Эргология и эрготехника в.н.мясищева

Особенный интерес представляет для современной эргономики, психологии труда, прикладной психофизиологии доклад ученика В.М. Бехтерева на конференции по НОТ 1921 г. Владимира Николаевича Мясищева "Принципы организации научного изучения труда. Эргология и эрготехника". Следует отметить преемственность как идей, так и терминологии В.Н. Мясищева и А.Л. Щеглова, ученика Бехтерева, который выступил в 1909 г. в Обществе нормальной и патологической психологии в Петербурге с докладом "Современное значение эргометрии в психофизиологии и ее ближайшие задачи". И Щеглов, и Мясищев предметом исследования ставят работающего человека, законы формирования и оптимизации функционирования его трудовой деятельности. Подробнее позиция А.Л.Щеглова рассмотрена в книге Климова, Носковой (1992).
Эргология рассматривалась как часть биосоциальной дисциплины и служила предпосылкой рациональной организации труда. Это наука о принципах, методах, законах труда человека. "Эргология - учение о работе человека" (Мясищев, 1921).
В эргологии необходимо разрабатывать теорию действий, теоретическое знание о труде человека. Но почему Эргология не может быть просто сборником полезных рецептов рационализации труда? Мясищев говорит: "Знать нужно, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы действовать, - такова классическая формула зависимости действия и познания. ...Действие есть актуализированное знание и знание есть конденсированное потенциальное действие. Действием формируется мысль, а в мысли чеканится действие".
Предметное содержание теории эргологии должно определяться (по Мясищеву) ее практическими задачами. Последние составляют, по сути, задачи научной организации труда: профподбор рабочей силы, распределение труда с его нормированием, охрана труда (Мясищев, 1921).
Решение указанных задач требовало, по мнению докладчика, разработки теоретических проблем эргологии, среди них главные:
а) изучение соотношения требований профессии и личности, предполагающее, в свою очередь, анализ форм труда и установление его функциональных типов;
б) изучение соотношения между формой деятельности и типом личности (характерология труда и учение о профессиональной одаренности);
в) соотношение между процессом труда и работоспособностью личности;
г) исследование соотношения условий деятельности и состояния трудящихся, изучение влияния профессии на личность.
Эрготехника - область научно-практическая, она должна опираться на теоретические концепции эргологии и разрабатывать практико-ориентированные технологии, а именно: "...устанавливать правила организации труда, нормы распределения трудовой нагрузки, изучать приемы деятельности, вырабатывать функциональные схемы, планы, программы, методики экспериментальных исследований личности и критерии определения профпригодности ее к определенной профессии, устанавливать распределения работ, оценку и коррекцию условий работ, техническое инструктирование и обучение труду".
Как связаны эргология и психология, психотехника? Неверно все проблемы изучения труда подводить под термин психотехника, ибо в этом случае остаются за бортом физиология труда, анатомия, механика, педагогика, гигиена и санитария труда и другие дисциплины. "В центре труда лежат, действительно, сложные проявления человеческой личности, но это далеко не психология, а, гораздо правильнее, рефлексология труда, как ее называет академик В.М. Бехтерев. Психология труда ограничивается областью переживаний несущего труд человека".
Профессиональную психологию Мясищев рассматривал как весьма существенный раздел психологии личности, изучающий личность в профессиональном труде, ибо "производительная деятельность есть важнейшее проявление личности человека". Учение о личности - наука биосоциальная, так как складывается из двух корней - биологического и общественного. Эргология должна, по Мясищеву, положить в основу своих теоретических концепций эмпирический материал - данные о формах труда, типах профессий и данные о людях-тружениках, об особенностях их личности, типах личности.
Мясищев предложил ряд этапов в организации научных исследований труда в эргологии и эрготехнике:
1) стадия предварительного ознакомления;
2) стадия функционального анализа;
3) составление программы и методики экспериментального исследования;
4) период обследования и обработка результатов;
5) установление норм;
6) практическое применение результатов в инструктировании и обучении.
Трудовой процесс (или работа) рассматривался Мясищевым, как состоящий из двух моментов: 1) задача и ее цель, фиксированные в них объективные требования и 2) субъект труда - работник выполняющий задачу с его возможностями и требованиями. Орудия труда (машины, инструменты) и "коллективы, облегчающие осуществление цели", оказываются лишь дополнением к объектным составляющим труда.
Процесс изучения форм труда он называет эргографией, процесс изучения личности работающего - психографией.
Эргография должна быть направлена на установление эргологического канона каждой формы деятельности; последний предполагает систематизацию способов выполнения трудовых задач, выбор наиболее оптимальных приемов. Другими словами, эргография призвана установить соотношение между задачами, осуществляемыми в разных формах труда и человеческим организмом (как средством).
В эргографии Мясищев выделил два этапа: первый этап - анализ работы на основе описания составляющих его задач и их целей и второй этап - функциональный анализ каждой из задач.
На первом этапе для целей эргографии подбирают хороших работников; наблюдая их труд, описывают стадии и отдельные моменты работы.
В результате специальных исследований разрабатываются критерии пригодности для изучаемой профессии. Функциональный анализ работы позволяет также выделить нерациональные способы труда и, напротив, наиболее эффективные, и таким образом составляется функциональный канон работы.
Собранный материал может быть применен для нормирования труда, для исследований профессионального утомления, для классификации форм труда. Для эргологии, по Мясищеву, нужна классификация видов труда, отражающая их функциональные различия, а не только различия производимых продуктов труда.
Функциональные классификации форм труда могут быть соотнесены, по Мясищеву, с типами личностей (в решении задач профконсультации и профотбора). Предполагалось, что "различные формы деятельности требуют различных комбинаций человеческих способностей", и ставилась задача - установить соответствие между формами деятельности и характерологическими типами. Соответствие должно быть по возможности не только в области функций, но и в области склонностей личности (которые Мясищев рассматривал как эмоционально-волевую реакцию личности по отношению к различным формам деятельности). Для реализации этой программы необходимо отработатъ процедуры обследования конкретных личностей и способы типологии личностей (в связи с проблемой выбора профессий). Мясищев считал возможным опираться на аппарат психографии В. Штерна и опыт изучения психологии индивидуальных различий А.Ф. Лазурским.
Важно отметить, что научный подход в изучении работающего человека, развитый В.М.Бехтеревым и его учениками, подход комплексный, ориентированный на взаимодополнение материалов разных наук, изучающих труд, подход, подчиняющий научные исследования логике прикладных задач, сформировался в отечественной науке в числе первых наряду с работами прикладной ориентации в психофизиологии и психологии США, Англии, Франции, Германии.
В США последователи Ф. Тэйлора долгое время изучали преимущественно отдельные стороны труда, в частности трудовые движения (Ф. Джилбрет и др.), и только к началу 30-х гг. обозначилась необходимость в единой науке о труде (The Science of Work) (Viteles, 1934). В Англии пик интереса к исследованиям профессиональной работоспособности и утомления относится к периоду первой мировой войны, когда была организована в 1915 г. Комиссия по изучению промышленного утомления и сформировалось направление исследований под названием человеческие факторы производительного труда (Huma Factors). В Бельгии наука о труде (Science du Travail и позже Ergologie) сформировалась с 1923 г.; в Германии - термин трудоведение (Die Arbeitswissenschaft) также начинает использоваться с 1923 г.
Таким образом, прикладная психофизиология в России в лице В.М. Бехтерева и его учеников продолжала традиции И.М. Сеченова, Ф.Ф. Эрисмана и др. ученых-физиологов, гигиенистов, внимательно отслеживала потребности общества и накопила еще в предреволюционный период багаж научных идей, методов, опыт изучения труда в прикладных целях. И этот опыт отечественные ученые искренне пытались применить для подъема разрушенного войнами хозяйственного потенциала Советской России.





Печатается по изданию: Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957). - М., 1997.

Наши рекомендации