисовы — под Карповыми, Ивановы — над Чер­новыми, а Карповы — под Черновыми. Помоги новоселам найти свои квартиры.


Наши рекомендации