Карьерный рост и моббинг персонала
Каждый сотрудник хоть раз в своей профессиональной жизни сталкивался с ситуацией, когда ему уже не интересно заниматься тем, чем он все время занимался. Ему кажется, то он уже «вырос» из своей должности и «созрел» для новой. Бывает так, что человек, проработав двадцать лет в одной должности, вдруг начинает чувствовать, что оказался в тупике, осознает бесперспективность своей карьеры, не видит в ней возможностей для индивидуального роста и решает посвятить себя другому делу. Кроме того, некоторые виды карьеры приходят к своему естественном завершению. Например, спортсмены еще в цветущем возрасте ищут для себя новую сферу приложения сил. Иногда перемена карьеры бывает вынужденной, обусловленной внешними обстоятельствами, например подсиживанием сотрудников, банкротством предприятия, сокращением штатов или конфликтом с начальством.
Психологи советуют в таких случаях тщательно продумать свое решение, выписав на лист бумаги все его плюсы и минусы. Они предлагают оценить его по четырем пунктам:
· что приобретается, а что теряется в связи со сменой работы;
· что приобретают, а что теряют близкие;
· способствует ли смена работы повышению самооценки и самоуважения;
· одобряется ли данное решение окружающими.
Ответ на данные вопросы помогает человеку осознать все преимущества и недостатки его настоящей и будущей работы. В результате подобного анализа человек начинает осознавать, что его интерес не стоит той жертвы, на которую придется пойти его семейному окружению.
В том же случае, если человеку удобно, интересно и выгодно продолжать начатую карьерную дистанцию, то речь идет о карьерном росте.
Одной из серьезнейших психологических проблем карьерного роста является моббинг (mobbing) – психологические притеснения, преимущественно групповые, работника со стороны работодателя или других работников, включающие в себя постоянные негативные высказывания, постоянную критику в адрес работника, его социальную изоляцию внутри организации, исключение его из служебных действий, социальных контактов, распространение о работнике заведомо ложной информации и т.п. Моббинг, принимающий свои крайние формы, носит название «буллинг» (bullying), под которым понимается агрессивное поведение, выражающееся в злонамеренном преследовании, жестокости, попытках оскорбления и унижения работника, подрыве его репутации и т.п. Поэтому если на работе на вас накричали или оскорбили, не приняли вашу точку зрения или навязали чуждое вам мнение, лишили полномочий, раскритиковали или усомнились в вашей компетентности, значит, вы столкнулись с моббингом (или буллингом в зависимости от силы проявления указанных негативных феноменов).
К сожалению, в отечественных условиях (то ли в силу советского прошлого, то ли в силу каких-то других обстоятельств) на данную проблему обращалось гораздо меньше внимания, чем за рубежом. К примеру, в США силами специальной организации под названием Workplace Bullying & Trauma Institute (WBTI) в сентябре 2000 года проводилось исследование данной проблемы. В нем участвовало 200 респондентов, каждый из которых являлся жертвой моббинга. В 2003 году этой же организацией проводилось сходное исследование уже более 1000 респондентов. В результате исследований было установлено (А. Скавитин, 2004):
· жертвами моббинга чаше становятся женщины;
· агрессорами чаше выступают мужчины, чем женщины;
· мужчины чаше попадают под прессинг коллег-мужчин;
· женщины чаше попадают под прессинг коллег-женщин;
· подавляющее большинство притеснений поступают со стороны коллег, имеющих более высокое положение в организационной иерархии;
· наиболее типичным является публичное выражение претензий с целью обозначить иерархию и субординацию, «чтобы другим не повадно было» (более 50 % случаев моббинга);
· примерно 25 % случаев моббинга происходит за закрытыми дверями с последующей преднамеренной «утечкой информации» в виде слухов, сплетен и домыслов;
· еще 25 % происходит действительно за закрытыми дверями, без свидетелей;
· мужчины для моббинга чаще используют административные ресурсы и свои организационные полномочия, а женщины – социальные связи внутри организации; иными словами, агрессоры-мужчины больше полагаются на поддержку со стороны руководства, в то время как агрессоры-женшины – на коллег и сослуживцев, в том числе и на ближайшее окружение жертвы;
· наиболее типичными реакциями на моббинг являются: стресс, паранойя, головные боли, чувство отстраненности/отторженности, сомнения, стыд и чувство вины;
· за пределами организации последствия моббинга часто выражаются в ночных кошмарах, бессоннице, рассеянности, изменениях в весе, чрезмерном потреблении алкоголя, сигарет, медикаментов, пищи;
· каждый четвертый в ситуации моббинга подумывал о самоубийстве или о совершении насилия в отношении других лиц;
· негативное влияние продолжается даже тогда, когда меняет место работы или проходит много времени;
· в числе тех, кто поддерживает моббинг, часто оказываются такие же работники, коллеги притесняемого лица (треть сотрудников);
· чаще всего, по мнению притесняемых, лежит на «агрессорах», в каждом четвертом случае вина приписывается на работодателя, менее всего в качестве провоцирующих моббинг качеств указываются те, которые напрямую не связаны с организацией (например, проблемы законодательства);
· в большинстве случаев гонения на работника связаны с целью его принуждения к уходу из организации;
· четыре из пяти сотрудников, ставших жертвами моббинга, впоследствии теряют свое место работы (либо по собственному желанию, либо по причинам, сформулированным работодателем);
· потери агрессоров менее выражены: только 4 % прекращают притеснять работников под воздействием каких-либо санкций и наказаний, 9 % подвергаются внутренним переводам либо увольнению;
· в половине случаев в результате моббинга снижается заработная плата.
Психологи предлагают следующую типологию агрессоров:
1. «Двуглавый змей» – манипулятор общественным мнением относительно жертвы, порождающий за ее спиной сплетни и слухи, подрывающий ее репутацию.
2. «Постоянный критик» – тип агрессора, постоянно нападающего и критикующего жертву, относящегося к ней предвзято, придирающегося к любой мелочи и порождающего у нее сомнение в своей компетентности.
3. «Кричащая Мими» – тип агрессора, для которого провоцирующее, скандальное и вызывающее на скандал поведение в отношении жертвы является нормой.
4. «Привратник» – агрессор, стремящийся контролировать и ограничивать доступ ко всем видам ресурсов, от которых зависит успешное выполнение работы (время, бюджет, оргтехника, моральная поддержка), что подводит жертву к невыполнению заданий и обнаружению служебного несоответствия выполняемой работе. В заключение хотелось бы отметить, что притеснения на работе стоит рассматривать не как норму адаптации сотрудников, а как серьезную проблему, с которой необходимо бороться с помощью мощного арсенала психологических методов, одним из которых является карьерный тьюторинг.
О том, как справиться с проблемой моббинга и другими проблемами профессиональной жизни, речь пойдет в следующем параграфе.