Разнообразие показаний для применения терапии в ДРО
1. Дети после развода
Дети с различными социальными и эмоциональными потребностями, возникающими в результате развода родителей, могут получить помощь в восстановлении отношений с родителями и гармонизации душевного состояния. Работа может осуществляться с каждым из родителей по отдельности или с обоими вместе в зависимости от их готовности к сотрудничеству.
2. Школьные проблемы
Трудности в школе могут быть связаны с социальными, экономическими, поведенческими или семейными проблемами, приводя к снижению самооценки и уверенности ребенка в себе. Эмоциональные аспекты этих проблем могут стать предметом эффективной терапии ДРО.
3. Депрессии у детей
Сопротивление или неспособность детей в состоянии депрессии говорить о своих проблемах может, однако, не помешать выражению переживаний детей через игру. Повышение чувствительности родителей к нуждам ребенка может помочь выявить и разрешить некоторые семейные проблемы, выступившие источником депрессии.
4. Приемные и усыновленные дети
Преодоление многочисленных проблем этих детей, в частности ранимости и недоверия к взрослым, может успешно произойти в ходе терапии ДРО, которая будет способствовать развитию взаимной привязанности и отношений безоценочной поддержки.
5. Дети с хроническими заболеваниями
Ограничения в образе жизни, связанные с хроническими заболеваниями, могут приводить к чувству беспомощности и нарушениям внутреннего контроля у членов семьи. Освоение ребенком нового опыта контроля в игровой ситуации и изменение содержания жизни семьи могут произойти в процессе терапии ДРО.
6. Дети с симптомами тревожности и перфекционизма
Дети с сильно выраженными тенденциями перфекционизма могут испытывать тревогу, боязнь неудачи и ситуаций риска. Преодоление страхов и беспокойства у детей с помощью терапии ДРО происходит одновременно с увеличением чувствительности родителей к факторам, порождающим проявления детской тревожности.
7. Проблемы выделительной системы
Во многих случаях энурез и энкопрез имеют корни в эмоциональных проблемах. После устранения биологических причин терапия ДРО может дать ребенку возможность исследования и выражения своих чувств в игре, а родителям — возможность лучше понять ребенка и научиться оказывать ему поддержку.
8. Дети зависимых или выздоравливающих родителей
Нарушение взаимоотношений, которое нередко происходит в таких семьях, ставит детей в уязвимое положение. Терапия ДРО может осуществляться со здоровыми или выздоравливающими от зависимости родителями, а также совмещаться с восстановительными программами «12 шагов» и другими видами первичной терапии детей и родителей.
9. Дети, подвергшиеся насилию и отвергаемые родителями
Такие дети обычно имеют проблемы в области самосознания, эмоционального развития и межличностных отношений. После предварительного проведения других видов терапии с детьми и родителями (включающими игротерапию, индивидуальное и семейное консультирование) терапия ДРО будет способствовать интеграции семьи и освоению родителями новых способов общения и установления ограничений в семье без насилия по отношению к детям.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКУМА ПО ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ
Представленные ниже задачи предназначены для усвоения модели проведения психологического консультирования по проблемам психического развития и воспитания детей и подростков. Дается краткое описание реальных случаев. Задачи предназначены для разбора на семинарских и практических занятиях и для самостоятельной зачетной работы студентов. Целесообразно использовать методы групповой дискуссии и деловой игры.
Общаясхема анализа представленных случаев включает следующие этапы работы:
1. Планирование содержания беседы с родителями с целью получения дополнительной анамнестической информации и информации о содержании и характере проблем. Обоснование формы беседы и последовательность вопросов (схемы интервью).
2. Выдвижение гипотез о возможных причинах трудностей ребенка. При формулировании гипотез следует исходить из предположения, что описанные проблемы соответствуют реальности и действительно существуют. Обосновать выдвинутые гипотезы (возрастно-психологическими особенностями ребенка, общими закономерностями развития в детском и подростковом возрасте, информацией, содержащейся в описании случая, ссылками на «прецедент» и т. д.). Гипотезы следует ранжировать в порядке от наиболее вероятной к наименее вероятной. Количество выдвигаемых гипотез следует ограничить одной-тремя.
3. Планирование диагностического обследования в соответствии с каждой из выдвинутых гипотез. Указать цели и задачи психологического обследования, поставив в соответствие каждой из задач конкретные методики. Определить круг используемых методик для работы с ребенком, родителями, педагогами/воспитателями. Обосновать последовательность диагностической работы с каждым из указанных участников обследования и порядок предъявления методик. Дать краткую характеристику каждой из методик, включенных в пакет диагностического обследования (цель, процедура, стимульный материал, параметры оценки, тестовый или клинический вариант). Обосновать целесообразность использования в конкретном случае избранной методики, показав ее преимущества перед аналогичными методиками. Описать, какие будут свидетельствовать в пользу выдвинутой гипотезы, а какие результаты — опровергать гипотезу. Определить общее время диагностического обследования с каждым из участников, внести в случае необходимости коррективы в план диагностического обследования, приведя его в соответствие с возрастом ребенка, его индивидуально-психологическими особенностями и реальными возможностями консультанта. Общий принцип коррекции плана диагностического обследования — максимальная эффективность при минимальных временных затратах. Определить количество встреч, необходимых для проведения диагностического обследования.
4. Составление схемы психологического заключения. Указать причины трудностей и механизм симптомообразования. Сформулировать условно-вариантный прогноз развития.
5. Формулировка системы психолого-педагогических рекомендаций для оказания психологической помощи ребенку. При формулировании рекомендаций следует исходить из предположения о том, что выдвинутые вами гипотезы подтвердились. Составить план коррекционной, профилактической и развивающей работы. Предусмотреть работу с ребенком, родителями, педагогами и воспитателями ребенка. Определить цели и задачи коррекции и профилактики. Обосновать выбранные методы коррекционной и превентивной работы (адекватностью проблемам и трудностям развития, возрастно-психологическими особенностями ребенка, его индивидуально-личностными особенностями, особенностями социальной ситуации развития, характеристиками самих коррекционных методов, организационными условиями и пр.). Определить и обосновать формы коррекционной работы — индивидуальная или групповая. Разработать план обеспечения переноса нового позитивного опыта ребенка из ситуации коррекционной занятий в реальную жизнедеятельность. Оценить временные затраты на проведение коррекционной работы. Составить прогноз эффективности коррекционно-профилактической работы на основе выделения благоприятных условий и факторов риска, определить критерии оценки эффективности коррекционной работы. Разработать план психологического сопровождения случая, указав продолжительность собственно коррекционной работы с ребенком и родителями, время «контрольных» встреч с ними, оговорив возможность их обращения в консультацию в случае необходимости.
Рекомендуется такая последовательность этапов усвоения студентами модели консультативной работы:
1. Задача: усвоение системы понятий, обеспечивающих проведение возрастно-психологического консультирования.
Методы: чтение обязательной и рекомендуемой литературы, обсуждение контрольных вопросов. Написание письменных работ по контрольным вопросам.
Организационные формы: семинарские занятия. Продолжительность рекомендуемых аудиторных занятий — 12—16 ч.
2. Задача: усвоение модели проведения психологического консультирования по проблемам психического развития и воспитания детей и подростков.
Методы: решение задач (анализ консультативных случаев). Проведение анализа случаев в соответствии с приведенной выше схемой. Групповая дискуссия и деловые игры.
Организационные формы: практические занятия, работа в общей группе и микрогруппах. Рекомендуемое число случаев для общего обсуждения 2—4 случая, для работы в микрогруппах с последующим обсуждением в общей группе — 2 — 3 случая.
Примерная продолжительность общего обсуждения — 4—6 ч, работы в микрогруппах — 6—8 ч (для каждой микрогруппы).
3. Задача: контроль усвоения модели проведения возрастно-психологического консультирования.
Методы: подготовка письменного отчета по анализу случаев. Рекомендуется работа в микрогруппах (2— 3 студента). Сообщение итогов проведенного анализа на группе. Групповое обсуждение. Предоставление руководителем семинара студентам обратной связи о правильности проведенного анализа, его достоинствах и недостатках.
Организационные формы: самостоятельная работа студентов в микрогруппах. Выступление на семинарских занятиях.
Примерная продолжительность времени для самостоятельных работ и подготовки отчета — 5—6 ч, доклад с последующим обсуждением — 1 — 2 ч.