Успехи в труде как основа чувства собственной значимости

В профессиональной ориентации одним из важных факторов самоопределения является "престижность выбираемой профессии" (см. Климов, 1990). Все больше появляется теорий элитарности (социальной стратификации), где акцент делается на отношение к профессиональной деятельности, например, теория Дональда Дж. Треймана, где положение человека определяет престиж его профессии или теория У. Ллойда Уорнера, где принадлежность человека к тем или иным классам зависит от его знатности и рода занятий (см. Фролова, 1995. С. 13-16).
В последнее время психологи все больше говорят о новой интегративной науке акмеологии (от древнегреч. "акме" - вершина), связанной с высшими достижениями профессионального и жизненного развития. При этом, как отмечает Е.А. Климов, достижение вершины профессионального развития "не есть статичная ступень - "дошел", "уселся" на нее, "достиг" - это "реальности функциональные", это не "окаменелости", а процессы; все время должна происходить деятельность по поддержанию, коррекции, оптимизации достигнутого состояния" (Климов, 1995. С. 6, 25).
Сразу же возникает проблема выделения критериев наивысших профессиональных достижений (критериев "акме"). В этой связи А.А. Бодалев отмечает: "Признание или непризнание выдающихся достижений человека большинством людей, будь они даже специалистами в той области, в которой проявил себя этот человек, еще не означает, что он достиг или не достиг вершины в своем развитии… Показателем достигнутого уровня акме является все-таки практика: насколько свершенное человеком действительно работает или будет работать на социальный и технический прогресс... на преумножение ценностей жизни и культуры..., на более глубокое постижение законов развития природы, общества и человека" (Бодалев, 1995. С. 119).
В психологическом плане интересно как раз то, насколько сам человек осознает, ощущает, переживает и чувствует свою социальную значимость (значимость своего труда для окружающих или даже для культуры в целом). Идея "чувства сопричастности человека с обществом" лежит в основе преодоления чувства собственной неполноценности (например, в индивидуальной психологии А. Адлера).

  • Как уже не раз отмечалось, элитарность неоднозначна и противоречива. Чтобы лучше понять принципиальную разницу между подлинной элитарностью, связанной с высшими проявлениями человеческого духа и мнимой элитарностью, больше ориентированной эгоистически, полезно рассмотреть эволюцию взглядов А. Адлера по проблеме развития у людей чувства собственной значимости. Условно можно выделить три основных периода в творчестве Альфреда Адлера (см. Дрейкурс-Фергюсон, 1995):
    • Предполагалось, что органическая неполноценность не оказывает прямого воздействия на поведение (одни люди обращают неполноценность в компенсирующие ее достижения, другие - становятся слабыми и пассивными).
    • Все меньше внимания обращалось на органическую неполноценность и больше - на чувство неполноценности. Предполагалось, что субъективное чувство не зависит от состояния органов тела (где чувство - это система взглядов и установок, а не только эмоции и ощущения). Больший акцент - на стремление человека к преодолению чувства неполноценности. Главная движущая сила человека - стремление к власти, к превосходству; "отрицательные" чувства могут быть преодолены в результате стремления к приобретению "положительных" качеств...
    • Все меньшее значение придавалось стремлению личности к превосходству ("вертикально ориентированный процесс"), и все большее стремлению к содействию и равенству с другими ("горизонтально ориентированный процесс"). Главная движущая сила - стремление быть принятым в обществе людей, найти себе место в нем и содействовать благополучию других. "Если человек не удовлетворен своим положением среди других людей и не может внести вклад в общее дело, он будет преодолевать чувство неполноценности стремлением к превосходству и исходить при этом из своих ошибочных представлений", - отмечает Е. Дрейкурс-Фергюсон, известный представитель неоадлерианства, последовательница А. Адлера (Там же. С. 8).

"Индивидуальная психология" А. Адлера указывает на то, что личность является неделимым целым. "Жизненный стиль" - это единство личности, обеспечивающее такую целостность. Личность состоит из антагонистичных частей, но при этом личность (по А.Адлеру) - это часть общества. Главное, в чем нуждается любой человек, - это потребность чувствовать себя принятым, найти свое место среди людей: "...каждый человек стремится стать значительным; но люди ошибаются, если они не понимают, что эта значительность может быть достигнута лишь благодаря их вкладу в жизнь других" (Там же. С. 12- 13).
А. Адлер вводит понятие "чувство сопричастности с обществом", "чувство для общества". Это чувство включает и сознание, и эмоции, и отношение к обществу, его благополучию. Это чувство зарождается еще в детстве и требует постоянной заботы со стороны психологов и воспитателей, иначе целостной личности не получится.
"Мировоззрение и цели формируются у ребенка намного легче, чем у взрослого, поэтому детство - идеальное время для развития социальной заинтересованности. ...Цель адлерианской психотерапии состоит в том, чтобы помочь ребенку углубить чувство социальной заинтересованности" (Там же. С. 16). Адлерианцы пытаются понять "личную логику" каждого человека и определить его индивидуальное восприятие и интерпретацию мира и себя в этом мире. Интерпретация воспринимаемых событий называется "апперцепцией", которая происходит на разных уровнях, в том числе и в межличностных отношениях (Там же. С. 26).
Данные рассуждения интересны в контексте рассмотрения проблемы так называемой ранней (детской) профконсультации. Е.Дрейкурс-Фергюсон пишет: "...индивид в детстве создает, составляет план, задает направление своей жизни - как к ней приспособиться, вырасти и решать жизненные проблемы... Ребенок уже в раннем детстве имеет простые планы и собственные цели... В дальнейшем оценки ребенком непосредственных обстоятельств начинают интегрироваться во "взгляд на жизнь". Вначале это "черновой вариант", но путем проб и ошибок он оформляется в связную концептуальную схему.
Таким образом, в возрасте 5-6 лет ребенок уже имеет жизненный стиль, который является способом его отношения к миру, поскольку содержит основную "Я-концепцию", жизненные задачи, мировоззрение и модели поведения в ситуациях. Жизненный стиль остается относительно постоянным в течение всей жизни. Если учителя, психологи-консультанты и родители понимают логику развития ребенка и помогают ему обрести разнообразный позитивный жизненный опыт, тогда ребенок и после шести лет будет способен изменять и совершенствовать свой жизненный стиль. Но когда ребенок не имеет подобного опыта и разнообразных альтернатив во время учебы в младших классах, он скорее всего усвоит жесткую систему взглядов и соответствующее мировоззрение" (Там же. С. 27-29).
Жизненный стиль как ядро личности обеспечивает единство, индивидуальность, связность и устойчивость психического функционирования. Отдаленная жизненная цель, "Я-концепция" и мировоззрение личности намечают план, по которому выстраивается "здание" его жизни (Там же. С. 29).
К сожалению, у немалой части людей еще с детства начинает формироваться иное представление о "выдающихся достижениях" в труде и соответственно иное представление о собственной значимости. Например, восхищение у многих обывателей, а соответственно и у воспитываемых ими детей, вызывают люди, сумевшие построить "карьеру" даже в том случае, если ничего полезного для окружающих (и для общества в целом) они не сделали. Нередко такое восхищение вызывают даже предприимчивые негодяи или удачливые преступники, которые на уровне обыденного сознания также часто воспринимаются как "люди успеха".
Само понимание "успеха" (тесно связанное с представлением об элитарном) неоднозначно. Такая неоднозначность проявляется не только в этическом плане (что имеет общественную ценность, а что нет), но и в самом процессе профессионального самоопределения. Например, на ранних этапах развития субъекта труда многое определяется тем, насколько воспитатели и родители сумеют сформировать у ребенка позитивное отношение к честному и творческому труду. Для абитуриента успех нередко связан с поступлением в престижное (в его понимании) учебное заведение. Для студента на первый план выходит "успешная учеба", но также и учебно-профессиональные контакты с наиболее авторитетными и опять же "престижными" преподавателями. При этом и абитуриент, и студент уже начинают понимать, что кроме реальных успехов, связанных с усвоением и демонстрацией своих знаний, существует еще и "успех", связанный с выстраиванием престижных и "выгодных" для дальнейшей карьеры межличностных отношений.
Условно построение таких взаимоотношений можно назвать вхождением в "социально-профессиональную тусовку", которая не только предоставляет своим "признанным" членам особые возможности для будущей профессионализации, но и является важным условием для развития чувства собственной значимости (для элитарного самоощущения). Все это позволяет лучше понять действительную психологическую сущность так называемого "элитного образования". Как известно, формально элитное образование предназначено для тех, кто сумел проявить "выдающиеся способности" (хотя выявить эти "выдающиеся способности" с помощью современных тестов очень непросто).. Но фактически в привилегированные школы попадают не только ради получения более качественных знаний (хотя можно обозначить и проблему действительно "лучших" преподавателей), и не только потому, что за учащимися там лучше присмотр. Главным образом, в элитную школу стремятся потому, что в ней в основном учатся дети преуспевающих родителей (представителей элиты), и уже сами дети начинают устанавливать неформальные отношения между собой, что, несомненно, пригодится и при построении в будущем более успешной (элитарно-ориентированной) карьеры.
Еще в большей степени понимание необходимости приобщения к социально-профессиональной "тусовке" приходит на этапе профессиональной адаптации и в ходе дальнейшего развития профессионала. "Специалист в тусовке" имеет особые преимущества по сравнению с обычным специалистом. Правда, принадлежность к таким "тусовкам" часто препятствует подлинной творческой самореализации, поскольку работник вынужден постоянно оглядываться на ценности своей профессиональной группы и учитывать так называемое общественное мнение.
В целом у каждого работника есть выбор критериев самоуважения и профессионального самоощущения: либо это ориентация на ценность самого труда, либо это ориентация на мнение своих коллег по работе, т.е. социально-профессиональной "тусовки". Либо работник, может и хочет самостоятельно определять, что достойно и что не достойно его усилий, проявляя и в этом свое творчество, либо он идет на поводу у общественного мнения. Проблема такого выбора сильно обостряется в условиях так называемой "рыночной" экономики, когда, по словам Э. Фромма, фактически обесценивается ценность самого труда и на первый план выходит ценность продажи себя на "рынке личностей". В результате такая личность теряет свою целостность и становится "отчужденной" (от своего труда) "рыночной личностью" (Фромм, 1992).





Наши рекомендации