Процедура психологического исследования семьи
В процедуре психологического изучения семьи можно выделить два направления. Первое направление реализуется в форме беседы-интервью и состоит из нескольких этапов. Второе направление представлено комплексным экспериментальным изучением проблем семьи.
Рассмотрим содержание первого направления.
Первый этап. Знакомство. Установление контакта и необходимого уровня доверия и взаимопонимания.
Второй этап. Определение проблемы. Здесь выделяют два подэтапа: определение проблемы со слов родителей и диагностика состояния ребенка.
Третий этап. Формулирование реальных проблем.
Четвертый этап. Определение способов, с помощью которых проблема или проблемы могут быть решены.
Пятый этап. Подведение итогов, резюме, закрепление понимания проблемы в формулировке психолога.
Первый этап и часть второго этапа (исключая диагностику состояния ребенка) проводятся психологом со всеми присутствующими членами семьи. С целью овладения полной информацией о процессах, имеющих место в данной семье, психолог устанавливает доверительный контакт с каждым из ее членов. Специальными приемами (жестами, мимикой, интонацией голоса и содержанием фраз) он настраивает близких больного ребенка на глубокое и серьезное изучение проблем семьи, а также стимулирует их собственной позицией на поиск адекватного решения. Трудности, на которые обычно жалуются родители больных детей, чаще всего касаются:
- - проблем ребенка, возникающих в процессе его обучения, воспитания или лечения;
- - взаимоотношений ребенка с матерью (его послушание - непослушание, агрессивность - ласковость, нежность к матери);
- - отношений ребенка с сибсами (здоровые дети тяготятся больными братом или сестрой, стесняются их);
- - отношений ребенка с другими детьми в школе, детском саду, на улице (здоровые дети дразнят, обижают больного ребенка, они не хотят с ним общаться; показывают на него пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его физические недостатки);
- - отношений ребенка с дедушкой и бабушкой (в одних случаях бабушка и дедушка жалеют больного ребенка, "заласкивают" его, в других - мать ребенка жалуется на то, что бабушка и дедушка не желают поддерживать с больным ребенком связь; со стороны больного ребенка может проявляться грубость или агрессия по отношению к бабушке и дедушке);
- - отношений ребенка с учителем, воспитателем в детском саду, в школе (родители жалуются, что учитель недооценивает, занижает возможности их ребенка);
- - отношений между матерью и отцом ребенка (треть семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, - неполные);
- - отношений отца (матери) к ребенку (отвержение или принятие ребенка и полное посвящение себя его проблемам);
- - оценки матерью (отцом) отношения отца (матери) ребенка к нему и к нормальным сибсам (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессии) и др.
Психолого-педагогическое изучение ребенка осуществляется с помощью соответствующих методик и в рамках известного в отечественной дефектологической науке традиционного подхода. В зависимости от степени выраженности нарушений в интеллектуальной, двигательной, речевой или эмоционально-волевой сферах психолог ставит перед собой задачу по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер формирования личностных черт больного ребенка.
Содержание работы на третьем этапе включает главную цель, с которой обращаются родители ребенка к психологу. Эта цель - определение психологом реальной проблемы на основе объективного анализа данных. Практика показывает, что реальная формулировка проблемы семьи в большинстве случаев возможна лишь при ее переосмыслении и обличении в новую формулу.
На четвертом этапе психолог предлагает родителям оптимальные способы решения их проблем. К ним могут быть отнесены:
- - правильный выбор программы обучения и типа специального (коррекционного) образовательного учреждения для ребенка;
- - организация коррекционной работы с ребенком в домашних условиях;
- - обучение родителей навыкам воспитания ребенка с отклонениями в развитии;
- - формирование у ребенка адекватных отношений со всеми членами семьи и с другими лицами (в образовательном учреждении);
- - изменение позиции родителей относительно "бесперспективности" развития их ребенка;
- - установление позитивного климата и адекватных взаимоотношений между всеми членами семьи.
Одновременно психолог осуществляет поиск дополнительных мер, которые могут быть необходимы для решения основной проблемы. Он дает подробные разъяснения по поводу того, что надо делать и как осуществлять работу по каждому из перечисленных выше направлений.
Последний этап посвящен подведению итогов первичного психологического исследования семьи. Одновременно психолог изучает на эмпирическом уровне готовность родителей к преодолению проблем и определяет степень помощи, в которой они нуждаются.
Следует учитывать, что для достижения понимания интерпретации проблемы, даваемой консультантом, родителям необходимо время для обдумывания и для формирования нового взгляда на проблему. Одновременно у них может возникнуть неудовлетворенность результатами консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае следует убедить родителей в необходимости проведения дополнительных бесед, а также в целесообразности проведения психодиагностической процедуры по отношению к ним самим.
Организация и проведение комплексной личностной и семейной диагностики (второе направление) может проводиться также в несколько этапов (дней) в зависимости от возникновения в этом потребности.
Контрольные вопросы и задания
- Назовите задачи психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.
- Какие правила соблюдаются при проведении беседы с родителями проблемного ребенка?
- Перечислите этапы работы по психологическому изучению семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.
- Какова конечная цель социально-педагогического и психологического изучения семьи ребенка с нарушениями развития?
Литература
Основная
- Альманах психологических тестов. - М., 1995.
- Бурлачук Р.Л., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1997.
- Практическая психодиагностика: Методики и тесты. - Самара, 1998.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980.
Дополнительная
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие. - М., 2002.
- Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1998. - № 4.
- Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1999. - № 3.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Примерная программа дисциплины
Психолого-педагогическая диагностика
Рекомендовано
Министерством образования Российской Федерации для специальностей:
031500 - Тифлопедагогика, 031600 - Сурдопедагогика, 031700 -
Олигофренопедагогика, 031800 - Логопедия, 031900 - Специальная
психология, 032000 - Специальная дошкольная педагогика и психология
1. Цель и задачи дисциплины.
Цель данной дисциплины - ознакомление студентов с методологией и практикой изучения нарушений развития и комплектования коррекционно-образовательных учреждений.
Основные задачи дисциплины:
- - обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам психодиагностики нарушений развития;
- - сформировать у студентов практические навыки своевременного выявления нарушений развития у детей;
- - сформировать навыки психологического и педагогического изучения детей с учетом имеющихся нарушений;
- - обеспечить усвоение нормативных и практических материалов по вопросам комплектования специальных образовательных учреждений (дошкольных и школьных).
2. Требования к уровню подготовки студента.
В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими знаниями:
- - теоретико-методологическими основами психодиагностического процесса;
- - современными подходами к организации и методическому обеспечению изучения детей с отклонениями в развитии;
- - основными психодиагностическими методиками и путями анализа;
- - системой отбора детей в специальные образовательные учреждения. Студент должен уметь:
- - выявлять в детской популяции детей с отклонениями в развитии;
- - проводить психолого-педагогическое изучение детей с разными нарушениями;
- - на основании диагностики определять пути коррекционной работы;
- - квалифицированно решать вопрос о направлении ребенка в специальное образовательное учреждение (школьное или дошкольное) и об организационных формах обучения.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид занятий | Всего часов | Семестр |
Общая трудоемкость (по ГОСВПО) | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции | X | |
Практические занятия (семинары) | X | |
Лабораторные работы | X | |
Самостоятельная работа (в часах) | 34 (работа с литературой) | |
Указать другие виды работы, в том числе курсовые проекты, рефераты | X | |
Вид итогового контроля | Экзамен |
4. Содержание дисциплины.
4.1. Разделы дисциплины и виды учебных занятий.
№ п/п | Наименование темы | Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы |
1. | Предмет, задачи, теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики (ППД) | X | - | - |
2. | Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей | X | X | X |
3. | Психолого-педагогическая диагностика в системе психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития | X | X | X |
4. | Дифференциальная диагностика | X | X | X |
Примечание. X - часы распределяются произвольно.
4.2. Содержание разделов дисциплины.
1. Предмет, задачи, теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики. Место психодиагностики в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями развития. Задачи ППД: выявление детей с проблемами в развитии, определение их образовательных
потребностей; определение путей коррекции и компенсации нарушений; определение оптимального педагогического маршрута. Теоретико-методологическая основа ППД. Взгляды Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, В.И. Лубовского на проблему изучения нарушений развития.
Принципы ППД: комплексность, системный анализ нарушений, динамическое изучение, качественно-количественный анализ результатов.
Роль ППД на разных этапах развития ребенка. Прогностическое значение психодиагностики нарушений развития.
2. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. Психологические средства. Основные методы ППД - наблюдение, эксперимент. Дополнительные методы - анализ документации, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности ребенка. Наблюдение. Естественный психолого-педагогический эксперимент. Патопсихологический эксперимент. Обучающий эксперимент. Экспериментально-психологические методики изучения познавательной деятельности и личности. Методы изучения речи.
Дифференциальная психометрия. Тестирование: репрезентативность, надежность, валидность тестов.
Нейропсихологическое изучение детей. Рисуночные тесты: их место в изучении ребенка с отклонениями в развитии.
Психодиагностическая процедура. Нормативные требования к организации и проведению обследования детей с отклонениями в развитии. Методическое обеспечение психодиагностического процесса. Заключение по результатам психологического изучения ребенка.
Особенности обследования детей в зависимости от возраста и характера нарушений (сенсорные, моторные, речевые).
Педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии в условиях образовательного учреждения. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с нарушением развития: ее назначение, требования к составлению, использование в практике образовательных учреждений.
3. Психолого-педагогическая диагностика в системе психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития. Психолого-педагогическая диагностика и ее значение для организации психокоррекционных, психопрофилактических мероприятий, психолого-педагогического консультирования и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.
Психолого-педагогический консилиум (ПМПк) образовательного учреждения: состав, задачи, организация и содержание деятельности, документация.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Нормативно-правовая база деятельности. Цель, задачи, состав, организация работы. Оборудование для обследования детей. Документация. Особенности изучения детей в ПМПК. Психолого-педагогический диагноз.
Психолого-медико-педагогическая консультация. Задачи, организация и содержание работы.
4. Дифференциальная диагностика. Понятие "сходные состояния", "дифференциально-диагностические критерии". Задачи дифференциальной диагностики.
Значение дифференциальной диагностики для комплектования специальных образовательных учреждений и организации коррекционно-развивающего процесса.
Особенности дифференциального диагноза при интеллектуальных, речевых, сенсорных, двигательных нарушениях, при сложных (комплексных) дефектах.
Отграничение умственной отсталости от сходных состояний как важнейшая задача дифференциальной диагностики. Основные критерии отграничения умственной отсталости от сходных состояний.
4.3. Лабораторный практикум.
- Участие в психолого-педагогическом изучении детей в специальном образовательном учреждении.
- Изучение документации на ребенка, представленного на ПМПК.
- Демонстрация психодиагностического обследования ребенка 6 - 9 лет с предполагаемой умственной отсталостью; обсуждение результатов, написание заключения.
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
5.1. Рекомендуемая литература.
Основная
- Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 5. - С. 257 - 321.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995.
- Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. - М., 1998.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1998.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. - М., 2000.
- Методы обследования речи у детей / Под общ. ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. - М., 1996.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 1998.
Дополнительная
- Ветер A.A., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972.
- Кононова М.П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. - М., 1963.
- Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. - М., 1991.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. - М., 2000.
- Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. А.В. Семенович. - М., 1998.
- Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. - М., 1990.
5.2. Средства обеспечения дисциплины. Для обеспечения освоения дисциплины необходимы лаборатории, классы.
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Для обеспечения данной дисциплины необходимы:
- - лаборатории;
- - классы, оборудование различными средствами ТСО (компьютеры, видео- и аудиоаппаратура);
- - учебные и методические пособия (учебники, программы, сборники упражнений и т.д.);
- - наглядные пособия.
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
Темы для самостоятельной работы
- Задачи ППД.
- Виды диагностики (общая характеристика).
- Принципы ППД.
- Методы ППД.
- Роль ППД на разных этапах развития ребенка.
7.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.
- Психолого-педагогическое изучение умственно отсталых дошкольников.
- Психолого-педагогическое изучение умственно отсталых школьников.
- Психолого-педагогическое изучение дошкольников с ЗПР.
- Психолого-педагогическое изучение младших школьников с ЗПР.
- Психолого-педагогическое изучение дошкольников с ОНР.
- Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
- Психолого-педагогическое изучение школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
- Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушением зрения.
- Психолого-педагогическое изучение школьников с нарушением зрения.
- Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушением слуха.
- Психолого-педагогическое изучение школьников с нарушением слуха.
7.3. Примерный перечень вопросов к экзамену.
- Задачи ППД.
- Теоретико-методологическая основа ППД нарушений развития.
- Виды диагностики (скрининг-диагностика, психолого-педагогическая, дифференциальная диагностика).
- Принципы ППД.
- История развития методов изучения детей с проблемами в развитии.
- Роль ППД на разных этапах развития ребенка.
- Методы ППД.
- Соотношение основных и дополнительных методов в изучении ребенка с нарушением развития.
- Метод наблюдения. Роль педагогического наблюдения для изучения детей с проблемами в развитии.
- Естественный психолого-педагогический эксперимент.
- Метод эксперимента. Экспериментально-психологические методики.
- Обучающий эксперимент, его значение для изучения детей с проблемами в развитии.
- Тестирование, его роль в изучении детей с нарушениями развития.
- Рисуночные тесты, их значение для психодиагностики нарушений развития.
- Психолого-педагогический консилиум. Состав, задачи, организация и содержание работы.
- Психолого-медико-педагогическая комиссия, нормативно-правовая база. Состав, организация и содержание работы по комплектованию специальных образовательных учреждений.
- Организация обследования ребенка в ПМПК.
- Дифференциальная диагностика. Ее задачи.
- Сходные состояния. Дифференциально-диагностические критерии разграничения сходных состояний.
- Основные критерии разграничения умственно отсталых детей и сходных состояний.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям:
- 031500 - Тифлопедагогика,
- 031600 - Сурдопедагогика,
- 031700 - Олигофренопедагогика,
- 031800 - Логопедия,
- 031900 - Специальная психология,
- 032000 - Специальная дошкольная педагогика и психология.
Программу составила доктор психологических наук, профессор МГОПУ И.Ю. Левченко.
Программа одобрена на заседании Учебно-методического совета по специальной психологии и коррекционной педагогике.
Протокол № 1 от 14 октября 2000 г.
Приложение 2
Примерное положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (№ 27/90.1-6 от 27.03.00)
I. Общие положения.
1.1. Примерное положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (в дальнейшем ПМПк) как структурного подразделения психолого-медико-педагогической службы (далее ПМПС) в системе образования в качестве ее низового звена, оказывающего помощь детям со специальными образовательными потребностями.
1.2. ПМПк представляет собой объединение специалистов данного образовательного учреждения, составляющее ядро психолого-медико-педагогической службы образовательного учреждения, организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динамического диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности адаптации к условиям данного образовательного учреждения в связи с отклонениями в развитии.
1.3. ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на участке в работе консилиума. При наличии в образовательном учреждении трех и более классов, групп специального, коррекционно-развивающего (компенсирующего) типа постоянные специалисты ПМПк имеют право на 20%-ную надбавку к заработной плате.
1.4. ПМПк в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Примерным положением, уставом общеобразовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации "Об образовании".
II. Цель и задачи Психолого-медико-педагогического консилиума.
2.1. Целью ПМПк является определение и организация в рамках данного образовательного учреждения адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.
2.2. В задачи ПМПк образовательных учреждений входит:
- - выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
- - выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
- - разработка рекомендаций учителю, воспитателю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;
- - отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;
- - определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью вычленения "группы риска";
- - решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. При необходимости - перевод в специальный (коррекционно-развивающий, компенсирующий и т.п.) класс, выбор соответствующей формы обучения (индивидуальное, на дому; смешанное; экстернат, домашнее и др.);
- - при положительной динамике и компенсации отклонений в развитии - определение путей интеграции ребенка в классы, работающие по основным образовательным программам;
- - профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды;
- - подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;
- - организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе Психолого-медико-педагогического консилиума; при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также - отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк более высокого уровня.
III. Организация деятельности и состав ПМПк.
3.1. ПМПк организуется на базе любого образовательного учреждения независимо от типа и вида.
3.2. ПМПк утверждается приказом директора образовательного учреждения.
3.3. Общее руководство ПМПк возлагается на директора образовательного учреждения.
3.4. ПМПк работает во взаимодействии с вышестоящими структурными подразделениями Психолого-медико-педагогической службы.
3.5. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей или сотрудников образовательного учреждения. В случае инициативы сотрудников образовательного учреждения должно быть получено согласие на обследование родителей (иных законных представителей).
При несогласии родителей (иных законных представителей) специалистами ПМПк должна проводиться работа по формированию у них адекватного понимания проблемы, исходя из интересов ребенка. Во всех случаях согласие родителей должно быть подтверждено их заявлением. Прием подростков старше 12 лет, обратившихся к специалистам ПМПк, допускается без сопровождения родителей.
3.6. Обследование ребенка должно осуществляться с учетом требований профессиональной этики. Специалисты ПМПк обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в заключении.
3.7. Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально, при необходимости - в присутствии родителей (иных законных представителей).
3.8. ПМПк имеет право затребовать следующие документы:
- - свидетельство о рождении ребенка;
- - подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда (в зависимости от имеющихся отклонений в развитии ребенка). При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медсестра ПМПк направляет запрос соответствующим медицинским специалистам;
- - педагогическое представление (характеристику);
- - письменные работы по русскому (родному языку), математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
3.9. Результаты обследования ребенка протоколируются, отражаются в заключении, которое составляется коллегиально и является основанием для реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию, лечению, при необходимости - по профориентации и трудоустройству, а также социальной и трудовой адаптации. Все сведения вносятся в журнал регистрации консилиумов и Карту развития ребенка.
3.10. В диагностически сложных или конфликтных случаях специалисты ПМПк направляют ребенка в муниципальную ПМПК либо в другие диагностико-коррекционные учреждения. Возможна также организация пробного диагностического обучения на базе уже существующих, а также вновь создаваемых специальных классов данного образовательного учреждения.
3.11. В ПМПк ведется следующая документация:
- - журнал предварительной записи детей на ПМПк;
- - журнал регистрации плановых и внеплановых консилиумов;
- - Карта развития ребенка с краткими обобщенными заключениями специалистов, окончательным коллегиальным заключением ПМПк, дневником (листом-вкладышем) динамического наблюдения, листами коррекционной работы специалистов;
- - список специалистов ПМПк;
- - график плановых консилиумов (не реже одного раза в четверть);
- - списки классов (групп) коррекционно-развивающей, иной специальной образовательной направленности, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПк;
- - нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов ПМПк.
3.12. Рекомендуемый состав ПМПк: заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), прошедший спецподготовку; учитель (классный руководитель) или другой специалист, представляющий ребенка на ПМПк; учителя с большим опытом работы; учителя классов коррекционно-развивающего обучения; учитель-логопед (и/или учитель-дефектолог); педагог-психолог; врач (педиатр, невропатолог или детский психиатр); медсестра. При отсутствии специалистов они привлекаются к работе консилиума на договорной основе.
3.13. Дети, направленные классным руководителем на обследование в ПМПк, а также все учащиеся специальных классов (коррекционно-развивающих, компенсирующих) находятся под наблюдением специалистов ПМПк в течение всего периода пребывания в данном образовательном учреждении. Все изменения формы или вида обучения в рамках одного и того же образовательного учреждения фиксируются в Карте развития ребенка.
3.14. Председатель и специалисты, участвующие в работе ПМПк, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование на ПМПк или находящихся на коррекционно-диагностическом и коррекционно-развивающем, ином специальном обучении.
IV. Подготовка и проведение ПМПк.
4.1. ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.
4.2. Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии, но не реже одного раза в четверть проводятся плановые ПМПк, на которых осуществляется анализ состава, количества и динамики развития учащихся, нуждающихся в психолого-медико-педагогической диагностико-коррекционной помощи.
4.3. Деятельность плановых консилиумов направлена на:
- - анализ процесса выявления детей "группы риска", а также ее количественного и качественного состава (учащиеся классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения, дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабо успевающие дети);
- - определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в данных образовательных условиях;
- - профессиональная квалификация динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.
4.4. Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (в первую очередь - учителей), непосредственно работающих с ребенком.
Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.
Задачи внепланового консилиума следующие:
- - решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
- - внесение изменений в индивидуализированные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.
4.5. В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребенка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение планового или внепланового ПМПк (в соответствии с графиком плановых ПМПк).
4.6. ПМПк проводится не позже 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями).
4.7. Председатель включает в состав ПМПк кроме постоянных специалистов сотрудников образовательного учреждения, непосредственно работающих с ребенком, направивших ребенка на ПМПк, и др. Председатель ставит в известность специалистов ПМПк о необходимости обследования ребенка.
4.8. В период с момента поступления запроса и до ПМПк каждый специалист ПМПк проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время этого обследования с учетом реальной возрастной и психофизической нагрузки.
4.9. Каждый специалист ПМПк составляет заключение по данным соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации.
4.10. На период реализации рекомендаций, разработанных специалистами ПМПк, ребенку назначается ведущий специалист, отслеживающий эффективность и адекватность индивидуальной коррекционно-развивающей программы и выступающий с инициативой повторных обсуждений динамики развития ребенка на ПМПк.
4.11. Решением ПМПк ведущим специалистом назначается в первую очередь педагог (классный руководитель) класса, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу.
4.12. ПМПк проводится под руководством председателя, а в его отсутствие - заместителя председателя, назначаемого председателем или руководителем образовательного учреждения.
4.13. Ведущий специалист докладывает свое заключение о ребенке на ПМПк и оформляет протокол. Каждый специалист, участвующий в обследовании и/или коррекционно-развивающей работе с ребенком, в устной форме дает свое заключение на ребенка. Последовательность представлений специалистов определяется представителем ПМПк. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку также фиксируется в Карте развития ребенка и подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
4.14. Результаты ПМПк доводятся до сведения родителей (иных законных представителей). Предложенные рекомендации реализуются только при отсутствии возражений со стороны родителей (иных законных представителей).
4.15. Не реже одного раза в четверть (плановые ПМПк) на основании устных представлений специалистов, непосредственно работающих с ребенком, в дневник динамического наблюдения Карты развития ребенка вносятся сведения об изменениях в его состоянии в процессе реализации рекомендаций, составляется краткое обобщенное письменное заключение и перечень корректировок, внесенных в рекомендации.
4.16. При направлении ребенка на муниципальную или региональную ПМПК заключение, составленное на основании сведений, содержащихся в его Карте развития, представляется одним из специалистов ПМПк, сопровождающих ребенка вместе с родителями, или отправляется по почте.
Приложение 3
Рабочие материалы ПМПК1
Рекомендуемая форма календарного планирования деятельности ПМПК