Психодиагностика. Методики по изучению личности ребёнка.

Расположение рисунка на бумаге.

В норме рисунок расположен в средней части листа, который находится в вертикальном положении. Если рисунок расположен в верхней части листа, это говорит о высокой самооценке и недовольством своей роли в обществе, где человек чувствует недостаток признания. Чем ниже расположен рисунок на бумаге, тем ниже его уровень самооценки. Такой человек неуверен в себе, его не волнует признание социальный статус.

Основная часть рисунка.

· Голова смотрит вправо – человек деятельный и решительный, доводит дела до конца, реализует свои планы.

· Голова смотрит влево – человек склонен к самоанализу и рефлексии. Он больше думает, чем делает, вместо конкретных действий предпочитает глубокие размышления о них.

· Голова «смотрит» вперед, на рисующего – свидетельство эгоцентризма. Если на голове присутствуют органы чувств – глаза, уши, рот, то это говорит о важности информации, о зависимости от чужого мнения.

· Открытый рот и язык, но без губ могут означать высокую вербальную активность, и даже болтливость. Наличие губ говорит о чувственности. Открытый рот без губ и языка говорит о склонности к тревогам и страхам, о недоверии. У детей и подростков можно увидеть зачеркнутый рот круглой формы, что свидетельствует о боязни и тревоге.

· Наличие зубов говорит о вербальной агрессии, которая используется как защита в виде грубого ответа на порицание или осуждение.

· Важную роль имеют глаза. Они являются символом страха, если человек четко прорисовывает радужку. Наличие ресниц говорит о демонстративности личности, о желании обратить на себя чужое внимание своей красотой и манерами, а у мужчин является показателем женственных черт характера.

· Следует обратить внимание на размер головы: если она нарисована непропорционально телу, то человек ценит интеллект и рациональность.

· Рога, когти, иглы на коже животного говорят об агрессии, защитной либо спонтанной. Перья на теле животного являются показателем демонстративности и самолюбования. Шерсть или грива говорят о желании подчеркнуть свой пол.

· Если есть крылья – это говорит о творчестве.

Как можно проанализировать детские рисунки? (+наглядные примеры)

Анализируя детские работы, многие авторы обращают внимание на то, как в них передается окружающая ребенка действительность и какой личностный смысл в это вкладывается. Исследователи детского рисунка подчеркивают, что рисунок является своего рода рассказом о том, что в нем изображается, и по существу, не отличается от совестного рассказа. Собственно, это рассказ, выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать.

Рисунки характеризуют прежде всего самого ребенка, нежели служащий моделью предмет, так как в изображении присутствуют как эмоциональные так и познавательные элементы.

Очень важно при анализе рисунков взглянуть на всю картину в целом и сделать выводы, соотнося все характеристики и содержание нарисованного.

ü Детализация рисунка

Качество линий (нажим)

Ровный, умеренный по силе, нажим указывает на гибкую и адаптивную личность; уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия.

Необычно сильный нажим, оставляющий следы на обратной стороне листа, является знаком большого напряжения, проявление напряженности, воли, тенденции к преодолению сопротивления.

Очень легкие, слабые, отрывистые поверхностные линии часто характерны для человека нерешительного, робкого, беззащитного. Это, скорее всего, указывает на то, что человек испытывает дефицит доверия к самому себе и дефицит самоуважения. В рисунках детей легкий нажим может отражать сдержанность, ограничения в личных проявлениях.

Размер

Размер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа бумаги.

Необычно большие рисунки, занимающие практически весь лист, отражают, стремление к самораспространению и грандиозные тенденции, выплескивающийся во вне потенциал, либо экспансивность, агрессивность. Также люди с чувством приниженности или неадекватности могут выполнить рисунки больших размеров в результате действий компенсаторного защитного механизма. Когда это имеет место ,в рисунке обычно можно обнаружить и другие признаки наличия конфликта и беззащитности.

Мелкие рисунки отражают чувства приниженности, робости, беззащитности и неэффективности. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются в проявлении своих чувств и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Также это может указывать на депрессивное и «зажатое» поведение в результате стресса.

Экспозиция рисунка

Рисунок представленный как бы в проекции, «взгляд снизу», отражает чувства отражения, несчастливости, приниженности. Тенденции к уходу от реальности, желание оградить свои контакты с людьми, устанавливать лишь один интерперсональный контакт (контакт с одним человеком) характерны такого типа людей.

Рисунки, представленные как «взгляд сверху», отражают чувства превосходства, возможно, возникающие как компенсации скрытых чувств неадекватности или внутренних конфликтов.

Очень удаленные, дистанцированные рисунки отражают чувства недоступности и стремление к «уходу» из ситуации. Это может иметь место, когда какая-то определенная ситуация не может быть эффективно разрешена или когда человек отрицает определенную область своей жизни.

Рисунки, представленные в близкой проекции, отражают чувства теплоты в контактах и психологической доступности.

Упорядоченность рисунков

Люди с хорошей психологической организацией обычно рисуют целостные картины, в которых отдельные части пропорциональны и взаимосвязаны.

Те, кто находятся в депрессивном состоянии или люди с низким интеллектуальным уровнем, часто изображают несвязанные фигуры или фигуры, связи между которыми минимальные.

Люди, страдающими серьезными психическими расстройствами, например такими как шизофрения, могут изображать на своих рисунках объекты в беспорядочной, хаотичной, «базарной» манере, где фигуры расположены непривычно, нестандартно, необычно.

В некоторых случаях, упорядочивая рисунки, люди чертят клеточки и нумеруют элементы. Особенно, когда их просят нарисовать несколько рисунков на одном листе, как, например, в тесте «Пиктограмма», в тесте Бендер «Гештальт», в тесте « Нарисуй семью». Подобные способы упорядоченности материала демонстрируют люди, которые испытывают затруднения в отношении контроля и управления собственной жизнью, они склонны излишне ориентироваться на авторитеты и полагаться на внешнее руководство, без внешней регламентации, внешних ограничений они чувствуют беспокойство и невозможность в реализации своего потенциала. Они демонстрируют некоторую ригидность, педантичность в своих отношениях с миром, а также дефицит внутреннего контроля, необходимого им для того, чтобы получать удовлетворение от взаимодействия с окружением.

Когда лишь один из элементов рисунка «закапсулирован», это выражает желание испытуемого как бы удалить конфликтную часть из своей жизни путем установления стены вокруг проблемы таким образом, чтобы предотвратить дальнейшее столкновение с ней.

Симметрия в рисунке

Излишняя симметрия в рисунках создает ощущение застоя, ригидности и очень часто указывает на подавление спонтанных импульсов и эмоций, на излишнее интеллектуализирование, а иногда на наличие навязчивостей (обсессивно-компульсивную симптоматику). Люди, которые рисуют подобные картинки, часто характеризуются как эмоционально холодные, дистанцированные, испытывающие большое внутреннее напряжение и стремящиеся выглядеть образцовыми.

Выраженная ассиметрия указывает на то, что человек испытывает чувство незащищенности, чувство дисбаланса, обладает слабым контролем и его поведение может характеризоваться гиперактивностью, чрезмерной спонтанностью.

Линия основания в рисунках

Прорисовки линий основания в рисунках типичных для людей, которые испытывают чувство нестабильности и пытаются достичь чувства безопасности путем создания твердого фундамента. Толщина и интенсивность прорисовки линии основания соответствует нарастающей тяжести расстройства. Чаще всего линия основания рисуется под деревьями и значительно реже встречается в тесте «Дом-дерево-человек».

Стирание нарисованного

Стирание в рисунках не такое уж редкое явление и может встречаться в рисунках хорошо адаптированных людей, но и им может быть свойственно некоторое беспокойство. В тех случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшить рисунок, это может указывать на гибкость человека, его стремление к порядку, а также на его потребность и достижения.

Затертые места в рисунке указывает на то, что привлекает внимание испытуемого, за этим может скрываться область, которая является значимой или конфликтной. Стирание в рисунках так же может быть связано с неуверенностью, нерешительностью и беспокойством, не удовлетворенностью собой и огромным чувством беспокойства. В случае, если стирание в рисунке чрезвычайно много, можно предположить также наличие обсессивно-компульсивных черт личности (навязчивости).

Как правило, в рисунках детей, у больных шизофренией и больных с органическими поражениями стирания встречаются довольно редко.

Детали рисунка

Недостаток деталей в рисунках может указать на психосамотические проблемы, так и на депрессивное состояние, тенденции к уходу от действительности, различного рода вытеснения.

Чрезмерная детализация может быть связана с регидностью , чувством беспокойства и обсессивно-компульсивными тенденциями (навязчивостью).

Очень эмоциональные и творческие люди также прорисовывают большое количество деталей.

Люди, испытывающие психотическое состояние, склонны создавать хаос, беспорядочность при изображении деталей в рисунке.

Тени в рисунках

Заштриховка, тени в рисунках означают беспокойство. Часто именно заштрихованная область рисунка указывает на определенный аспект в жизни человека, который несет с собой конфликт и тревогу.

Когда заштрихован весь рисунок беспокойство может быть «свободно плавающим», то есть не связанным с какой – либо конкретной областью. В определенной степени затенения встречаются в рисунках адаптированных людей.

Некоторые авторы указывают на то, что полное отсутствие затенения может также указывать на расстройство характера.

Прозрачность в рисунке

Когда человеческое тело изображается прозрачным с просвечивающими внутренними органами, за этим обычно скрываются соматические расстройства, шизофрения или маниакальное состояние.

Если прозрачной рисуется одежда человека, возможно имеют место вуаеристические или эксгибициозные тенденции у взрослых людей, а также проблемы сексуальной идентичности, что можно конкретизировать по деталям рисунка. В отличии от рисунков взрослых людей, в детских рисунках объекты часто изображаются прозрачными.

ü Цвет в рисунках

Иногда рисуночные тесты выполняются простым карандашом, при этом не используются ни цветные мелки, ни цветные карандаши, ни фломастеры. Тем не менее многие исследователи предпочитают использование цвета. Интерпретация цветовых решений особенно важна при расшифровке спонтанных рисунков.

Следует понимать, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет в наличии всего набора цветных карандашей. Цвета могут символизировать определенные чувства, настроения и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликта. Но следует быть очень осторожным при интерпретации конкретных образов, так как цвета очень многозначны. Более того, следует учитывать, что в обществе существует определенное соглашение по поводу значения цветов. Конвенциональное использование цветов менее информативно, чем их спонтанное использование. Использование красного цвета при изображении кирпича, печки, амбара дает меньше информации, чем использование, например, красного цвета при изображении ствола дерева. Понимание важности выбора цвета и его психологического значения дает много дополнительной информации. Однако одной лишь опоры на цветовое решение при интерпретации явно недостаточно. При определении психологического значения цвета можно использовать следующие положения.

- Красный цвет имеет большое витальное, жизненное значение. «Горение», чувство опасности, выраженный гнев, неистовые реакции, сильное эмоциональное отреагирование, чрезмерная чувствительность, потребность в тепле.

- Оранжевый цвет связан с экстраверсией, аффективным выплескиванием, эмоциональным отреагированием. Иногда этот цвет указывает на наличие беспокоящей неизвестной ситуации, связанной с «борьбой жизни и смерти», наличии амбивалентных импульсов.

- Желтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, тенденции к интеллектуализированию, несдерживаемую экспансивность.

- Зеленый цвет – цвет здорового Эго, роста, новизны жизни, умиротворенности, чувства безопасности. Зеленый указывает на наличие желания – настоять на своем, самоутверждение, желание доминировать.

- Голубой и синий цвета отражают спокойствие, тишину, хорошо контролируемые эмоции. Голубой связан также с некоторой холодностью, дистанцинированностью, стремлением к выходу из ситуации.

- Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, на рисованной этим цветом. Значениями фиолетового является также стремление к духовному контакту, единению.

- Коричневый цвет указывает на потребность в безопасности, контакт с витальным, природным, стремлением к преодолению диструктивных сил, чтобы вернуться к здоровому состоянию.

- Белый цвет - цвет пассивности, пустоты, деперсонализации или потери контакта с реальностью.

- Серый цвет отражает невключенность, подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность.

- Черный цвет выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность и заблокированность, чувство неадекватности, самообесценивание, символизирует неизвестность.

- Если черный используется для проверки тени, то это может являться проекцией темных мыслей и страхов.

ü Наблюдение за ходом рисования

Поведение испытуемого, его манера взаимодействовать с экспериментатором дает очень ценную информацию. После того, как дана инструкция люди часто могут испытывать неуверенность по поводу того как выполнить задание и пытаются справиться со своим беспокойством различными способами. Иногда люди говорят, что они вообще не умеют рисовать. Такой тип реакции встречается у тех, кто сомневается в своих художественных способностях. В некоторых случаях следует подбодрить человека, однако при этом не следует выходить за рамки инструкции к заданию.

Очень важно фиксировать все поведенческие реакции испытуемого. Люди, которые испытывают потребность в одобрении или трудности в выполнении неструктурированных заданий, часто задают много вопросов. Люди, которые чувствуют незащищенность и не уверены в своей компетентности, как правило, склонны извиняться за то, что их рисунок получился недостаточно хорошо.

Обычно большинство людей выполняют рисунок в течении 5 минут, но иногда встречаются и такие случаи, когда рисунок выполняют за одну минуту, другим, напротив, требуется более десяти минут. Объяснения этому могут быть найдены при рассмотрении личностных особенностей испытуемых. Так, например, если рисунок выполняется менее чем за одну минуту это может быть связано с сопротивлением, со стремлением к защитным реакциям, слабым контролем внутренних импульсов. В случае, когда рисунок выполняется очень долго, за этим скрывается регидность, навязчивость, стремление к излишней детализации или выраженная сильная потребность к поддержке.

Очень важно наблюдать и фиксировать последовательность изображения объектов на рисунке, особенно в тестах «Нарисуй семью». В зависимости от действия защитных психологических механизмов ключевые фигуры, которые вызывают у испытуемого наибольшее беспокойство, могут изображаться либо первыми, либо последними.

При изображении часто наибольшее внимание уделяется проблемной фигуре. Кроме того, имеют место и дополнительные знаки беспокойства, которые связаны с этой фигурой и проявляются в различных частях рисунка.

Психодиагностика. Методики по изучению личности ребёнка.

Цель: Рассказать вожатым какие существуют методики по изучению личности ребёнка и как их можно применить.

1. Психодиагностика – раздел психологии, изучающий методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни.

Сущность психологической диагностики заключается в результативности воспитательно-познавательной работы с детьми. Важно заметить, есть ли изменения в развитии ребенка, в его мотивационной сфере, в развитии самооценки, обобщенных форм мышления, смыслового запоминания и т.д.

Значение психологической диагностики состоит в следующем:

1) Без научно обоснованных диагностических методов нельзя определить уровень развития детей, следовательно, нельзя своевременно оказать помощь тем из них, кто в ней нуждается.

2) Без использования диагностических методов нельзя установить уровень личностного, интеллектуального развития детей на различных возрастных этапах, получить данные об индивидуальных особенностях.

3) Без диагностики невозможно спланировать коррекционную работу с детьми.

4) Без изучения личностного развития сложно организовать соответствующее обучение.

5) Без диагностики нет максимального и эффективного использования индивидуальных возможностей ребенка.

6) Психологическая диагностика важна при оптимизации процесса обучения и воспитания.

2. Личность человека можно определить как набор качеств (индивидуальность, разумность, темперамент, активность, целеустремленность, самоанализ, направленность, воля), чувств, мыслей, взглядов, эмоций и идей, которые отличают его от других.

Вот несколько основных определений качеств, которыми обладает личность:

Индивидуальность – уникальное свойство данного человека, присущее только этому определенному человеку.

Разумность – способность ответственного предвидения результата действия, поступка.

Темперамент – психологическая индивидуальная особенность человека.

Он выражается в поведении, интенсивности проявления чувств, в отношениях к окружающей реальности.

ü Флегматик

ü Сангвиник

ü Холерик

ü Меланхолик

Активность – мера взаимодействия человека с окружающим миром. Внутренняя активность – реализация себя, внешняя – выполнение неинтересного для себя дела.

Целеустремленность – способность достигать назначенной цели.

Направленность – поведение человека, проявляющееся в мировоззрении, духовных потребностях и делах.

Воля – проявление личности в способности преодолевать трудности, препятствия, преграды на пути к цели

Факторами, влияющими на развитие личности, выступают наследственность, среда и воспитание. Наследственность является внутренним природным фактором, а среда – это внешние социальные условия.

Каждый человек с рождения обладает определёнными задатками, и даже талантами. Личность развивается в ходе деятельности и межличностного общения. В процессе своего становления личность участвует в игровой, учебной, а затем трудовой деятельности.

При благоприятных условиях потенциальные способности ребенка раскрываются, и он с легкостью сумеет найти своё место в жизни, сумеет ставить перед собой правильные цели и стремиться к их достижению.

В каждом ребёнке заложена своя индивидуальность. Известно, что у малышей личность формируется в среднем от 3 до 5 лет.

Взрослым же необходимо помочь ребёнку развиваться как личность. Стоит обратить внимание на те качества, которые следует стимулировать, а какие – устранить.

2 варианта работы

1. Работа по группам: написать про каждый тип темперамента по 3 характеристики. Потом группы меняются местами.

Холерик

1. неусидчив, суетлив

2. невыдержан, вспыльчив

нетерпелив

3. резок и прямолинеен в отношениях с людьми

4. решителен и инициативен

5. упрям

6. находчив

7. работает рывками

8. склонен к риску

9. незлопамятен, но обидчив

10. обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью

11. неуравновешен и склонен к горячности

12. агрессивный забияка

13. нетерпим к недостаткам

14. обладает выразительной мимикой

15. способен быстро и решительно действовать

16. неустанно стремится к новому

17. обладает резкими, порывистыми движениями

18. настойчив в достижении поставленной цели

19. склонен к резким сменам настроения

20. не стремится признавать свои ошибки

Сангвиник

1. весел, жизнерадостен

2. энергичен и деловит

3. часто не доводит начатое дело до конца

4. склонен переоценивать себя

5. способен быстро схватывать новое

6. неустойчив в интересах и привязанностях

7. легко переживает неудачи и неприятности

8. легко приспосабливается к разным обстоятельствам

9. с увлечением берется за любое новое дело

10. быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую

11. быстро остывает, если дело перестает интересовать.

12. тяготится однообразной, будничной, кропотливой работой

13. общительный и отзывчивый, не чувствует склонности с новыми людьми

14. вынослив и работоспособен

15. обладает громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой

16. сохраняет обладание в неожиданной сложной обстановке

17. находится всегда в бодром настроении

18. быстро засыпает и просыпается

19. часто несобран, проявляет поспешность в делах

20. склонен иногда «скользить по поверхности», отвлекаться

Флегматик

1. спокоен и хладнокровен

2. последователен и обстоятелен в делах

3. осторожен и рассудителен

4. умеет ждать

5. молчалив и не любит попусту болтать

6. обладает спокойной, размеренной речью

7. сдержан и терпелив

8. доводит начатое дело до конца

9. не растрачивает попусту сил

10. строго придерживается выработанного распорядка в жизни

11. легко сдерживает порывы

12. мало восприимчив к одобрению и порицанию

13. незлобив, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес

14. постоянен в своих привязанностях и интересах

15. медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое

16. ровен в отношениях со всеми

17. любит последовательность и порядок во всем

18. с трудом приспосабливается к новой обстановке

19. обладает выдержкой, уравновешен

20. не склонен к риску и показухе

Меланхолик

1. стеснителен

2. теряется в новой обстановке

3. затрудняется установить контакты с незнакомыми людьми

4. не верит в свои силы

5. легко переносит одиночество

6. чувствует подавленность и растерянность при неудачах

7. склонен «уходить в себя»

8. быстро утомляется

9. обладает слабой, тихой речью, иногда снижающей до шепота.

10. невольно приспосабливается к характеру собеседника

11. впечатлителен до слезливости

12. чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию

13. предъявляет высокие требования к себе и окружающим

14. склонен к подозрительности, мнительности

15. болезненно чувствителен и легко раним

16. чрезмерно обидчив

17. скрытен и необщителен

18. малоактивен и робок

19. безропотно покорен

20. стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих

2. Тест на определение темперамента(каждый индивидуально, а потом результаты)

Выбери, как бы ты поступил, если бы испортили твою вещь

(такой способ (по картинкам) подойдет для младшего возраста)

Для старшего возраста стоит провести тесты (опросы)

1. 1.Холерик.

2.Меланхолик.

3.Сангвиник.

4.Флегматик.

2.. 1.Квадрат - флегматик.

2. Треугольник -холерик.

3.Прямоугольник - Смешанный тип темперамента.

4. Круг -меланхолик.

5.Зигзаг - сангвиник.

3. 1. Меланхолик

2. Флегматик

3. Сангвиник

4. Холерик

Определение темперамента по картинке.

Попробуйте представить себя на месте человека, шляпа которого «пострадала» и выберите соответствующий вариант, не просматривая ответы. Вам предлагается выбрать картинку из карикатур, поэтому ситуация немного утрированна. В тоже время и в жизни мы не всегда показываем свой темперамент и чаще всего свои реакции подавляем, чтобы «не пугать» окружающих. Поэтому в данный момент при тестировании будьте честны с самим собой.

Психодиагностика. Методики по изучению личности ребёнка. - student2.ru

1. Ругаетесь и кричите

2. Расстроились и плачете

3. Смеетесь

4. Спокойны и равнодушны

Фигурный тест на темперамент.

Выберите фигура, которая вам ближе всего.

Психодиагностика. Методики по изучению личности ребёнка. - student2.ru Психодиагностика. Методики по изучению личности ребёнка. - student2.ru Психодиагностика. Методики по изучению личности ребёнка. - student2.ru Психодиагностика. Методики по изучению личности ребёнка. - student2.ru Психодиагностика. Методики по изучению личности ребёнка. - student2.ru

Наши рекомендации