Правила построения программ исследования

Предварительное составление программы психологического исследования - неотъемлемая часть процедуры психологической диагностики. Программа экспериментально-психологического исследования определяет набор конкретных методик, тактических приемов их проведения и саму последовательность предъявления.

При исследовании детей с тяжелыми нарушениями на предварительном этапе (до собственно экспериментально-психологического и/или нейропсихологического исследования) помимо обычного сбора анамнеза, анализа документов и пр. может оказаться полезным составление так называемой шкалы навыков, необходимых для социальной и бытовой адаптации, предложенной И.Ю. Левченко (2000). Она представляет собой анализ возможностей ребенка по ряду следующих параметров.

Навыки, необходимые для социальной адаптации:

  • пользование ванной;
  • забота о волосах, ногтях;
  • вытирание полотенцем;
  • пользование общественным туалетом;
  • надевание одежды и обуви и уход за ними;
  • употребление основной кухонной утвари;
  • умение пользоваться газовыми и электрическими плитами;
  • использование шкал и мер;
  • приготовление простых блюд;
  • выполнение основных домашних поручений;
  • простая стирка и глажение;
  • пользование телефоном и умение сделать вызов срочных служб (врача, пожарных);
  • самостоятельное пользование общественным транспортом и знание правил пешехода;
  • овладение основными предосторожностями против возникновения пожара;
  • умение обратиться за помощью в случае необходимости;
  • распознавание цвета;
  • понимание показаний часов с латинскими и арабскими цифрами на циферблате;
  • пользование будильником;
  • совершение простых счетных операций;
  • устный счет;
  • знание денежных купюр и монет;
  • умение сделать мелкие покупки за наличный расчет;
  • умение отправить письмо, написать имя и адрес;
  • знание социально значимых слов и символов;
  • умение правильно стоять, сидеть и ходить;
  • прием лекарств по назначению, оказание элементарной первой помощи.

Социальные навыки:

  • установление и поддержание отношений с окружающими, умение получать удовлетворение от этих отношений;
  • умение правильно реагировать на замечания;
  • проявление нормальной реакции на доброту и любовь;
  • владение основными речевыми навыками;
  • умение начать разговор;
  • пользование формулами вежливости: "пожалуйста", "спасибо" и др.;
  • умение обратиться за советом;
  • умение пользоваться столовой;
  • умение назначить встречу и быть вовремя при приглашении;
  • умение пригласить и развлечь дома гостей;
  • осознание опасности вредных привычек (курения, употребления алкоголя);
  • осознание моральных норм, относящихся к сексуальному поведению;
  • знание функций таких государственных учреждений, как милиция, больница.

Трудовые навыки:



  • способность следовать простым инструкциям;
  • употребление простых инструментов;
  • выполнение обычных домашних обязанностей;
  • способность переносить усталость;
  • принятие указаний и руководства;
  • принятие ответственности;
  • принятие роли подчиненного;
  • пунктуальность;
  • умение устанавливать отношения в процессе работы.

Отдых и развлечения:

  • умение организовать свободное время;
  • установление дружеских отношений; участие в клубных занятиях и кружках;
  • увлечение чем-либо (хобби);
  • посещение библиотек и музеев;
  • понимание в доступных пределах произведений искусства;
  • способность танцевать;
  • умение посещать кинотеатры и другие места развлечений.

Итак, после осуществления предварительной работы необходимо подобрать соответствующие методики и разработать последовательность их предъявления.

Выбору правильной последовательности предъявления методик не всегда придается должное значение, тогда как на практике это может быть очень важным фактором, определяющим информативность и достоверность исследования. Обычно вначале, после беседы, дают относительно несложные и нейтральные задания, так как на этом этапе еще идет установление контакта с подростком, "прощупывание" его возможностей и личностных реакций на исследование. Затем задания усложняются. Характер заданий лучше варьировать: например, не рекомендуется сначала предъявить все методики "на память" (напомним, что методик, изучающих исключительно одну функцию, в силу системности психики человека, не существует, и речь идет о выявлении той или иной методикой преимущественно той или иной функции), затем - "на мышление" и т.п. В случае предъявления однотипных методик скорее возникает явление пресыщаемости, ребенок быстрее устает, поскольку выполняет сходные виды деятельности.

Подбор конкретных методов исследования также требует внимания. Программа не должна быть перегружена, но в ходе ее реализации должны быть получены ответы на поставленные при обследовании ребенка вопросы. Конечно, подростки, как правило, более выносливы к длительному умственному напряжению, чем дети более младшего возраста, но все же утяжелять программу методиками "на всякий случай" нежелательно. Другое дело, когда в ходе исследования появляется подозрение на существование каких-то особых нарушений психики, что может повлечь за собой кардинальное изменение оценки характера отклонений в развитии (например, ребенок обследуется как умственно отсталый, а в ходе исследования обнаруживается искажение мышления, не свойственное данной аномалии развития). В таких случаях программа может быть дополнена соответствующими методиками и приемами, но без необходимости этого делать не следует.

По времени исследование подростка обычно не превышает 1,5 ч (а нередко оно занимает и меньше времени, если ребенок быстро истощается), поэтому в случае необходимости и при наличии возможности бывает целесообразно проводить исследование в течение нескольких дней.

Выбор методик всегда должен отвечать принципу всестороннего и целостного исследования, но при этом он в определенной степени зависит от целей и задач обследования.

Так, например, при выявлении причин трудностей в обучении в ряде случаев может оказаться полезным неиропсихологическое исследование, выявляющее тонкие нарушения корковых функций. При изучении причин нарушений поведения необходимо очень внимательно изучить не только личностные особенности подростка, но и всю систему его межличностных отношений, социально-психологическую ситуацию в семье, школе, выявить сферы дисгармонии отношений. Для этой цели могут использоваться опросники, проективные методики, социометрия (для определения положения ребенка в социальной микрогруппе).

Существенные особенности имеет исследование подростка с нарушениями развития в целях профориентации. Здесь помимо традиционных методик исследования познавательной сферы и личности используют специальные профдиагностические методики. Психика подростка оценивается с точки зрения возможности выполнения им той или иной профессиональной деятельности. В качестве дополнительных методов используют тесты способностей (общих и специальных). При этом, однако, не следует забывать, что профпригодность - динамичное образование, которое формируется в ходе деятельности, а не дано изначально; при этом уровень развития способностей не является решающим фактором. Профессиональное становление во многом зависит от мотивации, интересов, любви к своему делу, которые часто помогают компенсировать недостаток нужных способностей или развить их. Это касается и подростков с отклонениями в развитии, в связи с чем особое внимание следует обратить именно на данные характеристики.

Многие личностные особенности подростка изучаются с помощью рассмотренных выше экспериментально-психологических методик, тестов, опросников. Существуют и специально разработанные для профориентации опросники, уже хорошо зарекомендовавшие себя в работе с некоторыми категориями подростков с отклонениями в развитии. Это прежде всего Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Данный опросник исходит из положения о том, что все профессии можно классифицировать по признаку предмета труда на несколько групп. Предмет труда - это система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек определенной профессии должен мысленно или практически оперировать (распознавать, учитывать, упорядочивать, преобразовывать, сохранять или отыскивать их). В соответствии с предметом труда мир профессий разделяется на следующие группы:

  • "человек - природа" (предмет труда - живые организмы, биологические, микробиологические процессы);
  • "человек - техника" (предмет труда - технические системы, технические и неживые предметы, материалы, энергия);
  • "человек - человек" (предмет труда - люди, группы, коллективы);
  • "человек - знак" (предмет труда - условные знаки, цифры, коды, формулы, естественные языки);
  • "человек - художественный образ" (предмет труда - художественные образы, их части, элементы, свойства). Результаты ответа на данный опросник помогают сориентироваться, в какой сфере находятся профессиональные интересы подростка, насколько ярко они выражены. В дальнейшем профессиональные интересы подростка соотносятся с его фактическими и потенциальными возможностями.

Направленность личности для целей профориентации можно изучать с использованием методики "Ценностные ориентации" Рокича. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности, является основой отношений человека к окружающему миру и себе, ядром мотивации жизненной активности. Выделяют так называемые терминальные ценности (ценности-цели, к которым стремится человек) и инструментальные ценности (ценности-средства, убеждения в том, что какой-то образ действий или свойства личности являются предпочтительными в любой ситуации). Рекомендуемая методика позволяет выявить иерархию ценностей и ее особенности. Трудностью при применении данной методики может стать желание подростка соответствовать социальным ожиданиям, в результате чего он будет отвечать не искренне, а "как положено". Эта трудность не возникнет, если с ребенком предварительно установлен хороший контакт, существует атмосфера доверия.

Итак, хотя не существует конкретных рецептов по составлению программ исследования, соблюдение приведенных правил и рекомендаций поможет полноценному изучению подростка с нарушениями развития.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные цели психолого-педагогического изучения подростков с нарушениями развития?
  2. Какие возрастные особенности подростков необходимо учитывать при психологическом исследовании?
  3. Каковы общие принципы использования психологических методик в зависимости от характера отклонений в развитии?

Литература

Основная

  • Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. - М., 2000.
  • Практическая психодиагностика / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2000.
  • Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. - СПб., 1998.

Дополнительная

  • Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1977.

Глава 5 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА, ЗРЕНИЯ, ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Наши рекомендации