Тема 6 . Психология юношеского возраста и молодости

Характеристика позднего юношеского возраста. Потребность смысла жизни. Выработка жизненной философии. Личностная рефлексия.

Нравственное развитие. Формирование жизненных идеалов и жизненных ценностей. Моральный релятивизм и отклонения в поведении. Особенности следования образцам и авторитетам.

Особенности эмоциональной сферы, ее стабилизация. Юношеский возраст и акцентуа- ции характера. Развитие познавательных процессов. Особенности учебной деятельности в зависимости от типа учебного заведения. Развитие воображения. Мечта и фантазия. Твор

чество.

Интеллектуализм как форма психологической защиты. Общение со взрослыми и сверстниками потребность в доверительном, исповедальном общении, признании и понимании. Юношеские неформальные группы. Проблемы студенческого возраста.

Тема 7 . Психология взрослости.

Периодизация психического развития взрослого человека. Жизненный путь личности. Возрастные кризисы взрослого человека. Гендерные различия в переживании кризиса первой беременности и кризиса середины жизни. Понятие нормативного кризиса зрелости. Индивидуальный разброс в психологических особенностях прохождения кризисов.

Проблемы акмеологии. Возраст и проблема смысла жизни. Новообразования взрослости. Расширение репертуара социальных ролей.

Одиночество в зрелом возрасте.

Возможности обучения в зрелом возрасте. Познавательные и психические процессы в зрелом возрасте. Типы развития профессиональной карьеры и профессиональные достижения.

Особенности развития личности. Осознание возрастных перестроек и изменение образа жизни зрелого человека. Типы взросления. Стиль жизни. Творчество и самоактуализация в зрелом возрасте. Стагнации и возможности их предупреждения.

Тема 8 . Психология зрелости и старения

Пожилой возраст и его периодизация: пожилой возраст, старческий возраст, долгожительство. Старость в истории человечества. Основные проблемы современной геронтологии.

Социально-психологические проблемы старения. Психологические изменения в старо- сти и роль личностного фактора в процессе старения. Классификации типов старения. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения.

Проблемы социализации пожилых людей. Психологическая готовность к уходу на пен-

сию. Старость и одиночество. Особенности межличностных отношений в старческом воз- расте.

Представление о геронтогенезе. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия. Психологические аспекты тонатологии.

Темы контрольных работ.

1. Понятие о психическом развитии. Типы развития по Л.С. Выготскому. Источники и движущие силы психического развития.

2. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Теория развития высших психических функций: опосредованность и интериоризация в психическом развитии.

3. Основные закономерности, факторы и движущие силы психического развития. Кризисные и сенситивные периоды в психическом развитии.

4. Понятие возраста и принципы периодизации психического развития. Периодизация психического развития в отечественной психологии (Выготского-Эльконина).

5. Понятие возраста. Структура возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, кризис развития, психологические новообразования.

6. Периодизация психо-сексуального развития З. Фрейда.

7. Периодизация психо-социального развития Э. Эриксона.

8. Периодизация умственного (интеллектуального) развития детей Ж. Пиаже.

9. Периодизация морального развития детей Л. Колберга.

10. Общая характеристика младенческого возраста: период новорожденности и младенче- ство.

11. Общая характеристика раннего возраста (1-3 года): социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, кризис 3-х лет.

12. Развитие речи в младенческом и раннем возрасте.

13. Общая характеристика среднего и старшего дошкольного возраста(3-7 лет): социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, возрастной кризис этого периода.

14. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.

15. Личность дошкольника (возникновение иерархии мотивов, развитие самосознания, самооценки и т.д.).

16. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Основные компоненты. Адаптация к школьному обучению. Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками. Кризис 7 лет.

17. Общая характеристика младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, кризис..

18. Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте.

19. Особенности формирования личности младшего школьника: развитие мотивов деятельности, межличностные отношения, проявления индивидуально-психологических особенностей.

20. Общая характеристика подросткового возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и ее роль в психическом развитии, психологические новообразования и их роль в развитии психики, кризис..

21. Учебная деятельность подростка. Перестройка учебной деятельности и развитие познавательных процессов у подростков (восприятие, внимание, память, мышление, речь). Учебная мотивация: особенности и ее динамика.

22. Личность подростка. Формирование самосознания подростка. «Я-концепция».

23. Старший школьный возраст: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельнос- ти, кризис 17 лет, психологические новообразования.

24. Когнитивное развитие старшеклассника. Развитие научного мировоззрения.

25. Особенности развития личности старшеклассника. Особенности эмоциональной жизни

26. Психологические проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.

27. Молодость (18-25-30 лет): социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, кризис молодости, противоречия, особенности познавательной деятельности.

28. Период взрослости (25-30-40-45 лет): социальная ситуация развития, кризис взрослос- ти, ведущий вид деятельности, мотивы и противоречия, особенности познавательной дея- тельности.

29. Период зрелости (40-45-55-60 лет): общая характеристика возраста и социальная ситуация развития, структура зрелой личности, кризис возраста зрелости, особенности познавательной деятельности.

30. Период геронтогенеза (старения) (55-60-80 и далее): общая характеристика периода геронтогенеза и процессы старения, особенности познавательной сферы и работоспособности. Долголетие.

Рекомендуемая литература.

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. – М.: Юрайт, МГППУ, 2011. – 461 с.

2. Смирнова Е.О. Детская психология. СПб: Питер, 2012.- 298 с.

3. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. М.: Изд-во «Ось-89», 2003.- 416.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1997.

5. Першина Л.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2004. – 254 с.

6. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А. Реана. М.- СПб.: Прайм-Еврознак, Олма-пресс, 2002. – 656с.

7. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001.

8. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Возрастная психология //Вопросы психологии. 1998. №5. - С. 107-113.

8.Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ.пед.вузов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 272с.

10. Шаповаленко И.В.: Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология.). М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

11. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Международная педагоги- ческая академия, 1994.

12. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Изд. центр «Академия», 1997.

11. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Владос, 2005.- 606 с.

13. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2000.

14. Хухлаева О.В. Психология развития молодость, зрелость, старость. М., 2002.

15. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. М.: Владос, 2005.- Ч.1.: От рождения до поступления в школу.-366 с. Ч.2.: От младшего школьного возраста до юношества.- 343 с.

16. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо: Смысл, 2003.- 1136 с.

17. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988.- 79 с.

18. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996.- 347 с.

19. Эльконин Д.Б. Детская психология. М. Академия, 2004.- 384 с.

20. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /Под ред. Д.Б. Элько нина. М. Просвещение, 1967.- 360 с.

Наши рекомендации