Типичные проблемы домашних игровых сессий
1. Проблемы проведения сессий в домашних условиях
Чаще всего это проблемы перерывов, конфликтов по поводу графика занятий и ухудшения родительских игровых умений. Терапевт помогает родителям посредством совместного обсуждения трудностей и поиска новых возможностей и подходов.
Терапевт должен быть готовым к тому, что при перенесении умений и навыков из терапевтического центра в другие условия часть из усвоенного начнет исчезать. Сохранение принимающего безоценочного климата терапевтических сессий увеличивает вероятность успешного применения родителями новых умений в домашних условиях. В случае выявления проблем терапевт проводит их обсуждение, формирование или повторное освоение необходимых умений в ролевой игре.
2. Проблемы динамики сохраняют свое значение в домашних условиях
Главной составной частью терапевтических сессий остается обсуждение тематического содержания и значения игры. Родители часто выражают возникающую в результате игровых сессий озабоченность проблемами детей и своими собственными. Терапевт работает, как и прежде, принимая родительские чувства, переформулируя проблему в случае необходимости и продвигая родителей к ее решению.
Часто в домашних условиях дети обнаруживают стремление более активно проверять строгость ограничений. Опасения родителей, что это является следствием терапевтических занятий, рассеиваются в результате дополнительной работы по закреплению умения устанавливать ограничения.
Одна из наиболее распространенных тревог родителей в этот период связана со скукой, однообразием, отсутствием вариативности в поведении детей или игровой тематике от сессии к сессии. Предположения о том, что игровые сессии перестали выполнять свои терапевтические функции, являются, как правило, ошибочными, ибо подобные факты могут свидетельствовать о стремлении ребенка освоить какое-либо конкретное умение, интегрировать новое понимание мира или справиться со сложной проблемой.
Определить источник подобного поведения ребенка терапевт может, оценив уровень его заинтересованности в игровых сессиях. Если ребенок активно вовлечен в игру, которая кажется родителям скучной, значит им необходимо набраться терпения. Если же ребенок уже проработал многие проблемы и играет «вполсилы», то возможно, настал момент для перехода от терапевтических игровых сессий к использованию «особого времени» (см. ниже).
Иногда в этот период возникают разногласия между родителями в вопросах воспитания. Применение приобретенных умений в каждодневной жизни зависит от индивидуальных стилей воспитания и мировоззрения родителей. Часто возникают проблемы, связанные с различием в отношении к степени строгости и дисциплине, необходимой в семье. Навыки, приобретенные в терапии ДРО, позволяют поддерживать баланс и осуществлять выбор в промежутке между полюсами попустительства и жесткого контроля в конкретных ситуациях.
Заключительный этап терапии ДРО
В процессе регулярных встреч терапевта с родителями, обсуждения домашних игровых сессий и использования приобретенных умений в каждодневной жизни, по мере приближения к осуществлению терапевтических целей начинается подготовка к завершающей фазе терапии ДРО.
Признаки целесообразности завершения терапии
1. Отсутствие прогресса либо желания и способности родителей взять на себя ответственность за проведение сессий обычно бывает заметно уже на ранних стадиях терапевтического процесса. В этих случаях необходимо совместно с семьей выявить конкретные препятствия к работе либо выбрать иной вид терапии, либо обратиться к другому терапевту. Иногда препятствием для продолжения терапии является отсутствие сотрудничества в семье.
2. Приближение исходных проблем к разрешению, достижение терапевтических целей.
3. Снижение интереса ребенка к игровым сессиям вместе с уменьшением интенсивности или тематической сфокусированности в игре может быть показателем того, что терапевтическая ценность игровых сессий исчерпана (если нет других причин снижения интереса, например ущемления других значимых интересов ребенка за счет игровых сессий).
Процесс завершения
Планирование завершения терапии начинается с совместного обсуждения заключительной фазы с родителями, в ходе которого осуществляется оценка достигнутого прогресса и определяются оставшиеся проблемы.
Терапевт обычно предлагает понаблюдать за проведением игровой сессии каждым из родителей. Если наблюдения подтверждают, что проблемы успешно разрешаются, взаимодействие между ребенком и родителями и их терапевтические навыки остаются на хорошем уровне и что клинически значимые темы и способы поведения отсутствуют, то процесс завершения продолжается.
Родителям предлагается заполнить опросники и пройти через другие процедуры тестирования, применявшиеся перед началом терапии. Различия в результатах, все показатели позитивных изменений обсуждаются с родителями. Терапевт готовит родителей к будущему проведению игровых занятий без его супервизорского участия, подчеркивая желательность их продолжения до тех пор, пока детям это не наскучит.
Когда дети утратят интерес к игровым сессиям, родителям рекомендуется продолжать выделять «особое время» для детей — не менее получаса еженедельно взамен прежних сессий. Это время также является по сути своей «центрированным» на ребенке. Родители остаются в недирективной, эмпатической позиции, следуя пожеланиям ребенка в выборе совместной деятельности (это может быть игра в мяч, в настольные игры, поход в парк, в кафе, разговоры на значимые для ребенка темы или любой другой вид взаимодействия, не прерываемого и поддерживающего внимание родителей к интересам ребенка). Это время родители могут проводить с ребенком один на один или всей семьей вместе.
В зависимости от потребностей семьи терапевт организует возможность дальнейших встреч с родителями (например, один раз в 4 или б недель). Терапевт может запланировать телефонные звонки через 3 и 6 месяцев. Все эти возможности обсуждаются с родителями. Будучи одобрен, план последующих контактов должен выполняться. На заключительной встрече терапевт выражает уверенность в возможности родителей самостоятельно справиться с проблемами, которые могут возникнуть, но «оставляет свою дверь открытой» на случай необходимости консультаций в будущем.
Альтернативные варианты терапии ДРО
Групповая терапия
Работа с группой родителей, состоящей максимум из 6—8 человек, имеет некоторые преимущества для терапевтического процесса. Хотя занятия обычно продолжаются дольше, в среднем от 6 до 8 месяцев, они предоставляют возможность увеличить поддержку родителей и улучшить результаты обучения (благодаря дополнительным возможностям наблюдения игровых сессий и общения в группе).
Игровая комната должна быть оборудована односторонне прозрачным зеркалом и кабиной для наблюдения, из которой терапевт и родители могут видеть проведение всех игровых сессий.
Группы могут формироваться после индивидуальной диагностической работы с детьми и семьями. Терапевт может рекомендовать групповую терапию для семей с проблемами небольшой или средней тяжести.
Группа может формироваться из семей с различным уровнем образования и характером проблем (родительский опыт сближает всех!) по усмотрению терапевта.
Специфика работы в группе предполагает выделение дополнительного времени на первых занятиях, для того чтобы ее члены познакомились и чувствовали себя комфортно. Терапевт обсуждает с группой проблему конфиденциальности, после чего каждый член группы берет на себя соответствующие обязательства.
Содержание и последовательность этапов обучения терапии ДРО в групповой работе совпадает с индивидуальной. При этом родители наблюдают демонстрацию игровых сессий терапевта с каждым из детей, практикуются по очереди, видят способы проведения «симулированных» игровых сессий и принимают обратную связь со стороны терапевта. После этого происходит групповая дискуссия и задаются вопросы терапевту. Этап освоения практических умений в групповом обучении длится обычно 2 месяца. Каждая встреча в группе продолжается 2 часа, в течение которых обычно происходит обсуждение двух 30-минутных индивидуальных сессий (без критики и «советов»!).