Глава 1. Дыхательные упражнения

В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выра­ботке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и крово­обращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внима­ния. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произ­вольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и актив­ной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое мед­ленное дыхание простым и естественным, регулируемым непро­извольно.

Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать само­массажу и другим заданиям. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и наконец стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого — пси­холога, педагога, родителей) для контроля за полнотой дыхательных движений.

После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению стато-кинетического уровня психической активности ребенка, увели­чению его энергетического и адаптационного потенциала.

Универсальным является обучение четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох — задер­жка — выдох — задержка». Вначале каждый из них может составлять 2—3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек. Как уже отмечалось,

Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 111

вначале необходимой бывает фиксация психологом рук ребенка, что значительно облегчает обучение. Психолог должен также вслух отсчи­тывать указанные временные интервалы с постепенным переходом к самостоятельному выполнению упражнений ребенком.

Правильное дыхание — это медленное, глубокое, диафрагмаль-ное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних от­делов до верхних), состоящее из следующих четырех этапов:

1. Вдох:

—распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму
вниз, выдвигая живот вперед;

—наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку
с помощью межреберных мышц;

—приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом вер­
хушки легких.

2. Пауза.

3. Выдох:

—приподнять диафрагму вверх и втянуть живот;

—опустить ребра, используя группу межреберных мышц;

- опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

4. Пауза.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со ста­дии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глу­бокий, без напряжения вдох ртом или носом. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. При выполнении упражнения в положении сидя или стоя — не нагибаться вперед. Все упражнения выполняются по 3—5раз.

1. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос,
следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась
вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафраг­
ма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяет­
ся. На 2—5 сек. задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтяги­
ванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и
выдыхать — плавно, избегая толчков.

2. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сде­
лать выдох и, когда появится желание вдохнуть, с закрытым ртом
сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Затем пауза (задержать
грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох,
медленно и плавно выпуская воздух через нос. Пауза.

112 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

3. После выдоха начать дыхание через нос, следя, правильно ли
работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота, спокойны ли
плечи. Выдержав паузу, начать постепенный, плавный выдох через
узкое отверстие, образованное губами. При этом должно возникнуть
ощущение, будто струя воздуха является продолжением воздушного
потока, идущего от диафрагмы. Необходимо следить за тем, чтобы не
было напряжения в верхней части грудной клетки и шее. При ощуще­
нии напряжения следует, расслабившись, медленно покачать головой
вправо — влево, вперед — назад, по кругу.

4. «Шарик». Повышение эффективности выполнения дыхательных
упражнений достигается благодаря использованию образного пред­
ставления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей.
Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика,
расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдуваю­
щегося в ритме дыхания). Ребенку также предлагается вокализировать
на выдохе, пропевая, отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з
переходит в с, о в у, ш в щ, и т.п.).

5. «Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью пре­
рывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич ин­
дейца, свист птицы.

6. Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и
медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на
свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком.
Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу
воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упраж­
нение; еще больше увеличить расстояние и т.д. Обратите внимание
ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота будут все бо­
лее напряженными.

После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к уп­ражнениям, в которых дыхание согласуется с движением. Они выпол­няются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз удерживается поза.

7. Исходное положение (И.п.) — лежа на спине. По инструкции
ребенок медленно поднимает одну руку (правую, левую); ногу; затем
две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом по­
ложении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабля­
ется во время паузы. Затем ребенок выполняет упражнение лежа на
животе.

8. И.п. — сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая (!). Подни­
мать руки вверх над головой со вдохом и опускать вниз, на пол перед

Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 113

собой, с выдохом, немного сгибаясь при этом. Это упражнение хоро­шо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правиль­но, у него просто нет другой возможности.

9. И.п. то же, либо встать на колени и сесть на пятки, ноги вместе.
Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты
в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. Со вдохом пово­
рачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом — вниз. Вари­
ант: руки вытянуты вперед и большие пальцы поворачиваются в такт
дыханию налево и направо.

10. И.п. то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на
уровне плеч, ладони смотрят вниз. Со вдохом поднять левую кисть
вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в луче-
запястном суставе). С выдохом левая кисть идет вниз, правая — вверх.

11. И.п. то же. Дыхание: только через левую, а потом только через
правую ноздрю. При этом правую ноздрю закрывают большим паль­
цем правой руки, а левую — мизинцем правой руки. Дыхание медлен­
ное, глубокое. Как утверждают специалисты в области восточных оз­
доровительных практик, в первом случае активизируется работа пра­
вого полушария головного мозга, что способствует успокоению и ре­
лаксации. Дыхание же через правую ноздрю активизирует работу
левого полушария головного мозга, повышая рациональный (позна­
вательный) потенциал.

12. И.п. — встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони
обращены вперед. На быстром вдохе руки притягиваются к подмыш­
кам ладонями вверх. На медленном выдохе — опускаются вдоль тела
ладонями вниз. Такой тип дыхания оказывает мощное мобилизующее
действие, быстро снимает психоэмоциональное напряжение.

13.И.п. то же. На медленном вдохе руки плавно разводятся в сто­
роны и поднимаются вверх (или в стороны и к груди) — «притягива­
ющее движение». На выдохе — «отталкивающее движение» — опуска­
ются вдоль тела ладонями вниз. Это упражнение гармонично сочета­
ется с представлением о втягивании в себя солнечного света и тепла,
распространении его сверху вниз по всему телу.

14.И.п. — встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно
поднять расслабленные руки вверх, постепенно «растягивая» все тело
(не отрывать пятки от пола); задержать дыхание. На выдохе — посте­
пенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице; задер­
жать дыхание. Вернуться в И.п.

15.И.п. — встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки,
большие пальцы внутри ладоней, кулаки прижаты к низу живота. На

114 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

медленном вдохе — поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и запроки­дывая голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на мыски (представьте, что вы только что проснулись и сладко потяги­ваетесь). Зафиксировать эту позу, задержать дыхание. На выдохе — вернуться в И.п., не спеша выполняя движения в обратном порядке.

16.Ребенок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе — опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе — опускается). Далее ребенок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет (на 8, на 12).

В процессе последующей коррекции отработанные и закреплен­ные (автоматизированные) дыхательные упражнения сочетаются с любым из описываемых ниже заданий, что требует дополнительного внимания со стороны специалиста.

Наши рекомендации