Изучение уровня конфликтности личности

На каждый вопрос выберите один ответ.

1. В общественном транспорте разгорелся спор. Что вы предпри­нимаете?

а) не вмешиваетесь;

б) можете вмешаться, встав на сторону потерпевшего;

в) всегда вмешиваюсь.

2. На собрании и конференции вы критикуете руководство за ошибки?

а) нет;

б) в зависимости от личного отношения к нему;

в) всегда.

3. Ваш руководитель излагает свой план работы, который вам ка­жется неудачным. Предложите ли вы свой план?

а) если другие вас поддержат, то да;

б) разумеется;

в) нет.

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?

а) только с теми, кто не обижается;

б) да, но только по принципиальным вопросам;

в) да, со всеми и по любому поводу.

5. Кто-то пытается стать впереди вас в очереди за стипендией или зарплатой.

а) считая, что вы не хуже его, вы пытаетесь обойти очередь;

б) возмущаетесь, но про себя;

в) открыто высказываете свое негодование.

6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение вашего коллеги, в котором есть смелая идея, но в нали­чии и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите?

а) выскажетесь о плюсах и минусах этого предложения;

б) скажете о плюсах предложения и посоветуете дать воз­можность опробовать идею;

в) будете только критиковать.

7. Представьте: свекровь (или теща) постоянно говорит вам о не­обходимости экономии, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о последней по­купке. Что вы ей скажите?

а) что одобряете покупку;

б) что эта вещь безвкусна;

в) поссоритесь с ней из-за покупки.

8. Вы встретили подростков, которые сквернословят и курят. Как вы отреагируете?

а) не станете вмешиваться;

б) сделаете им замечание;

в) если это случится в общественном месте, то отчитаете их.

9. В ресторане или магазине вы заметили, что вас обсчитывают. Как вы поступите?

а) не дадите официанту чаевых, а с продавца потребуете сда­чу, даже мелочи;

б) попросите, чтобы он еще раз посчитал;

в) устроите скандал.

10. Вы в доме отдыха. Администрация занимается посторонними делами, не выполняя своих функциональных обязанностей. Возмущает ли это вас?

а) да, но вы не высказываетесь;

б) жалуетесь на нее;

в) вымещаете свое недовольство на младшем персонале.

11. Вы спорите со своим младшим братом или сестрой-подрост­ком и убеждаетесь, что они правы. Признаете ли вы свою ошибку?

а) да;

б) нет;

в) какой же у вас авторитет, если вы признаетесь в своей ошибке?

Дешифратор:

· за каждый ответ «а» поставьте себе4 балла;

· за каждый ответ «б» поставьте себе2 балла;

· за каждый ответ «в» поставьте себе0 баллов.

Ключ:

До 14 баллов. Вы ищете повод для споров, большая часть ко­торых просто мелочна. Любите критиковать, только когда-то выгодно вам. Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?

15 – 29 баллов. О вас говорят, что вы –конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзи­рая на то, как это повлияет на ваши личные и слу­жебные отношения.

30 – 44 балла. Вы тактичны, легко избегаете конфликтных ситуаций, стремитесь быть приятным для окружа­ющих, но когда им требуется помощь, не всегда решаетесь ее оказать. Может быть, вы все требу­ете только от других.

Глоссарий

Акцентуация характера – это преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с другими людьми.

Архетип – форма кол­лективного бессознательного, вобравшая в себя обще­человеческий опыт.

Взаимодействие – это действия индивидов, направленных друг к другу.

Гендерные особенности (гендер – социальный пол) – различия в поведении и ролевых моделях женщин и мужчин.

Графология – учение об индивидуальности почерка человека, об отклонениях от правописания в ту или иную сторону, дающее возможность определять характер человека по его почерку.

Деловое общение представляет собой процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом.

Идентификация (или отождествление) – это установление сходства одного человека с другим.

Индивид– это единичный представитель вида homo sapiens, биологиче­ский организм, носитель общих наследственных свойств биологи­ческого вида (индивидом рождается каждый человек).

Индивидуальность– это непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого.

Кинесика – учение о внешних проявлениях человеческих чувств и эмоций: мимике, жестах, пантомимике (позы, осанка, по­клоны, походка).

Коммуникация (в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми») – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.

Конгруэнтность – единство мыслей, слов и поступков человека.

Конфликт (от лат. «conflictus» – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

Конформизм – сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.

Личность– совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества. Понятие «личность» отражает все, что есть в человеке надприродного, исторического.

Нонконформизм – опровержение человеком мнения большинства, протест подчинения, кажущаяся независимость личности от мнения группы.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Проксемика (от англ. proximity – близость) – учение о дистанциях, которые соблюдают люди.

Раппорт – отношение гармонии, согласованности, единства и симпатии.

Ресурсное состояние – это оптимальное внутреннее состояние человека, основанное на воспоминаниях о когда-то успешно выполненной работе, о приятных состояниях внутренней гармонии, уверенности.

Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе – как перцептивный механизм осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению.

Референтные группы – эталонные группы, нормы и правила которых служат для личности образцом.

Самоопределение – избирательное отношение человека к влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соответствуют ли они убеждениям человека.

Социальное влияние – форма межличностного взаимодействия, в результате которого повторный ответ человека на проблему более сближается с ответом другого человека, чем с собственным первоначальным ответом.

Спор – это обсуждение в форме исследования проблемы с целью установления истины.

Стереотип – упрощенное мнение относительно отдельных лиц или ситуаций.

Суггестия (внушаемость) – непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы, когда он и сам не замечает, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой.

Такесика – учение о контактах общающихся людей, осуществляемых с помощью прикосновения.

Труд – это общественно-необходимая деятельность чело­века, требующая усилий в достижении определенных целей, ре­зультатов, то есть социально-ценного продукта.

Эмпатия – особый способ глубокого и безошибочного восприятия внутреннего мира другого человека.

Этикет – манера поведения человека, правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.


Наши рекомендации