Экспериментальное исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия
Мы рассмотрели сложную систему взаимовлияний выделенных структурных компонентов детско-родительского взаимодействия, проследили, каким образом сказываются особенности одних из них на становление других и характер взаимодействия в целом. Мы убедились в том, что процесс детско-родительского взаимодействия представляет собой сложное структурное образование, где отдельные элементы находятся в тесной взаимосвязи. Выделяя эмоциональную сторону взаимодействия, важно учитывать не только отдельные ее характеристики, но и их взаимозависимость в каждом конкретном случае. С целью получения более детального представления о взаимосвязи отдельных компонентов выделенной структуры, степени выраженности каждой из выделенных характеристик нами было осуществлено экспериментальное исследование особенностей эмоциональной стороны взаимодействия матерей с детьми дошкольного возраста[16].
В качестве диагностического инструмента был использован разработанный нами опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ), позволяющий опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в конкретной диаде. Опросник содержит 66 утверждений, касающихся особенностей материнской чувствительности, отношений к ребенку и характера детско-родительского взаимодействия (см. анкету, с. 284). В соответствии с изложенными выше представлениями утверждения опросника были направлены на выявление следующих характеристик.
Блок чувствительности:
способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12, 34, 56);
понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46);
способность к сопереживанию(3, 25, 47, 14, 36, 58). Блок эмоционального принятия'.
чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48);
безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60);
отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, 6, 28, 50);
преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7, 29, 51, 18, 40, 62);
Блок поведенческих особенностей эмоционального взаимодействия:
стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52);
оказание эмоциональной поддержки (9, 31, 53, 20, 42, 64);
ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (21, 43, 65, 10, 32, 54);
умение воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66).
Каждая характеристика диагностировалась с помощью шести утверждений, три из которых носили положительный характер (первые три, указанные в скобках) — согласие с данным утверждением свидетельствовало о высокой степени выраженности качества, и три — отрицательный (следующие три утверждения, указанные в скобках) — согласие с данным утверждения означало низкую степень выраженности качества.
Степень своего согласия с предложенными утверждениями можно было выразить с помощью пятибалльной шкалы, расположенной в правой стороне на листах опросника. Таким образом, заполняющий анкету родитель шесть раз высказывал степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, позволяло выявить противоречивые суждения родителей и повышало достоверность полученной оценки.
Для получения стандартных баллов, которыми было бы удобно оценивать выделенные характеристики, предлагается объединить показатели, относящиеся к каждой из них, и преобразовать по формуле (а+ b+с —d—е —f+ 13)/5, где а, b, с — оценки положительных утверждений; d, e, f — оценки отрицательных утверждений.
Таким образом, складываются оценки положительных утверждений и вычитаются оценки отрицательных. В результате указанных вычислений можно измерить степень выраженности каждой характеристики в интервале от 1/5 до 5 баллов.
С помощью опросника нам удалось зафиксировать значительные различия в характере детско-родительского взаимодействия в конкретных диадах, что дает основание рекомендовать его в качестве диагностического средства.
Важным представляется то, что удалось найти экспериментальное подтверждение некоторых зависимостей, обсуждаемых ранее на уровне теоретического анализа. Так, родительская эмпатия — способность к сопереживанию своему ребенку — значимо коррелирует с такими важными показателями эмоционального взаимодействия, как ориентация на его эмоциональное состояние при построении взаимодействия (0,5618) и умение воздействовать на это состояние (0,5413). Способность родителя разделить переживания ребенка, ощутить близкое ему состояние, вероятно, делает невозможным игнорировать его при построении взаимодействия. Родитель, способный разделить радость и печаль, вряд ли предложит и будет настаивать на действиях, идущих вразрез чувствам ребенка, он скорее будет тактичным по отношению к нему, чем родитель, не способный к такому сопереживанию. Вполне логично также, что указанная способность позволяет найти нужные средства воздействия на эмоциональное состояние ребенка — успокоить, развеселить, помочь сосредоточиться на важном деле. Способность к сопереживанию, таким образом, становится залогом эффективности эмоционального взаимодействия.
Следующая особенность, нашедшая подтверждение в экспериментальном исследовании, — значимая взаимосвязь такой характеристики взаимодействия, как стремление к телесному контакту, практически со всеми характеристиками, составляющими блок «отношения»: чувства, испытываемые родителем в ситуации взаимодействия (0,6357), безусловное принятие ребенка (0,6787), преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (0,6181). Мы видим, что в стремлении к телесному контакту действительно очень ярко проявляется отношение к ребенку. Указанная характеристика неслучайно считается индикатором близкого, теплого отношения участников взаимодействия.
Кроме того, стремление к телесному контакту сопутствует способности родителя оказывать эмоциональную поддержку (0,6070). Близкий телесный контакт действительно дает возможность продемонстрировать готовность быть рядом, поддержать, разделить трудности. Он умело используется в качестве средства эмоциональной поддержки теми родителями, которые даруют своему ребенку безусловное принятие.
Интересным является и набор характеристик эмоциональной стороны взаимодействия, являющихся для родителей показателями успешности себя в качестве родителя. Такими свидетельствами родительской компетентности являются способность воспринять состояние ребенка и умение воздействовать на его эмоциональное состояние, значимо коррелирующие с принятием себя как родителя (0,5940; 0,4871). Справляться со своей родительской ролью для большинства родителей означает умение распознавать чувства и переживания ребенка и умело помогать ему справиться с этими переживаниями.
Таблица 1
Средние (М) и критериальные (N) показатели эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (относительно диады мать— ребенок на выборке из 104 матерей дошкольников)
Характеристика взаимодействия | Среднее значение (М) | Критериальное значение (N) |
Способность воспринимать состояние | 4,22 | 3,7 |
Понимание причин состояния | 3,85 | 3,2 |
Эмпатия | 3,39 | 2,8 |
Чувства родителей в ситуации взаимодействия | 3,9 | 3,3 |
Безусловное принятие | 3,84 | 3,2 |
Принятие себя в качестве родителя | 3,78 | 3,1 |
Преобладающий эмоциональный фон | 3,66 | 3,0 |
Стремление к телесному контакту | 4,03 | 3,3 |
Оказание эмоциональной поддержки | 3,47 | 2,8 |
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия | 2,95 | 2,3 |
Умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка | 3,8 | 3,2 |
В целом нам удалось зафиксировать значимую корреляцию между собой характеристик, входящих в каждый из выделенных блоков, определяющих чувствительность родителей, их отношение к ребенку и особенности его поведения во взаимодействии. Это свидетельствует об удачном объединении ряда показателей, характеризующих одни и те же стороны взаимодействия. Выделенная в ходе теоретического анализа структура эмоциональной стороны взаимодействия нашла свое подтверждение в результатах экспериментального исследования. Отражением реальной закономерности явилась и высокая степень зависимости поведенческих характеристик взаимодействия от характеристик блоков «чувствительность» и «отношение». Эта зависимость подтверждает тот факт, что реальное поведение родителей всегда строится на основе, с одной стороны, восприятия особенностей ребенка, а с другой — имеющегося к нему отношения.
Специального обсуждения требует степень выраженности каждой из выделенной характеристик взаимодействия. Выявленные различия не оставляют сомнения в том, что структура эмоциональной стороны взаимодействия далеко не однородна. Каждая составляющая ее характеристика получила индивидуальные показатели, не сводимые к показателям других характеристик (см. таблицу 1).
Указанная в таблице величина N является тем крайним значением, которое с учетом среднего квадратичного отклонения может принимать отдельная характеристика, не выходя из области средних значений. В том случае, если в конкретной диаде показатель принимает значение ниже обозначенного N, мы можем вынести заключение о дефиците соответствующей характеристики эмоциональной стороны взаимодействия.
Оценивая ситуацию в целом, обратим внимание на те характеристики, показатели выраженности которых оказались выше или ниже основной группы. Выше всего родители оценивают свою способность воспринимать состояние ребенка (4,22 балла по шкале от 0,2 до 5 баллов). Близкие по значению показатели получили такие характеристики, как чувства, испытываемые в ситуации взаимодействия (3,9), и стремление к телесному контакту (4,03), что позволяет положительно оценить эмоциональное взаимодействие в целом. Родители чаще испытывают положительные чувства во взаимодействии со своим ребенком, стремятся к более тесному контакту с ним. Они достаточно хорошо знают особенности ребенка, умеют распознать его состояние, лучше, чем кто-нибудь другой, понимают его. Однако ряд характеристик, показатели которых получили относительно низкое значение, делают картину не столь благополучной. На фоне высоко развитой способности распознавать эмоциональное состояние ребенка особенно драматично выглядит низкая степень ориентации родителей на это состояние при построении взаимодействия — показатель этой характеристики получил самое низкое значение (2,95).
Несмотря на то что родители хорошо понимают состояние ребенка, они не всегда считают нужным учитывать его. Гораздо чаще они ориентируются на свои собственные планы, свое настроение или внешние социальные требования. К примеру, практически никто из матерей, оценивающих утверждения опросника, не счел нужным отказаться от посещения гостей из-за плохого настроения ребенка или снизить уровень своих требований в связи с его усталостью. Предполагается, что ребенок должен уметь справиться со своим состоянием, подчиниться требованиям взрослого как безусловно важным и гораздо более значимым, чем его собственные сиюминутные желания. Движимые идеей воспитания, родители часто недооценивают возрастные возможности ребенка. Не принимая во внимание состояние ребенка, они воспринимают его поведение как проявление злой воли, нежелание подчиниться родительским требованиям и часто идут по пути ужесточения этих требований. Так рождается порочный круг детско-родительского конфликта, выходом из которого может стать только изменение родительской позиции в отношении возможностей ребенка, который так же, как и любой взрослый человек, имеет право на свое собственное настроение и не всегда может справиться с ним по первому требованию родителя.
Так же как и недоучет эмоционального состояния ребенка, вызывают тревогу относительно низкие показатели способности матерей к сопереживанию ребенку и оказанию ему эмоциональной поддержки (3,39; 3,47). Эмоциональное состояние ребенка редко рождает отклик в душе родителя. Не умея разделить чувства ребенка, матери редко выражают солидарность детским проблемам, не видят необходимости помочь в их решении. В результате малыш оказывается один на один со своим состоянием и со своими проблемами. Все это не мешает родителям довольно высоко оценивать свою родительскую компетентность. Они считают себя родителями, достаточно хорошо понимающими причины того или иного эмоционального состояния ребенка, способными воздействовать на него и в целом высоко принимающими себя в качестве родителя.
Представленная картина позволяет высказать предположение о той позиции, которую, по мнению родителей, должен занять ребенок во взаимодействии. Мы видим, что ему предоставляется явно неравноправная, подчиненная позиция. Эмоциональное взаимодействие с ребенком складывается, как правило, благоприятно, о чем свидетельствуют положительные чувства, возникающие в ходе взаимодействия, и положительный его эмоциональный фон. Однако центром ситуации остается взрослый человек, направляющий взаимодействие в ту или иную сторону. Ведущая позиция взрослого является вполне естественной, поскольку именно он организует жизнь ребенка и является проводником в мир человеческой культуры, социальных требований. Однако мы явно видим тенденцию воспринимать ребенка в качестве объекта манипуляций, подчинять его не только системе социальных требований, но и личным собственным планам, собственному настроению, не воспринимая его как равноправного партнера взаимодействия, могущего иметь свои планы, переживания, настроение. Хочется подчеркнуть, что игнорирование эмоционального состояния ребенка происходит не в силу испытываемых родителями сложностей распознавания этого состояния, а под влиянием глубокой убежденности в необходимости осуществления своей воспитательной функции, проводимой зачастую в ущерб другой, не менее важной — создания наиболее благоприятных условий для развития ребенка (безопасности, эмоционального принятия и поддержки).
Однако, как мы знаем, общение есть двунаправленный процесс, в котором участвуют два субъекта, и при построении эмоционального взаимодействия оба партнера вынуждены подстраиваться, приспосабливаться друг к другу. Безусловно, взрослый человек — родитель — играет в этом процессе ведущую роль. Он руководит действиями ребенка, демонстрируя способы взаимодействия, корректируя его поведение. Нам хотелось бы лишь подчеркнуть роль собственной активности ребенка, в немалой степени определяющей характер его эмоционального взаимодействия с близкими людьми.
АНКЕТА
Возраст родителя | Возраст ребенка | Пол ребенка | Который по старшинству в семье | Полная или неполная семья |
Уважаемые родители! Оцените, используя пятибалльную шкалу, справедливы ли для Вас следующие утверждения и внесите балл ответов в третью графу |
5 — Абсолютно верно 4 — Скорее всего это так 3 — В некоторых случаях верно 2 — Трудно с этим согласиться (не совсем верно) 1 — Абсолютно неверно |
Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен. | |||||
Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять, по какой причине. | |||||
Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль. | |||||
Мне часто бывает стыдно за моего ребенка. | |||||
Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его. | |||||
Воспитание ребенка — сложная проблема для меня. | |||||
Я редко повышаю голос. | |||||
Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его и испортить его характер. | |||||
Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы. | |||||
Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его непослушания. | |||||
Я легко могу успокоить моего ребенка. | |||||
Чувства моего ребенка — для меня загадка. | |||||
Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду. | |||||
Часто я могу разделить радость моего ребенка. | |||||
Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он «плохо ведет себя». | |||||
Я много хотел(а) бы изменить в своем ребенке. | |||||
Мне нравится быть матерью (отцом). | |||||
Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования. | |||||
Я часто глажу моего ребенка по голове. | |||||
Если у ребенка ч то-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно. | |||||
Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав. | |||||
Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить. | |||||
Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям. | |||||
Часто я не могу понять, почему плачет мой ребенок. | |||||
Мое настроение зависит от настроения моего ребенка. | |||||
Мой ребенок делает вещи, которые сильно мне досаждают. | |||||
Ничто не мешает мне любить своего ребенка. | |||||
Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня. | |||||
Мы с моим ребенком приятно проводим время. | |||||
Я испытываю раздражение, когда ребенок буквально «липнет» ко мне. | ||||||
Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старание и достижения. | ||||||
Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца. | ||||||
У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия. | ||||||
Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует. | ||||||
Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен. | ||||||
Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его. | ||||||
Я чувствую, что мой ребенок любит меня. | ||||||
Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы. | ||||||
Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании моего ребенка. | ||||||
Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство. | ||||||
Мне часто хочется взять ребенка на руки. | ||||||
Я не поощряю мелкие успехи ребенка. Это может избаловать его. | ||||||
Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал. | ||||||
Я не в силах изменить плохое настроение ребенка. | ||||||
Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение. | ||||||
Часто радость ребенка кажется мне беспричинной. | ||||||
Я легко заражаюсь весельем моего ребенка. | ||||||
Я очень устаю от общения со своим ребенком. | ||||||
Я многое прощаю своему ребенку из-за любви к нему. | ||||||
Я нахожу, что я гораздо менее способен(на) хорошо заботиться о своем ребенке, чем ожидал(а). | ||||||
У меня часто складываются спокойные, теплые отношения с моим ребенком. | ||||||
Я редко сажаю ребенка себе на колени. | ||||||
Я часто хвалю своего ребенка. | ||||||
Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть. | ||||||
Мне удается научить ребенка, что и как делать. | ||||||
Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой. | ||||||
Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка | ||||||
Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам | ||||||
Я получаю удовольствие от общения с ребенком | ||||||
Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть. | ||||||
Мне удается научить ребенка, что и как делать. | ||||||
Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой. | ||||||
Мой ребенок любит ко мне прижиматься. | ||||||
Я часто бываю строгой со своим ребенком. | ||||||
Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок «не в духе». | ||||||
Когда ребенок расстроен и не может успокоиться, мне бывает трудно помочь ему. | ||||||