Объект, предмет и задачи психологии труда

Психология труда - одно из важнейших направлений совре­менной" психологической науки. Объектом ее изучения является человек как реальный и единственный субъект трудовой деятель­ности. Необходимость возникновения психологии труда и выде­ления ее в самостоятельную науку была вызвана потребностью изучения особенностей функционирования человеческой психики в процессе труда, т. е. такой формы проявления сознательной ак­тивности, которая лежит в основе всей жизнедеятельности человека.

Труд и трудовую деятельность человека изучают и другие науки: физиология труда, гигиена труда, экономика труда, социология труда и т. д. Но каждая из этих наук, занимаясь изучением общего объекта, выделяет в нем для самостоятельного и углубленного познания свой специфический предмет исследования, т. е. ту часть объекта и тот специфический угол зрения, под которым данная конкретная наука, опираясь на свой понятийно-теоретический аппарат и методы исследования, рассматривает изучаемый объект. Например, физиология труда изучает трудовой процесс в его физиологических проявлениях, ее интересуют, прежде всего, те функциональные изменения в различных системах организма, которые происходят под влиянием трудовой деятель­ности; гигиена труда имеет в качестве предмета исследования особенности окружающей человека производственной среды и их влияние на организм и результаты труда работающего; предмет экономики труда - изучение основ общественной организации труда и тех производственных отношений, которые возникают в сфере производства, распределения и обмена продуктов труда. Предметом же психологии труда, в отличие от других наук, является изучение психологических особенностей трудовой деятельности человека, установление закономерностей протекания психических процессов и формирования свойств личности в различных видах труда, изучение соответствия организации производственных процессов психологическим особенностям человека, а также выявление психологических факторов повышения произво­дительности и качества труда.

Труд как процесс создания различных ценностей и как сред­ство формирования и развития личности только тогда выполняет свои позитивные функции, когда он хорошо организован и приносит удовлетворение работающему. Напротив, труд плохо организованный, изнуряющий и однообразный, вызывающий переутомление и профессиональные заболевания, не только не развивает личность, но и может приводить к ее разрушению и деградации. Поэтому главная цель психологии труда состоит в том, чтобы добиться оптимального решения проблемы гуманизации труда чело­века на производстве, т. е. с помощью средств психологической науки создать для работающих такие условия деятельности, кото­рые бы позволяли им чувствовать радость труда, развивать свои творческие и профессиональные способности, не подвергаться переутомлению, профессиональным заболеваниям, травматизму и, как следствие, трудиться эффективно и с высокой производи­тельностью.

Гуманизация труда может достигаться различными способами. Например, улучшение освещенности и вентиляции в производственных помещениях благотворно сказывается на здоровье работающих, замена старых станков на более усовершенствованные или внедрение новой технологии также положительно влияют на самочувствие работающих и производительность их труда. В подобных случаях облегчение работы достигается с помощью использования соответствующих технических и санитарно-гигиенических мероприятий. Психология же решает проблему гуманизации иными средствами. На основе психологического изучения различных видов профессиональной деятельности и использования данных психологической науки она разрабатывает такие практические рекомендации, которые позволяют осуществ­лять психологическую рационализацию самого трудового процес­са и окружающей человека производственной и физической среды. Путем применения в организации труда различных психоло­гических факторов и средств психология труда помогает доби­ваться снижения утомляемости человека и повышения уровня его работоспособности. Она также на основе результатов проводимых исследований дает такие рекомендации, которые позволяют учесть индивидуально-психологические особенности личности в трудовом процессе, осуществить правильный профессиональный отбор кандидатов на те или иные профессии и решить многие другие вопросы, связанные с оптимизацией и гуманизацией трудовой деятельности человека.

К числу наиболее важных задач, решаемых психологией труда, относятся:

1. психологическое изучение различных видов труда с целью рациональной организации трудовых процессов;

2. выявление психологических факторов и условий, способствующих повышению производительности и качества труда;

3. изучение особенностей функционирования человеческой психики при выполнении трудовой деятельности и закономерностей формирования личности в труде;

4. определение психологических, социально-психологических и производственных условий, способствующих установлению гар­монических связей и отношений между человеком и профессией;

5. изучение путей и предпосылок взаимной адаптации рабо­тающего человека и орудий труда, оптимального сочетания пси­хофизиологических возможностей человека и возможностей раз­личных технических систем и механизмов;

6. изучение различных психических состояний (усталости, монотонии, пресыщения, эмоциональной напряженности и дру­гих), возникающих в процессе работы и влияющих на здоровье и работоспособность человека;

7. выявление особенностей профессионального обучения, установление закономерностей формирования умений и навыков в процессе обучения различным видам трудовой деятельности;

8. изучение психологических аспектов профориентации, профотбора и расстановки людей в трудовом процессе, адаптации и стабилизации рабочих кадров на производстве.

Решая указанные задачи, психология труда приобретает исключительно важное практическое и теоретическое значение.

Она, конечно, относится, прежде всего, к числу так называемых «прикладных» наук, поскольку предмет ее исследования и решае­мые задачи непосредственно связаны с одной из главных сфер человеческой практики - трудовой (производственной) деятель­ностью. На основе данных психологии труда совершенствуется организация труда в промышленности, на транспорте и в других отраслях народного хозяйства. На протяжении всей истории сво­его развития психология труда изучала актуальнейшие практиче­ские проблемы и внесла немалый вклад в решение задачи гуманизации и оптимизации трудовой деятельности человека на произ­водстве (см. гл. III данного пособия).

Вместе с тем, психология труда, обобщая данные проводи­мых исследований, имеет важное теоретическое значение. Она развивает и формулирует теоретические представления о закономерностях трудовой деятельности человека, формировании его профессионального мастерства и профессионально важных качествах личности, о сущности работоспособности и ее динамике в процессе труда, о закономерностях профессионального обучения и т. д. Теоретическое значение психологии труда заключается также в том, что, накапливая научные данные о закономерностях психической деятельности человека в различных видах конкретного труда, она тем самым выступает в качестве такой науки, ко­торая способствует развитию общей психологии и ее теории.

Наши рекомендации