Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением
1. Равно уважать разные виды труда.
Это, в частности, означает, что не следует воспитывать любовь к одной профессии и соответствующую "профессиональную гордость" за счет обесценивания других видов труда. Нужно изыскивать доводы, положительные примеры, мотивирующую информацию в рамках внутренних ресурсов каждой данной профессии, не противопоставляя ее другим, как менее важным, неинтересным, непривлекательным, недостойным.
В противном случае, во-первых, возникает предпосылка для воспитания неприязни, высокомерного отношения к представителям других профессий (некий профориентационный аналог национальной, групповой розни людей), во-вторых, педагог в роли советчика по выбору профессии (профконсультанта) лишается возможности честно обсуждать с подрастающим человеком разные варианты выбора профессии (если самая хорошая профессия только одна - "моя", то как можно предлагать выбор других? Только как выбор чего-то заведомо худшего!).
2. Культивировать представления о полной психологической структуре труда при характеристике, пропаганде, рекламе любой профессии.
Психологическая структура труда, то есть своего рода субъективная "начинка" его, характеризуется следующими четырьмя признаками:
а) предвосхищение результата, ценного для других, для общества, а не только для себя;
б) сознание обязательности достижения поставленной цели, сопровождаемое, в частности, волевым контролем;
в) владение не только внешними, что общепонятно, но и внутренними средствами деятельности (внутренние средства - это, например, мысленно удерживаемые правила, схемы действий, способы саморегуляции человека, его состояний во время работы и т.п.);
г) знание, осознание реальной системы межлюдских отношений в труде - как "живых", так и овеществленных (например, знание о том, кто и какой труд вложил в условия моей работы, в те вещи, сведения, процессы, которые являются для меня исходным материалом или средством труда, а также знание о том, кому и для чего предназначены мои результаты, изделия и т.п.).
Если активность человека - пусть на штатном рабочем месте - характеризуется не всеми указанными выше признаками, а только некоторыми, то это еще не вполне труд, а что-то другое (либо пока еще неразвитая трудовая деятельность, нуждающаяся в педагогическом вмешательстве, либо, возможно, даже преступное деяние или служебное преступление, как, скажем, сознательное изготовление некачественной продукции в целях незаконного обогащения, и пр.).
Заметим, что "сознание" это всегда и знание, и соответствующее эмоциональное переживание (указанные признаки труда не следует понимать только как информационную "начинку" трудовой деятельности).
Итак, важно позаботиться о воспитании тех особенностей сознания человека, выбирающего или меняющего профессию, которые отражены в названных выше признаках. Это, в частности, означает, что, например, знакомя подрастающего человека с миром профессий, с определенными профессиями, важно подавать этот мир не как безлюдную пустыню, заселенную машинами, станками, технологиями, а как область человеческих деяний, как мир людей, знающих и любящих свое дело, людей, которым свойственны указанные выше признаки сознания и деятельности. Пусть это будет некий идеал, к которому надо стремиться.
Опасность видеть жизнь общества как бы без людей весьма реальна. Полистайте, например, двухтомный "Большой энциклопедический словарь". Можно полагать, что он достаточно хорошо отражает общественное сознание с его неизбежными стереотипами. Здесь вы найдете разъяснение таких терминов как "абракадабра", "ехидна", "утконос" и множества других. но там нет таких, как "токарь" (зато есть "токарный станок"), "ткачиха" (зато есть "ткацкий станок", и "ткань", и даже "уток" и "основа" - в ткачестве). А вот человека, действующего на рабочем месте, упомянуть "забыли".
Это не совсем безобидный вариант умонастроения, когда - пусть без злого умысла, а просто по воспитанному автоматизму сознания - общество мыслится как бы без многих определенных людей (справедливости ради отметим, что в указанном словаре кое-какие профессии, должности, лица все же упомянуты - адвокат, прокурор, врач, учитель; персонально названы известные писатели и т.п., но мир профессий как мир деяний людей, согласитесь, этим не исчерпывается).
3. Относиться к знаниям о мире разнообразных профессий, как к знаниям об обществе и как к важному звену мировоззрения.
Нельзя сказать, что человек имеет удовлетворительные знания об обществе, если ему плохо ведома такая существенная часть общественной жизни, как множество видов профессионального труда.
Парадокс состоит в том, что содержание общего образования традиционно включает у нас множество сведений о всех частях света, странах; континентах, истории и политике разных стран, растительном и животном мире самых удаленных от нас уголков земли, но в то же время не дает системы знаний о том живом, изменяющемся, развивающемся множестве человеческих деятельностей, к которому каждый подрастающий человек должен со временем приобщиться.
Важно помогать ученикам противостоять охарактеризованному выше недостатку сложившегося и часто воспроизводящегося образа мыслей.
4. Культивировать не столько представления о профотборе, "отсеве" неподходящих для той или иной работы, сколько идеи отыскания, развития и максимального использовании ценных качеств человека; заботиться не столько об "определении", "психодиагностике", сколько о формировании профессиональной пригодности человека (анализ трудностей формирования профпригодности человека - тоже есть средство ее диагностики); культивировать идеалы улучшения производственной среды, условий и средств труда сообразно особенностям человека.
Кому и для чего нужны общество и производство, если люди из них выталкиваются как непригодные? Ведь общество это и есть люди. В конце концов, можно спроектировать такой пульт дистанционного управления производственным процессом, на котором сигналы были бы не зрительными, а слуховыми и осязательными; и тогда незрячий, но толковый, человек окажется пригодным к работе оператора.
Думать нужно о самоопределении не только практически здоровых, но и людей с частичной утратой трудоспособности, причем думать в аспекте их максимальной социально-трудовой реабилитации (восстановления дееспособности) за счет мобилизации внутренних их ресурсов и за счет реорганизации производственно-трудовой среды (последняя традиционно строится чаще всего с ориентацией на здорового человека; но ведь эта среда - не явление природы, а дело рукотворное).
5. Не решать вопрос за выбирающего профессию, не брать его "на буксир", как что-то пассивное, а активизировать процесс его самоопределения, помогать информационными средствами принять самостоятельное решение о выборе, о продолжении трудового пути на крутом его повороте, изломе. "Хозяин" выбора, "автор проекта" профессионального будущего - он сам, а педагог - это советчик, помощник.
6. Считать сознательный и самостоятельный выбор профессионального трудового пути, сознательно и самостоятельно выстроенный личный профессиональный жизненный план подрастающего человека необходимым условием успешности его труда и удовлетворенности в будущем (условием необходимым, хотя и не единственным).
Это соответствует идее гражданского правового общества. Важно, чтобы и подрастающий, и взрослый человек (например, в ситуации перемены труда - профессиональной переориентации) реализовал свое право на выбор профессии в связи с реалистической оценкой им самого себя и конкретной жизненной обстановки. Ясно, что человек нуждается при этом в дополнительной информации, педагогической помощи.
7. Доходить до каждого в деле руководства профессиональным самоопределением, а также и формированием профессионала. Важно сочетать при этом групповые, массовые формы работы и формы индивидуальные. Групповыми и массовыми ограничиваться нельзя.
8. Считаться с уже сложившимися, имеющимися особенностями, личными качествами, опытом "вот этого" учащегося, выбирающего профессию (что именно он хочет, что может, каков он), и его конкретной жизненной ситуацией (есть ли у него дееспособные родители; семья и ее особенности; положение в системе внутрисемейных отношений; положение в группе сверстников и значимых старших; уровень материальных возможностей и т.п.)., а также ситуацией в ближайшем производственном окружении и в обществе в целом.
9. Соблюдать профессиональную педагогическую и психологическую тайну, требования педагогического такта.
Сведения о личных качествах выбирающего профессию (оптанта), о его личной, семейной ситуации, добытые педагогом в ходе бесед, наблюдений, обследований, разглашению не подлежат.
Заметим, что вполне добросовестное соблюдение рассматриваемого принципа может порождать конфликт педагога (или психолога) с некоторыми так называемыми "вышестоящими" административными руководителями, у которых может явиться желание располагать конкретными душеведческими сведениями (скажем, об определенных учащихся), которые есть у педагога (психолога). Известны - пусть редкие - случаи, когда административный руководитель, чуждый педагогической культуры и такта, пытался такого рода сведения использовать, чтобы публично обесценить - "посрамить" - неугодных ему родителей, или самих детей, или педагогов ("вот о чем помышляют ваши ученики!") и пр.
Итак, соблюдать рассматриваемый принцип трудно, поскольку это может натолкнуться на сознательное и серьезное противодействие именно тех, кто педагога контролирует, "держит на работе" и пр.
Отрицательные же последствия нарушения рассматриваемого принципа многообразны; укажем только на одно из них - "технологическое": дети перестают быть откровенными с педагогом (психологом), а тем самым в корне подрезается сама возможность сколько-нибудь успешной работы по педагогическому руководству их развитием.
Могут сказать, что этот принцип противоречит ценной идее "гласности". Но ее не следует понимать как дозволенность говорить где угодно, кому угодно, о чем угодно. Да, это понятие в широких пределах имеет силу для политики (как средство исключить утаивание от народа жизненно важной информации), но отнюдь не обязательно распространяется на другие профессиональные области (правомерно существуют и охраняются, например, врачебная тайна, коммерческая тайна, тайна денежных вкладов, не говоря уж о военной тайне и др.).
10. Действовать в интересах выбирающего профессию (оптанта), овладевающего профессией, помогая ему согласовывать их с представлениями о благе общества, народа в целом.
Педагог в функции руководителя процесса профессионального самоопределения, в роли профконсультанта, профориентатора не должен находиться под влиянием разного рода заинтересованных, но некомпетентных или недобросовестных лиц, групп, включая иногда и родителей того, кто выбирает профессию, руководителей предприятий, заинтересованных в привлечении кадров.
Родители могут (пусть редко, иногда) пытаться использовать педагога как орудие осуществления своих честолюбивых или иных неоптимальных замыслов относительно профессионализации своих детей, "дожать" их с помощью педагога в пользу какого-то решения. Руководители предприятий тоже могут (пусть редко, иногда) быть заинтересованы "обработать" с помощью педагога любых выпускников школы, независимо от их собственных помыслов о будущем.
Авторитет и средства педагогики, как и любой другой области знания и практики, нельзя использовать для манипулирования судьбами людей, не считаясь с их собственными интересами.
Примерные темы курсовых и дипломных работ
- Сравнительный анализ развития отечественной профориентации в 20-30-х и 90-х гг.
- Психологические условия формирования индивидуального стиля трудовой деятельности … (уточнить, у каких именно работников, или в каких образовательно-возрастных группах работников).
- Эволюция представлений о труде в культурно-исторической перспективе (можно указать, на примере каких эпох или у каких народов).
- Проблема типологии вариантов (схем, моделей, стратегий) профессионального самоопределения ... (указать, у каких клиентов).
- Развитие представлений о профессиональных и жизненных перспективах … (указать, у каких клиентов).
- Эргономические условия повышения эффективности труда работников… (указать, каких именно работников).
- Сравнительный анализ осознания и переживания кризисов профессионального развития … (указать, у каких групп работников).
- Психолого-педагогические факторы (или условия) эффективности учебно-профессиональной деятельности в ходе подготовки студентов… (указать, каких именно студентов).
- Психолого-педагогические факторы профессиональной адаптации работников… (указать, каких именно работников).
- Психологические факторы развития образа профессионального и жизненного "успеха" … (указать, у кого именно).
- Психологические условия становления профессионального самосознания на разных этапах профессионализации работников… (указать, каких именно работников).
- Сравнительный анализ становления ценностно-смысловой сферы работников… (указать, каких именно) в ходе переподготовки (или в ходе освоения новых технологий в условиях конкретного производства…).
- Психолого-педагогические условия оптимизации взаимоотношений в учебных коллективах при подготовке специалистов… (указать, каких именно).
- Психолого-педагогические условия оптимизации взаимоотношений между студентами разных курсов (разных потоков, специализаций и т.п.) при подготовке в… (указать, в вузах какого профиля).
- Направленность личности как фактор профессионального самоопределения … (указать, у каких именно клиентов).
- Коммуникативные стратегии взаимоотношения психолога-практика с разными группами клиентов и заказчиков.
- Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности … (указать, у каких именно работников).
- Сравнительный анализ развития представлений о цели (или смысле) своей профессиональной деятельности … (указать, у представителей каких профессий или специализаций).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1