Родительская чувствительность
Первый блок характеризует особенности восприятия, чувствования родителем эмоционального состояния ребенка. Условно назовем его чувствительность. Этот блок составляют такие характеристики, как распознавание состояния партнера взаимодействия, понимание причин этого состояния и способность к сопереживанию.
Учитывая деятельностную природу восприятия, необходимо понимать, что распознавание эмоционального состояния человека — это сложнейшая задача, решение которой требует учета целой системы признаков [13; 166].
Как правило, любящие родители чутко замечают изменения состояния ребенка: видят, когда он устал, расстроен, неважно себя чувствует. Эмоциональные проявления особенно информативны в общении с маленькими детьми, для которых данный канал коммуникации долгое время остается единственным. Однако случается, что родителям недостает необходимой чуткости. Причиной этому могут служить низкая эмоциональность самого родителя, особенности его воспитания (недостаток внимания со стороны собственных родителей) и холодное отношение к ребенку. Такой родитель может или вообще не заметить состояния ребенка, или оценить его неадекватно, что является серьезной преградой к построению гармоничного взаимодействия.
Для полного понимания друг друга партнерами взаимодействия необходимо не только адекватно распознать эмоциональное состояние, но и правильно оценить возможные причины, вызвавшие его. В данном случае мы говорим скорее не об эмоциональном, а о когнитивном компоненте взаимодействия, однако считаем возможным включить его в систему анализа, так как он отражает в себе опыт эмоционального взаимодействия родителей с ребенком. Как родитель относится к эмоциональному состоянию ребенка? Считает ли он необходимым учитывать его при построении взаимодействия, пытается ли воздействовать на него? Если да, то он обязан разобраться, с чем связано это состояние, увидеть побудившие его причины. Постепенно вырабатывается способность к пониманию своего ребенка, что дает возможность оказать ему помощь и психологическую поддержку. Если же родитель игнорирует эмоциональное состояние ребенка, не считает нужным считаться с ним, у него не возникает необходимости разбираться в его причинах.
В то же время без понимания этих причин поведение ребенка кажется неадекватным, вызывает раздражение. Такому родителю часто кажется беспричинным возбужденно-радостное состояние ребенка, проявления усталости воспринимаются как излишняя капризность, молчаливо-угрюмое состояние обиженного ребенка может быть оценено как упрямство, отчаяние как дерзость.
Таким образом, неумение правильно оценить причины эмоционального состояния ребенка искажает восприятие этого состояния, снижает чувствительность родителей. Такая близкая связь двух указанных характеристик детско-родительского взаимодействия послужила основанием для объединения их в единую группу.
Следующей характеристикой, отражающей общую чувствительность участников детско-родительского взаимодействия, является способность к сопереживанию — эмпатия. Как и в предыдущих случаях, взрослый человек в данной диаде является более компетентным, так как располагает уже зрелой способностью, в то время как ребенку еще предстоит эту способность приобрести. Поэтому ведущая роль в определении характера взаимодействия долгое время остается за родителем. Но и он не всегда обнаруживает способность к сопереживанию.
Настоящее понимание эмоционального состояния ребенка достигается только в ходе преломления его чувств и переживаний через собственный эмоциональный опыт. Возможность понять и разделить чувства другого приходит только в том случае, когда эти чувства находят отклик в собственной душе. Невозможно разделить чужую радость, если сам не умеешь радоваться, чужую боль, если сам не испытывал душевной боли. Но дело не только в способности соотносить чувства другого со своим душевным состоянием, а еще и в готовности делать это. Случается, родители недооценивают глубину детских переживаний. Последние кажутся им поверхностными, не заслуживающими должного внимания, а причины, их побудившие, недостаточно серьезными. Как часто можно услышать родительское — «что ты расстроился из-за ерунды» или «нашел чем гордиться»! Но подобное рационализаторство не может помочь ребенку. Горе не становится меньше, если тебя уверяют, что не стоит горевать. Безусловно, жизненный опыт ребенка ограничен, его ждут и большие радости, и серьезные беды, но одно не вызывает сомнений — он искренен в своих переживаниях. Поэтому уважительное отношение взрослого к чувствам ребенка позволяет гармонизировать их взаимодействие, а готовность разделить его эмоциональное состояние рождает настоящую близость во взаимоотношениях.
Эмоциональное отношение
Особенности восприятия, как известно, во многом определяются отношением, чувствами, которые испытывает участник взаимодействия к своему партнеру. Этим объясняется субъективность восприятия. Детско-родительские отношения не являются в этом смысле исключением. Отношение матери к ребенку служит той призмой, через которую преломляется ее представления о его состоянии, причинах, его вызвавших. Часто негативное отношение заставляет видеть неуважение или злой умысел там, где его нет, и, наоборот, глубокая любовь и симпатия к ребенку позволяют снисходительно смотреть на его недостатки, находить оправдание его состоянию. Можно отметить и обратное влияние. Чувствительность во взаимодействии, умение вовремя увидеть и понять состояние партнера безусловно положительно сказывается на отношении к нему. Указанная способность помогает избежать множества недоразумений, порождаемых непониманием.
Отношение матери к ребенку характеризуется рядом показателей, которые могут составить второй блок. Самая общая характеристика, используемая при описании системы отношений, — это эмоциональное принятие. Она обозначает целостное отношение к индивидуальным особенностям ребенка — его мыслям и чувствам, потребностям и способностям. Безусловное принятие является признанием неповторимой индивидуальности партнера, признанием его права быть таким, какой он есть, — «быть самим собой». Степень эмоционального принятия матерью ребенка проявляется в чувствах, возникающих у нее во взаимодействии. Взаимодействие с ребенком в случае безусловного принятия вызывает целую гамму положительных чувств и переживаний. Это любовь, нежность, симпатия, гордость. Можно сказать, что общение с ребенком доставляет родителям удовольствие. В противном случае оно несет негативные переживания — злость, раздражение, досаду. По словам родителей, итогом такого взаимодействия становится усталость, опустошенность.
Чувства, испытываемые во взаимодействии, часто вырываются вовне, создавая эмоциональный фон взаимодействия. Скрытое раздражение, недовольство ребенком создают негативный эмоциональный фон, выражающийся в характерных мимических выражениях, избегающих взаимодействия позах, резких интонациях, отсутствии внимания к ответным действиям партнера, игнорировании его состояния, стремлении прервать (или сократить до минимума) само общение. Такое взаимодействие вне зависимости от достигнутого результата оставляет тягостное впечатление неудовлетворенности и разобщенности.
Взаимодействие людей, испытывающих искреннюю любовь и симпатию, окрашено в положительный эмоциональный фон. Партнеры всем своим видом демонстрируют заинтересованность, готовность понять друг друга. Неудачи и ошибки ребенка в этом случае воспринимаются родителями как непреднамеренные, не имеющие субъективной направленности и в силу этого не встречают аффективной реакции. Проблемы решаются в спокойной, конструктивной форме.
Весь же процесс взаимодействия сопровождается постоянным подтверждением позитивного отношения партнеров друг к другу, причем для этого используются как вербальные (спокойные, ласковые интонации), так и невербальные (улыбка, нежные прикосновения) средства.
Система взаимоотношений во взаимодействии включает в себя не только отношение к партнеру, но и отношение к себе. В системе детско-родительского взаимодействия это проявляется в отношении взрослого человека к себе как родителю. Проблемы, сложности в воспитании ребенка нередко порождают у родителей чувство некомпетентности. Родители, анализируя свои воспитательные воздействия, недостаточную их эффективность, приходят к выводу о том, что причиной тех или иных неурядиц явилась неспособность разрешить ситуацию, воздействовать на поведение или состояние ребенка. Возникает ощущение того, что те или иные личностные особенности ребенка, его поведенческие проявления — результат собственных ошибок в воспитании. Такие родители тяготятся чувством вины, становятся неуверенными в своих требованиях, некритичными к ребенку.
Негативное отношение родителя к себе, так же как и негативное отношение к ребенку, губительно сказывается на взаимодействии. Оно также может порождать раздражение, стремление избегать близкого контакта, самого взаимодействия.
Другими словами, негативное отношение к себе притупляет чувствительность родителя, вызывает отрицательные эмоции в ситуации взаимодействия, создавая негативный его фон. В противном случае родитель, положительно оценивающий свою родительскую роль, проявляет терпимость к ребенку, спокойную уверенность во взаимодействии с ним, удовлетворенность от общения. Отношение к себе, принятие себя в качестве родителя неизменно отражается на отношении к ребенку, преобразуя его в ту или иную сторону.
Мы видим, что характеристики, составившие первый блок — чувствительность, и второй — отношенческий блок, оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны, отношение к партнеру взаимодействия искажает его восприятие. Состояние партнера, его намерения могут быть оценены неадекватно из-за пристрастного отношения к нему. Под влиянием негативного отношения родитель может недооценить степень усталости ребенка, начать испытывать раздражение от его капризов, гневаться из-за его неспособности справиться со сложным заданием, часто принимая за злой умысел вызванные определенным состоянием неудачные поведенческие проявления ребенка. Так, потребность ребенка в близком взаимодействии с родителем, желание получить эмоциональную поддержку часто расценивается как намеренное стремление разрушить отношения родителя с другими людьми, помешать ему в выполнении различных дел. Неспособность ребенка самостоятельно справиться со своим состоянием, успокоиться или сконцентрироваться на выполнении задания часто воспринимается как нежелание подчиниться воле родителей, проявление строптивости, неуважительного отношения к ним. Любовное, теплое отношение к ребенку также может служить той призмой, через которую преломляется родительское восприятие самого ребенка и процесс взаимоотношения с ним. Хорошо известно, что родительская любовь мешает видеть недостатки ребенка, делает его исключительным в глазах своих родителей. В полной мере это относится и к процессу детско-родительского взаимодействия. Положительное отношение к ребенку заставляет родителей искать оправдание его поступкам, не акцентировать внимание на его негативных проявлениях, как бы не замечая их. Любящий родитель может увидеть заботу, участие, добрые намерения даже там, где их нет.
Негативные же эмоциональные проявления могут быть восприняты как оборотная сторона позитивных — агрессивность как проявление обостренного чувства справедливости, смелости и стойкости; безразличие, отсутствие сопереживания как сдержанность; истерическая направленность реакций как сверхчувствительность, ранимость.
Можно говорить и об обратном влиянии особенностей восприятия ребенка на отношение к нему. Восприятие родителем состояния ребенка может быть искажено по целому ряду причин. Кроме отражения субъективного отношения это может быть недостаточно развитая способность распознавать человеческие чувства по их проявлениям, подверженность ошибочным представлениям о характере и возможностях эмоционального реагирования детей, недоучет возрастных особенностей развития. В любом случае ошибки восприятия часто служат причиной формирования неадекватного отношения партнеров взаимодействия.