Часть 3. психологическая помощь
В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ
Глава 1. Особенности женского психического мира. Мужчина и
женщина
Представления о женственности чаще всего связываются с женским предназначением быть матерью, давать жизнь и воспитывать детей. В историческом развитии общества, как в западной, так и в восточной культурах, на протяжении веков наивысшей ценностью и основным долгом женщины провозглашалось материнство. Формула «святости материнства как истинной женственности» использовалась для манипулирования женским сознанием через религиозные институты и социальные стереотипы.
Зародившаяся в конце XVIII века в Европе идеология феминизма как движения за развитие самосознания женщин и за равные с мужчинами права и возможности внесла определенный вклад в изменение взглядов на роль женщины. В современном обществе женщины занимают все более значимое положение как в социальном, так и в профессиональном смысле. На этом фоне не исчезли старые, но появились новые психологические проблемы, связанные со всесторонним включением женщины в жизнь общества. В ряде отечественных исследований выявлены кризисные ситуации, переживаемые женщинами, ориентированными на профессиональную деятельность. И. В. Ромазан в своей диссертационной работе показала, что над женщинами-предпринимателями довлеют конвенциальные нормы относительно «женской роли», закрепощающие проявление индивидуальных особенностей их личности.
В исследовании В. А. Хащенко и Г. В. Турецкой было отмечено, что ориентация деловой женщины на работу не исключает и ориентации на семью. В то же время сочетать то и другое в достаточной мере удается только 12% из опрошенных женщин, по мнению остальных (88%), работа ущемляет их личные интересы. Только 30% деловых женщин, по данным авторов, ощущают возможность проявлять свою женственность в деловых ситуациях, несмотря на существующие тендерные стереотипы.
По данным, полученным в исследовании Е. К. Завьяловой, С. Т. Посоховой, О. В. Ворониной, женщины-предприниматели в 60% случаев связывают понятие «успех» с аспектами семейной жизни, ценность которой всегда рассматривается наряду с ценностью профессиональной работы. Важным является и тот факт, что сама предпринимательская активность выбирается и имеет смысл, с точки зрения опрошенных женщин, как способ реализации личной свободы. Таким образом, эти примеры служат иллюстрацией того, что намерение женщины реализовать свои профессиональные интересы всегда сталкивается с ее возможностями создать полноценную семью, устроить личную жизнь и обустроить собственный дом.
Английский психотерапевт Гарриет Лернер ввела понятия успеха и страха «отделения» как специфических переживаний женщин, заявивших о своей компетенции и карьерных амбициях, и в силу этого вынужденных бороться с бессознательной тревогой, сопротивлением окружающих и давлением стереотипов. Объясняя с психоаналитических позиций этот феномен, автор пришла к выводу, что в личном плане профессиональная компетентность является отрицательным фактором для женщин, поскольку она порождает страх успеха как страх отделения от своей семьи и, следовательно, неудовлетворенность своей женственностью.
Эту же проблему, но с экзистенциальных позиций рассматривает Айрин Серлин. В своем исследовании «Экзистенциальная терапия для женщин» она описывает страх женщины, посвятившей себя искусству и идентифицировавшей креативность с толчком к смерти. Смерть появляется в ее снах, фантазиях, в творчестве в образах сексуального, мистического, экстативного объединения с Призрачным Любовником или матерью. Айрин Серлин полагает, что женщинам, совершающим свой путь в творческом одиночестве, нужна жизнь, включающая в себя и работу, и заботу о других. Им необходимо желание «рискнуть жизнью», осмелиться вступить во взаимодействие с другим человеком и, таким образом, переосмыслить свою независимость, найти баланс между потребностью в работе и семьей, между свободой и взаимодействием, зависимостью и независимостью.
Мужчина и женщина
Представленность человека в двух ипостасях — мужской и женской — признается в различных теологических и научных концепциях. В работах эзотериков, теологов, философов, историков,
этнографов, культурологов, социологов человеческое общество рассматривается через призму мужественности и женственности, отражающую вполне определенные различия в предназначении, ролях и стереотипах поведения в зависимости от половой принадлежности.
В области естественных наук накоплено достаточно аргументов в пользу того, что дифференциация по полу не ограничивается анатомическими органами и физиологическими функциями, а проявляется и в общесоматических системах, а также в динамике основных функций жизнедеятельности человека. По мнению Б. Г. Ананьева, половой диморфизм относится к постоянным характеристикам онтогенетической эволюции человека.
Идея взаимоподавляемости и смыслового единства мужского и женского начал рассмотрена Л. А. Абрамяном на примере мифа об андрогине (круглом существе с двумя совершенно одинаковыми лицами, глядящими в противоположные стороны) как отражении конкуренции мира мужчин и мира женщин, восходящей к более общей конкуренции культуры и природы. В колебаниях вокруг идеального состояния андрогизма, т. е. симметричности двух, образующихся от одного, можно увидеть осуществление постоянного расхождения и вечной встречи двух миров — мужчин и женщин. При этом, согласно закону биологической эволюции, сформулированному В. А. Геодакяном, «женский пол выступает как стабилизирующее консервирующее начало, а мужской же пол олицетворяет все новое, изменчивое, благодаря ему биологический вид получает постоянный приток новой генетической информации».
Представительница одной из эзотерических традиций, педагог-психолог Ева Весельницкая также отмечает, что одно из первых энергетических делений мира на наиболее абстрактном уровне есть деление на мужское и женское начала, которое фактически пронизывает все, в чем задействован человек, и выражается в цикличных, спиралеобразных взаимоотношениях мужчин и женщин. При этом специфика мужской энергии есть «стремление к сворачиванию в точку» (то есть цель, направление). Специфика женской энергии есть «открытое безграничное пространство», которое само по себе не имеет ни направления, ни границ.
Мнения различных исследователей об особенностях женского психического мира (в отличие от мужского) весьма разнообразны, а зачастую и антагонистичны.
Своеобразную точку зрения высказывал в начале нашего века молодой австрийский ученый Отто Вейнингер, который сделал попытку рассмотреть мужскую и женскую психику, исходя из выдвинутого им тезиса: «Половая функция типичного мужчины
по отношению к типичной женщине — это превращать бессознательное в сознательное».
Опираясь на определенные религиозные учения (мусульманство), философские взгляды Аристотеля и некоторые художественно-поэтические источники (Ибсен, Стринберг, Фукэ), О. Вейнингер сделал попытку доказать, что в «абсолютной» женщине нет своего «Я», отсутствуют душа, личность, индивидуальность. Рассуждения автора привели его к тому, что женщина «как целое есть отрицание всякого смысла, она бессмысленна». О. Вейнингер противопоставляет пассивность женщины, ее зависимость от мужчины и стремление сохранить в нем сексуальность мужскому предназначению, состоящему в возвышении женщины и формировании ее сознания и бытия. С этой точки зрения женщина есть грех или (что одно и то же) возможность греха в мужчине. О. Вейнингер писал: «Абсолютный мужчина — это идеальный образ бога, абсолютное нечто. Женщина же всегда символ полного «ничто». Вейнингер считал, что предназначение женщины во Вселенной — быть противоположностью божества, представлять собой иную возможность в человеке, но даже он признавал, что только взятые вместе мужчина и женщина представляют полного человека.
Противоположные взгляды на особенности женского психического мира в начале нашего века высказывал русский философ В. М. Хвостов. В своих рассуждениях он опирался на книгу Гей-смана «Психология женщины», в которой различия женской и мужской психологии рассматривались как различия не по ценности или качеству, а лишь по степени статистической выраженности. Вслед за Гейсманом В. М. Хвостов уделил внимание шести основным отличительным чертам психологии типичной «средней женщины». К первым пяти отнесены: эмоциональность, склонность к фантазированию, конкретность и ассоциативность мышления, протекание мыслительных процессов преимущественно в подсознательной сфере, гармоничность и целостность психики. Шестая из выделенных черт наиболее отличает данный подход к особенностям психического мира женщины от упомянутой выше теории О. Вейнингера. В. М. Хвостов, как и Гейсман, признавал в женщине большую нравственную чистоту, альтруизм, высоко развитое чувство долга. Этот тезис обосновывается авторами через функцию материнства, которая делает женщину более бдительной, предупредительной и заботливой, чем мужчина, оставляя гораздо меньше места эгоистическим склонностям. На основании этого определяется главная миссия женщины в эволюции человечества, заключающаяся в ее практической деятельности по воспитанию последующих поколений через укрепление в них нравственных начал жизни. Выполнение этой миссии не может быть объяснено отдельными филогенетическими, онтогенетическими или соматическими факторами. Она выполняется женщиной как свободной дочерью природы, благодаря ее способности проникать в тайны мироздания, опираясь на свое преимущественное свойство, каким является любовь.
Рассмотрев некоторые эзотерические и философски ориентированные взгляды на особенности женского психического мира, обратимся к психоаналитическому подходу к данному вопросу.
Согласно теории 3. Фрейда, человеку присуща врожденная бисексуальность. На самых первых стадиях сексуального развития половые различия не играют ведущей роли, поскольку первым объектом любви, как для мальчиков, так и для девочек, является мать (что связано с возможностью удовлетворить первичные потребности). В период же эдиповой фазы у девочек происходит смена как эрогенной зоны, так и объекта любви, в то время как у мальчиков такие перемены не происходят. Эдипов комплекс у женщины, как считал Фрейд, характеризуется противоречием между желанием быть, как мать, занять место матери, быть самой матерью, и страхом совращения собственным отцом, интерпретируемым как собственное желание, проецируемое извне. Такая ситуация порождает амбивалентность девочки в ее отношении к матери: с одной стороны, нежность и любовь, с другой — агрессия и соперничество (стремление завоевать отца). Кроме того, по мнению 3. Фрейда, в сексуальном развитии девочек важную роль играет комплекс кастрации, или зависть к пенису, которая является определяющей в развитии женственности. Возможны три направления в развитии женской сексуальности. Первое из них — подавление сексуальности как невротическое вытеснение сексуальных желаний, выражающееся в обесценивании себя, отказе от активности и переходе к пассивности. Второе определяется как мужественность, т. е. отказ принять факт отличия от мужчин и сохранение активных тенденций. Третье направление есть вариант развития нормальной женственности, когда «женская ситуация восстанавливается» и желание иметь пенис заменяется желанием иметь ребенка.
Во взрослой жизни женщины 3. Фрейд также усматривал ее бисексуальность, в частности, в проявлениях нарциссизма и стыдливости. Нарциссизм выражается в склонности ценить свои прелести и большем желании быть любимой, чем любить самой. Психоаналитически это интерпретируется как компенсация за первоначальную сексуальную неполноценность, зависть к мужчине. Стыдливость также рассматривается как женское качество, отражающее первоначальное стремление (намерение) скрыть дефект 176
гениталий. Выбор объекта любви (мужчины) женщиной, согласно Фрейду, осуществляется по нарциссическому принципу, соответственно идеалу мужчины, которым она хотела бы быть. При сохранении привязанности к отцу, объект любви выбирается по типу отца, что часто сопровождается сохранением враждебности по отношению к матери. Решающий поворот в сущности женщины может произойти при последующей идентификации с матерью (при втором браке или рождении ребенка). Это интерпретируется как возврат к нежной доэдиповой привязанности к ней, что позволяет женщине, как считал 3. Фрейд, соответствовать своей роли в сексуальной функции и достигать поразительных социальных успехов. Именно в этой идентификации женщина приобретает привлекательность для мужчины. Именно в этом случае, писал 3. Фрейд, «отдельная женщина может быть человеческим существом».
Среди психоаналитических взглядов на особенности женской психологии представляется интересной точка зрения известного оппонента 3. Фрейда, представительницы женской плеяды аналитиков, Карен Хорни. В своих исследованиях К. Хорни опиралась на особенности психосексуального развития обоих полов и специфику конфликтов детства, проявляющихся по отношению к родителям противоположного пола. Сравнивая сексуальное развитие девочек и мальчиков на ранних стадиях, автор приходит к выводу о «невыгодном положении девочек» в этот период в плане получения удовольствия посредством: уретрального эротизма (психологический эквивалент — любопытство); эксгибиционистских тенденций (удовлетворение исследовательского импульса); возможности онанировать (как проявление сексуальной свободы). Эдипова фаза также протекает и может завершаться по-разному. В мужском варианте — отказ от матери как сексуального объекта из страха кастрации приводит к утверждению его в мужской роли, что является компенсацией страха кастрации. В женском варианте — отказ от отца как сексуального объекта может спровоцировать отказ от женской роли вообще, поскольку он связан со страхом вагинальной травмы и кровосмесительных желаний. Природную тревогу девочки К. Хорни объясняла специфическим женским побуждением «принимать и вбирать и, соответственно, боязнью, что если ее желание осуществится, она сама и ее влагалище будут разрушены». Такой базальный страх разрушения собственной целостности может стать причиной нарушения нормального развития женственности. Уход от женственности, женской роли проявляется во фригидности, интерпретируемой как подсознательное стремление быть мужчиной для того, чтобы избежать фантазий, связанных с отцом (крово-смесительных желаний). Фригидность как запрет на проявление сексуальности, по мнению К. Хорни, скорее является отвержением не секса, а женской роли. Это меняет отношение женщины к материнству, беременности, ребенку, мужу, месячным, домашним обязанностям, но главное здесь — ущербность отношений с мужчиной.
Кроме психологических, как считала К. Хорни, существуют и социальные факторы, «запрещающие» проявление женственности: реальное социальное неравенство, влияние традиций и воспитания на развитие сексуальности. Следовательно, большое количество запретов и ограничений способствует развитию чувства неполноценности и неприятию своей женской сути. В некоторых случаях это может привести к образованию комплекса маскулинности, бессознательному желанию быть мужчиной, порождаемому неуверенностью в своих достоинствах и самоценности как женщины, сочетающемуся со злостью на мужчин и одновременным признанием их превосходства.
В своих работах К. Хорни неоднократно подчеркивала, что у зрелой женщины сексуальность в творческом плане богаче, чем у мужчины. Способность стать матерью определяет направленность ее творческого импульса внутрь себя, в глубины бессознательного, в чем и состоит тайна женственности.
Таким образом, функция материнства составляет, по К. Хорни, «ядро завистливой обиды мужчин на женщин», в то время как «зависть к пенису» у женщины рассматривается как интерес к противоположному полу, который движет развитием женщины. Ограниченной причастностью мужчин к сотворению новой жизни К. Хорни объясняла сублимацию их творческой энергии, направленной вовне — на создание чего-либо нового в различных сферах общественной жизни (государстве, религии, искусстве, науке). Но даже успех в этих областях не может полностью компенсировать то, чего мужчина лишен от природы. Женщина же, даже если она фригидна, способна зачать и родить ребенка, выполняя свою роль самим фактом своего бытия. Мужчина, напротив, всегда должен делать что-то для собственной реализации. Некоторые же попытки утверждать, что женщины есть инфантильные создания, живущие исключительно эмоциями и не способные к ответственности, являются, как считала Хорни, результатом маскулинного стремления снизить самоуважение женщины.
Тем не менее основной природный фундамент отношений между мужчиной и женщиной К. Хорни видела в любви. Она писала: «многоликое чувство, называемое любовью, наводит мосты от одного одиночества к другому. Эти мосты могут быть сказочно красивы, но редко строятся навечно. Часто они не выдерживают груза и рушатся. Вот и другой ответ на поставленный вопрос о том, почему любовь между полами мы видим более отчетливо, чем ненависть, — потому что союз полов предлагает нам величайшие возможности быть счастливыми».
Создатель чарующей концепции аналитической психологии Карл Густав Юнг видел в идее единства двух противоположностей, мужского и женского, архетипический образ. Он считал, что гетеросексуальность, присущая изначально каждому индивиду, требует времени для своего развития и еще не представлена в зрелой форме у младенцев. Юнг не сводил возможности индивидуального развития к какому-либо одному общему принципу, как это сделал 3. Фрейд, а противопоставлял этому идею целостности, индивидуации. К. Юнг рассматривал человеческое, а значит, культурно обусловленное деление полов на мужской и женский. Во время одного из своих самых глубоких инсайтов Юнг отметил, что каждая женщина обладает рядом мужских психологических черт, не являющихся для нее основными, по аналогии с тем, как каждый мужчина имеет регрессивные женские гормоны и хромосомы. Существенную в женщине мужскую часть он назвал анимусом, т. е. воплощением мужского начала в женском бессознательном, а существенную в мужчине женскую часть — анимой, т. е. воплощением женского начала в мужском бессознательном.
Анима и анимус представляют собой психические образы, конфигурации, вырастающие из некоей базисной архетипической структуры и пребывающие между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. Как регуляторы поведения, они проявляют себя наиболее типично, воплощаясь в некоторых фигурах, снах и фантазиях («сон-любовник», «сон-девушка») или в иррациональности женского рассуждения и мужского чувства. В своей исходной «бессознательной» форме анимус является соединением спонтанных, непреднамеренных взглядов, которые оказывают мощное влияние на эмоциональную жизнь женщины, в то время как анима является сходным соединением чувствований, которые влияют (искажающе или как-то иначе) на мужское миропонимание. В результате анимус любит проецировать себя на интеллектуалов, различного рода героев, включая артистов, певцов, чемпионов и т. п. Анима имеет пристрастие ко всему, что бессознательно, темно и пребывает в хаотическом состоянии в женщине, а также к ее тщеславию, холодности, беспомощности и т.д.
Анима и анимус не выступают в качестве специфических свойств противоположного пола, а действуют согласно доминантному принципу мужской или женской природы. В качестве неосознанных психических компонентов анима-анимус предста-вляют возможную угрозу индивидуальности и личным ценностям. Например, мужчина становится переменчивым и несдержанным в проявлении своих настроений и чувств, а женщина — упрямой, деспотичной. Будучи же осознанными, они могут стать необходимыми звеньями в раскрытии творческого потенциала личности, средствами ее индивидуации, побуждающими и помогающими постичь все стихийное и значительное в психической жизни.
Продолжая развитие идей, представленных в концепции К. Юнга, современный аналитик Роберт А. Джонсон рассмотрел глубинные аспекты женской психологии на примере греческого мифа об Эросе и Психее. Р. Джонсон пришел к выводу, что жизненный путь женщины представляет собой непрерывную борьбу и эволюцию по отношению к мужскому образу жизни, находящемуся как вне ее, так и внутри, в качестве собственного анимуса. «Развитие женщины может продолжаться, если анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным «Эго» и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая, где только сможет. Впоследствии он поможет открыть для нее подлинный духовный мир», — пишет автор.
Таким образом, юнгианский подход дает возможность рассматривать личностный рост женщины как творческий процесс, в котором развитию осознанности отводится значительная роль.
Проведенный теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что различия по половому признаку так или иначе выявляются во всех областях человекознания. Собственно же психологические исследования этого вопроса зачастую носят противоречивый характер, как, например, в психоаналитическом подходе.
Глава 2. Использование гештальт-подхода для психологической помощи женщинам
Загадочность образа женщины во все века привлекала внимание ученых, поэтов и художников, но объяснить и понять суть женственности пока так и не удалось. «Она так загадочно таинственна и интуитивна и настолько близка к происхождению жизни вообще, что наука, вероятно, никогда не сможет понять этого», — писала в своей книге «Загадка женственности» американский психолог Бетти Фридман.
Тем не менее в бытии женщиной есть экзистенциальный смысл, осознание которого имеет жизненно важное, философское и духовное значение в процессе ее личностного становления. Наша гипотеза заключается в том, что личностный рост женщины во многом определяется осознаванием и нахождением способов реализации своего женского начала (женственности), и помощь женщинам в этом процессе может быть оказана на базе гештальт-подхода (см. ч. 1, гл. 4).
Психологическая помощь женщинам может быть направлена на актуализацию и осознание ими собственной женственности, соотнесение ее с более широкими представлениями о своей личности, нахождение способов ее проявления в контактах с социальной и, в частности, с профессиональной средой, а также на свободный выбор и принятие ответственности за ее реализацию.
Основные задачи консультирования женщин заключаются, таким образом, в следующем:
работа с актуальностью решения возникающих проблем, прежде всего проблем, вызванных идентификацией с женским полом, т. е. осознание собственных желаний и возможностей как женщины;
соотнесение своего женского начала с представлениями и знаниями о себе, своей личности, принимаемыми социальными ролями, имиджем для последующей ассимиляции этих представлений с результатами предыдущего опыта;
осознание того, как в процессе взаимодействия с окружающей средой «останавливается» проявление собственной женственности, какие виды сопротивления в этом участвуют;
нахождение адекватных способов проявления своего женского начала, признание ответственности за реализацию своей женской роли в контакте с социальным окружением.
Как уже было отмечено, личностный рост связан с изменениями, которые, в свою очередь, невозможны без отказа от старых стереотипов, предубеждений, способов поведения, являющихся проявлением сопротивления, выполняющего функцию защиты от неопределенности новых ситуаций. Следует отметить, что в гуманистической терапии, в том числе и в гештальте, сопротивление рассматривается как естественная реакция, в ряде случаев выполняющая адаптивную роль. В то же время осознание собственных сопротивлений предоставляет возможность для свободного выбора новых способов реагирования на окружающую действительность. В гештальт-подходе, как мы отмечали выше, выделены определенные типы сопротивлений, которые мы рассмотрим на примере женской психологии.
Слияние (конфлуэнция) — неспособность к переживанию отдельности от другого человека, когда не учитываются различия между людьми. К примеру, женщина, испытывая подсознательный страх быть покинутой, одинокой, может использовать обобщающие слова типа: «Мы, женщины ...», «Все женщины ...», «Каждая женщина ...», отдавая преимущество местоимению «Мы» вместо «Я», присоединяясь, таким образом, ко всем представительницам своего пола.
Интроекция как принятие без критической проверки и ассимиляции морали, ценностей, социальных норм, отношений. Примером в нашем случае может служить исторически сложившаяся точка зрения на то, что женщина должна быть «мягкой, податливой, соглашающейся, пассивной и т. п. »
Проекция как тенденция делать окружающим то, что делает сам человек, как процесс приписывания другим свойств, качеств, отношений, верований, чувств и поведения, которые в действительности относятся к самой личности. Например, утверждение о том, что «женщины угнетаемые, бесправные существа», хотя на самом деле женщина сама создает эту ситуацию, чувствуя себя угнетенной и бесправной.
Ретрофлексия — процесс сдерживания собственных чувств и направление их против себя вместо попыток влиять на окружение. У женщин, считающих для себя невозможным выражать, например, агрессию, ретрофлексия часто проявляется в психосоматических симптомах, таких как задерживание дыхания, изменение цвета кожи, появление различных болевых ощущений и т. п.
В другом варианте «слияние» у женщин может выражаться в вере в то, что она обладает исключительной способностью «читать мысли и чувства» других людей.
Дефлексия (отклонение) — процесс ухода от собственного опыта, глубоких переживаний, а также от контактов с окружающими людьми из-за недоверия к ним, боязни испытать боль и разочарование. Дефлексия довольно часто используется как стратегия избегания выбора и проявляется в «дипломатичности», «непрямолинейности» и «вежливой скромности» некоторых женщин.
Внимание ко всем перечисленным видам сопротивлений во многом определяет успех консультирования и психотерапевтической работы, главной целью которых является помощь женщинам в осознании своего женского начала, сопряженном с более глубинной потребностью в заботе о себе:
Американский психотерапевт Дж. Буженталь выделил четыре составляющих этой заботы.
Первая — наличие боли (как душевной, так и физической), страдания, переживания, сигнализирующих человеку о существовании какой-то проблемы, конфликта или кризиса.
Вторая составляющая связана с возникновением надежды на возможность решения данной проблемы, на исцеление.
Третья, названная приверженностью, определяется нахождением и приложением сил, энергии, затратами времени, денег и всего того, что ведет к выходу из кризисной ситуации.
Четвертая — возвращение к своему «Я», осознание собственного внутреннего потенциала для осуществления заботы о себе.
По мнению Дж. Буженталя, первые три составляющие дают основание для начала психотерапевтической работы, а четвертая — становится ее результатом. Таким образом реализуется основной принцип гуманистического подхода, заключающийся в признании права личности самостоятельно проживать свою жизнь, осуществлять свободный выбор собственного пути и нести за это ответственность.
По нашему глубокому убеждению, при консультировании и оказании психологической помощи женщинам данный подход может рассматриваться как предпочтительный. Основанием для подобной точки зрения служит то, что принадлежность к женскому полу (равно как и к мужскому), являясь общим генетическим фактором, отражающимся на социальных и культуральных отношениях между людьми, проявляется через неповторимую индивидуальность каждой женщины (или каждого мужчины). Именно нахождение своего уникального способа быть женщиной (мужчиной) в быстро меняющемся современном мире служит одним из показателей личностного роста.
Помощь в личностном росте может быть оказана как в индивидуальной, так и в групповой форме, каждая из них имеет свои особенности и преимущества, о которых говорится в других главах данной книги. Здесь отметим только, что тренинг личностного роста женщин, проводимый в группе, предоставляет следующие возможности:
получение обратных связей и эмоциональной поддержки от участниц группы;
облегчение благодаря этому процессов самоисследования и раскрытия индивидуальной неповторимости своей женской сущности;
расширение и разнообразие контактов с другими людьми, а также способов самореализации в этих контактах.
Работа в женских группах позволяет:
провести дискуссию об актуальности реализации собственной женственности;
предоставить участницам группы возможность узнать и проявить свое женское начало путем практического экспериментирования с различными способами его выражения через внешность, одежду, тело, движения, танец, чувства, фантазии и слова;
определить, с какими качествами личности связывается понятие женственности и какие чувства вызывает проявление этих качеств, осознать собственные сопротивления в связи с этим;
помочь сделать выбор по принятию или отвержению определенных способов реализации своего женского начала;
интегрировать выявленные противоположности в своей женской сущности, ассимилировать новый опыт, научиться отвечать за себя и заботиться о себе.
Все перечисленное, по сути, так или иначе реализуется и в индивидуальной консультативной работе, и в форме самопомощи в процессе духовного личностного роста.
Используемые методы могут быть весьма разнообразными — от психодиагностических тестов до упражнений, связанных с фантазированием, концентрацией и медитацией. Рассмотрим в качестве примера три группы методических процедур, характерных для гештальт-терапии. К ним относятся:
1. Работа с креативной экспрессией: эмоциональное и телесное воплощение в танце.
2. Работа с фантазиями: рисунок мандалы и направляемое
воображение.
3. Работа с полярностями.
Работа с креативной экспрессией. Эмоциональное и телесное воплощение в танце
В гештальт-подходе разум и тело рассматриваются как целостная система. Современные гештальт-терапевты не следуют за Перлзом в его крайне отрицательном отношении к любому интеллекту ализированию, а стремятся создать «союз головы, сердца и тела». Мысль не может рассматриваться ни в отрыве от эмоций, ни в отрыве от тела. Концепция заключается в том, что стрессы, эмоциональные травмы и незавершенные дела часто являются причинами блокирования энергии в теле («мышечный панцирь», по В. Райху), и только через работу с телом возможен ее выход. Цель гештальт-терапии заключается в пробуждении способности чувствовать, переживать, приобретать опыт. В этом смысле танец является тем психотерапевтическим средством, которое дает возможность соприкоснуться со своими ранее не осознаваемыми переживаниями через эмоциональное и телесное участие в танцевальном действии. Экспрессия в танце, усиливающая выразительность чувства, способствует осознаванию. С экзистенциальных позиций — «все есть во всем», «мы есть все, что мы делаем». Танец, таким образом, способствует осмыслению, переводя чувства в действия, а действия — в понимание. Благодаря телесному и эмоциональному воплощению в танце происходит более глубокое осознание собственного «Я». Это креативный способ реализовать себя, сделать себя реальным, живым. Участие, переживание в танце дают шанс войти в контакт с собой, почувствовать себя и свои возможности во взаимодействии с другими людьми. Инициированные действия в танце есть творческое выражение невыраженного, завершение гештальта. Танец способствует спонтанному проявлению своей индивидуальности, снимает блоки и сопротивления.
Известна склонность и любовь женщин к танцам, поэтому танцевальную терапию можно считать актуальным и адекватным методом работы в женской группе, а также прекрасным способом саморазвития. Наш опыт показывает, что в танце происходит поляризация собственной женственности и возникают новые переживания по этому поводу: растерянность, раздражение, грусть, желание побыть в одиночестве. Часто женщины изначально противопоставляют свою «женскую» мягкость, незащищенность, миниатюрность «мужским» чертам: силе, напористости, независимости. Во многом — это проявление интроектов, сформированных в результате воспитания и общественных установок, таких как «женщина не должна быть сильной», «женщина — подчиненное . г существо» и т. п.
В связи с этим хочется еще раз отметить, что эмоциональное и телесное воплощение в танце позволяет раскрыть новые возможности креативного выражения женственности, поисследо-вать и поэкспериментировать, используя усиление, преувеличение, гротескное выражение своих чувств и образов, возникающих в танцевальном движении. При этом огромное влияние оказывает музыка, которая может быть подобрана в соответствии с собственными желаниями и потребностями в помощь актуализации и осознаванию своей индивидуальности, принятию полярных качеств.
Работа с фантазиями: рисунок-мандала и направляемое воображение
Креативности в гештальт-подходе уделяется огромное внимание, так как одним из базовых понятий в нем является творческое приспособление. В смысле же своей экзистенциальной ориентации гештальт-терапия сродни искусству. Фантазии также дают возможность исследовать и апробировать новые способы поведения в безопасном окружении в ситуации «здесь и теперь».
То, что рождается в процессе фантазирования и воображения, является спонтанной продукцией, соответствующей зачастую подавленным аспектам «Я», которые в процессе работы с ними пе-
реносятся на реальную почву, что облегчает процесс осознавания и идентификации.
Существуют разнообразные способы работы с фантазиями. Одним из вариантов, применяемых нами, является рисунок-мандала, рассматриваемый как вид терапии искусством. Он используется для помощи в осознании представленности женских качеств во внутриличностном субъективном пространстве женщины.
Мандала — санскритское слово, означающее магический круг. Символическая форма мандалы обнаружена не только на Востоке, в средние века существовали специфические христианские мандалы. К. Юнг отмечал, что мандалы являются «орудиями, с помощью которых в бытие образуется порядок». Он интерпретировал мандалу как выражение психики, в частности, самости, как символ центра личности. Исходя из этого, рисунок мандалы есть некий путь к завершению гештальта, осознанию и интеграции противоположных, в нашем случае полярных, качеств женственности.
Для работы с рисунком-мандалой необходимо выбрать четыре качества, отражающих собственную женственность. К ним подбираются четыре любых цвета, в круге на листе бумаги рисуется мандала, а затем ей дается название. Далее проводится обсуждение по следующим вопросам: о 'чем говорит рисунок в целом и отдельные его детали и цвета; что самое главное в мандале, что в ней устраивает, а что — нет, какие чувства и ассоциации она вызывает, что хочется изменить в рисунке.
Основываясь на опыте использования рисунка-мандалы в тренинге личностного роста женщин, можно сделать следующие обобщения.
Мандалы представляют собой зачастую поразительно интересные, гармоничные, абстрактно символические либо конкретно-сюжетные изображения, в которых присутствуют как мифологические и космические образы, так и изображения цветов, растений, животных (чаще змей и кошек). В рисунках используется вся гамма цветов — от желтого, красного, малинового, фиол