Перечень основных профессионально важных качеств, используемых при составлении аналитической профессиограммы

  1. Мышление, интеллект:
    • продуктивное (творческое) - репродуктивное;
    • наглядно-образное;
    • наглядно-действенное;
    • словесно-логическое (вербальное и невербальное);
    • практическое и теоретическое;
    • интуитивное - логическое;
    • общая эрудиция;
    • специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.
  2. Восприятие, пороги чувствительности:
    • зрительное, цветоразличение;
    • слуховое;
    • тактильное;
    • кинетическое;
    • вкусовое;
    • межличностное, социальное.
  3. Память, объем памяти, скорость запоминания:
    • произвольная и непроизвольная;
    • долговременная, кратковременная;
    • сенсорная (до 1 секунды): иконическая (зрительная) и эхотическая (слух);
    • логическая;
    • образная;
    • эмоциональная;
    • сенсомоторная (двигательная).
  4. Внимание, переключаемость, объем внимания:
    • произвольное (концентрация внимания) и непроизвольное;
    • устойчивое и неустойчивое.
  5. Свойства нервной системы:
    • сила;
    • подвижность;
    • уравновешенность;
    • лабильность и динамичность.
  6. Двигательные характеристики:
    • координация движений (по конкретным двигательным органам);
    • тремор рук;
    • скорость реакции.
  7. Коммуникативные характеристики:
    • экстравертированность - интровертированность (связано со свойствами нервной системы);
    • организаторские способности, готовность к лидерству;
    • коммуникативные способности, обаяние;
    • речь: внешняя - внутренняя, вербальная - невербальная, устная - письменная; высота, сила, тембр голоса;
    • коммуникативная воспитанность и такт;
    • чувство юмора, остроумие.
  8. Мотивация:
    • профессиональные интересы и склонности;
    • устойчивость мотивов;
    • согласованность, непротиворечивость мотивов.
  9. Ценностно-нравственные характеристики:
    • соотношение профессиональных и внепрофессиональных ценностей;
    • иерархия ценностей (общая и профессиональная);
    • смыслы профессиональной деятельности и их соответствие общим жизненным смыслам; уровень осознания этих смыслов;
    • доброта;
    • бескорыстие;
    • честность, порядочность;
    • обязательность, ответственность, исполнительность;
    • самокритичность.
  10. Волевые характеристики:
    • смелость, решительность;
    • целеустремленность;
    • осмысленность ответственных действий;
    • эмоциональная устойчивость;
    • склонность к риску.
  11. Эстетическое чувство, художественный вкус:
    • конкретные эстетические способности (музыкальные, художественные, моторные и др.);
    • продуктивная и репродуктивная художественная ориентация.
  12. Профессиональный и жизненный опыт:
    • способность разумно осмысливать трудные жизненные и профессиональные ситуации;
    • способность разумно действовать в трудных ситуациях.
  13. Психофизиологические характеристики человека:
    • физическая сила;
    • выносливость;
    • утомляемость.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Приложение 2. Примеры составления аналитических профессиограмм

Пример аналитической профессиограммы "начальника отдела кадров" (см. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992. С.55).
Операционно-технологическая структура труда Психологическая структура деятельности субъекта труда
Проф. функции Профессиональные задачи Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач Цели действий Психологическая характеристика действий Психологические процессы и ПВК, обеспечивающие их протекание
прием на работу Изучить документы поступающего на работу Нормативы: юридические, медицинские, квалификационные Оценить Когнитивные (составляющие) Мышление репродуктивное, словесно-логическое (невербальное); восприятие зрительное; память долговременная и оперативная; внимание устойчивое
Выяснить причины поступления и пожелания поступающего на работу Интересы, личные профессиональные планы, общая и специальная подготовка, информированность о профессиях или месте работы, семейное и социальное положение Познать Коммуникативные (побуждающие к действию) Когнитивные (общение) Общение: речь, мышление словесно-логическое, восприятие социальное, внимание устойчивое, избирательная эмпатия, эмоционально-волевая устойчивость Мышление продуктивное, словесно-логическое (невербальное); память оперативная, образная
Выделить конкретный трудовой пост для поступающего на работу Нормативы: социально-экономические, социально-правовые, социально-психологические, микроклиматические условия труда; планы комплектования предприятия кадрами; данные поступающего: его возраст, пол, здоровье, профессиональная подготовка Спрогнозировать Когнитивные (обобщение) Мышление продуктивное, словесно-логическое, образное (невербальное); внимание избирательное; память долговременная, образная, оперативная; эмоционально-волевая устойчивость
Познакомить поступающего с функциями, правилами, правами и перспективами профессии Должностные инструкции, условия оплаты труда, перспективные планы развития данного производства и данной профессии (специальности) Информировать Коммуникативные (побуждение к действию) Общение: речь; восприятие социальное; внимание устойчивое, избирательное; мышление продуктивное, словесно-логическое, наглядно-действенное; эмпатия


Пример аналитической профессиограммы "разработчика РЭА" (см. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992. С.57).
Операционно-технологическая структура труда Психологическая структура деятельности субъекта труда
Професс. функции Профессиональные задачи Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач Цели действий Психологическая характеристика действий Психологические процессы и ПВК, обеспечивающие их протекание
Анализ данных ТЗ Анализ назначения РЭА, сопоставление характеристик входных и выходных сигналов Функции, выполняемые РЭА, количественные соотношения между параметрами входных и выходных сигналов: амплитудой, длительностью, периодом повторения; способы преобразования входных сигналов в выходные. Сопоставить Оценить Перцептивные Когнитивные Мнемические Волевые Мышление репродуктивное, наглядно-образное, дискурсивное; восприятие зрительное; внимание устойчивое; память долговременная; эмоциональная устойчивость
Поиск вариантов решения Выбор микросхем и их комбинаций, сопоставление с требованиями ТЗ, изучение технической литературы, аналогов, просмотр вариантов решения Соответствие функций, выполняемых подобранными микросхемами, требованиям ТЗ. Входные и выходные сигналы разрабатываемой схемы РЭА удовлетворяют требованиям ТЗ на эту РЭА Сопоставить Оценить Создать Когнитивные Перцептивные Мнемические Волевые Мышление продуктивное, наглядно-образное, наглядно-действенное, дискурсивное и невербальное; восприятие зрительное; внимание устойчивое; память долговременная и оперативная; эмоциональная устойчивость
Построение функц. схемы Выбор серий микросхем, графическое изображение функциональной схемы, контроль Функциональная схема, условия ТЗ, соответствие требованиям Исполнить Оценить Когнитивные Волевые Мнемические Сенсомоторн. Перцептивн. Мышление продуктивное и репродуктивное, наглядно-действенное, наглядно-образное; восприятие зрительное; внимание устойчивое; память оперативная и долговременная; пространственно-двигательная ориентация; эмоциональная устойчивость

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Наши рекомендации