II.1.3. Методологические основы гуманизации педагогического процесса
В последние годы предпринимаются серьезные попытки практически решать проблему гуманизации образования в целом на уровне региона или мегаполиса. Разрабатываются соответствующие концепции, на основе которых предпринимаются научные исследования, изучается опыт учреждений образования и конкретных педагогов, вырабатываются новые методологические подходы к критериальным оценкам сущности гуманистического подхода и подготовке учителя к его осуществлению (С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, И.А. Колесникова, М.А. Молчанов, Е.Н. Шиянов и др.).
Однако проведенные исследования свидетельствуют о том, что гуманизация школы еще не стала реальностью, у большинства педагогов цель обучения превалирует над личностным подходом. Гуманизация понимается многими из них в упрощенном толковании (гуманизация содержания образования - 64%, обновление содержания традиционных предметов - 61%,введение разноуровневых учебных курсов – 5 % учителей и т.п.). Часто учитель остается авторитарным не потому, что не знает преимуществ гуманистического подхода, а потому, что это знание не вошло в его мотивационную сферу.
Гуманизация образования – многоплановое явление, которое осуществляется одновременно на нескольких уровнях: в рамках воспитательной системы, на уровне разнообразных педагогических процессов и в практической деятельности конкретных работников образовательных учреждений.
В качестве принципов гуманизации могут быть предложены следующие: ценностно-смыслового антропологизма; ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка; двудоминантности педагогического процесса; приоритета воспитания; природосообразности и культуросообразности; субъективности позиции участников педагогического процесса. Они сформулированы на основе одной ведущей идеи – идеи созидания человека (И.А. Колесникова).
Первый принцип указывает на понимание человека как меры целесообразности любой педагогической деятельности. Второй предполагает учет жизненных смыслов, потребностей и интересов как ребенка, так и взрослого, как педагога, так и воспитанника. Суть третьего восходит к глубинным источникам отечественной педагогической культуры, для которой «строительство внутреннего человека», его нравственного стержня, способного придать устойчивость в изменяющихся внешних условиях жизни, во все века было значительно важнее, чем некая сумма знаний. Последние три принципа определяют позиции педагога и воспитанника как субъектов и представления о многомерности человека как существа.
Критериями гуманизации целостного педагогического процесса могут служить личностно гуманная ориентация воспитателя; ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка; потребность и возможность взрослого выдвигать и корректировать цели обучения и воспитания по уровню реальной педагогической практики; язык формулировки целей педагогического процесса и воспитательной деятельности, в котором заложена динамика развития личности, индивидуальности, межличностных отношений; сохранение здоровья, его укрепление, соблюдение экологии человека и образования; возможность движения воспитателей от рецептурной модели профессионального поведения к концептуальной; качество отношений как субъект-субъектных связей и ценностно-смыслового взаимодействия.
Теоретический анализ и синтез позволяют выделить на вышеизложенной методологической основе главные психолого-педагогические требования к гуманизации целостного педагогического процесса:
1) наличие целостной системы воспитательно-образовательной работы в семье, детском саду и школе, т.е. организованной совокупности гуманных целей, содержания, форм и методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь, функционирующих как открытая педагогическая система;
2) понимание и принятие всеми участниками целостного педагогического процесса человека как меры целесообразности и результативности всей воспитательно-образовательной деятельности: профессионализма и родительской компетентности, адекватности развивающих условий, атмосферы воспитательного сообщества, качества педагогической системы;
3) личностно гуманная ориентация воспитателей, основанная на гуманистическом мировоззрении и гуманитарной культуре, обеспечивающая ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого, восстановление культурообразующей функции воспитателя;
4) личностно ориентированные модели, способы и формы общения воспитателей и воспитанников, качество которых определяется наличием субъект-субъектных связей и ценностно-смыслового взаимодействия, обеспечивающих психологическую защищенность ребенка, развитие его индивидуальности, расширение степени свободы развивающегося субъекта самосознания, деятельности и общения;
5) уважение личности и принятие индивидуальности каждого ребенка, определение качеств личности в зависимости от качества целостного педагогического процесса;
6) рациональная и оптимальная организация целостного педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм, методов и требований к ребенку, учитывающая зону его актуального и ближайшего развития, и способствующая сохранению и укреплению его здоровья;
7) взаимодействие воспитателей детского сада, учителей начальных классов и родителей в целостном педагогическом процессе, их взаимная ответственность за его результаты, выраженные в развитии личности ребенка как мере всех вещей.
Итак, гуманизация целостного педагогического процесса – это ориентация его целей и результатов на ребенка как высшую ценность, изменение мировоззрения его участников на основе идей гуманизации; развитие их гуманитарной культуры; восстановление на этой основе культурообразующей функции воспитателя; создание условий для природосообразного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья; очеловечение отношений на основе личностно ориентированной модели взаимодействия, создающей предпосылки для развития личностей воспитуемых и воспитателей как субъектов самосознания, деятельности и общения, проявления их творческой активности.