Индустриальная психотехника в Советской России 20 —30-х гг. XX в.

После семи лет Первой мировой войны, революции и граж­данской войны в 1921 г. в России установился относительный мир, была принята политика мирной передышки — новая экономи­ческая политика (НЭП). Это было время прожектов и сосущество­вания разных форм экономики (частного сектора, кооперативной собственности и государственных предприятий). Следует отметить, что в эти годы (до первых пятилеток) государственные предприятия, как и все прочие, руководствовались экономическими правилами, принципами хозяйственного расчета. В стране существовала безработица (до 1930 г.) и, несмотря на политические реп­рессии в отношении участников белого движения, небольшевист­ских политических партий, диктатура пролетариата оставляла воз­можность для экономической конкуренции, рыночных отношений.

В этих условиях широкое распространение в стране получило движение по пропаганде тейлоризма (нотовское движение). НОТ — этоаббревиатура словосочетания «научная организация труда». Распространение идей научного управления началось еще в доре­волюционной России, работы Ф.Тейлора оперативно переводи­лись и публиковались в периодической печати: в «Записках Импе­раторского русского технического общества», в журнале «Инже­нер». Поэтому уже на I Всероссийской конференции по НОТ в 1921 г. было сделано множество докладов инженеров, в которых не только пересказывались работы Тейлора, но и представлялись оригинальные работы по рационализации отдельных видов труда.

На развитие отечественной практики научного управления, развитие экономических идей оказала влияние книга «Тектология. Всеобщая организационная наука» А. А. Богданова (1913). На пле­нарном заседании первой конференции по НОТ А. А. Богдановым был сделан доклад на эту тему. Идеи А. А. Богданова использова­лись в работах А.К.Гастева, О.А.Ерманского, сотрудников Ин­ститута НОТ в Таганроге. Организационно-экономическую кон­цепцию А. А. Богданова поддержал Н. И. Бухарин. Тектология счи­тается одной из первых научных концепций, в которой система­тически изложены идеи теории систем (Урманцев Ю.А., 1995).

К 1923 г. в стране действовало свыше 60 научных учреждений, занятых изучением труда и рационализацией производства. С 1923 по 1926 гг. существовала массовая общественная организация «Лига ВРЕМЯ — НОТ», созданная по инициативе П.М. Керженцева и поддержанная Л. Д. Троцким и В. И. Лениным. Задачи этой органи­зации состояли в том, чтобы представители низов, рабочие, иска­ли резервы экономии времени и повышения качества на своих ра­бочих местах, ведь рабочие считали себя хозяевами государства.

Самые крупные научные центры, изучавшие труд и личность трудящихся, были: в Петрограде — Институт по изучению мозга и психической деятельности (создан В.М.Бехтеревым в 1918 г.), в Казани — Институт НОТ (директор И. М. Бурдянский), в Моск­ве — Центральный институт труда (создан А. К. Гастевым в 1921 г.), в Харькове — Всеукраинский институт труда (создан Ф.Р.Дуна­евским в 1923 г.). Состоялись две всероссийские конференции по НОТ: 1-я — в 1921 г., 2-я — в 1924 г., но к началу 1930-х гг. нотовское движение было свернуто, научные учреждения пере­профилированы, а в конце 1930-х гг. были репрессированы лиде­ры этого движения (А. К. Гастев, И. М. Бурдянский и др.).

В нашей стране, как и за рубежом, движение за научное управ­ление трудом и производством стимулировало развитие наук о работающем человеке, групповом труде, о производстве в целом. В 1920-е гг. появились психологические дисциплины прикладной направленности, ориентированные на задачи научного управле­ния: «рефлексология труда» (В.М.Бехтерев), «эргология и эрготехника» (В.Н. Мясищев), «психология труда» (Г. И.Челпанов), «индустриальная психотехника» (И. Н. Шпильрейн). В 1927 г. было организовано Всероссийское общество психотехники и приклад­ной психофизиологии (ВОП и ПП). Общество издавало журнал «Психофизиология труда и психотехника», позже переименован­ный в «Советскую психотехнику» (1928—1934), организовывало конференции. Седьмая Международная психотехническая конфе­ренция состоялась в сентябре 1931 г. в Москве. Лидером ВОП и ПП был И. Н. Шпильрейн (1891 — 1937). В декабре 1935 г. он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, в 1937 г. расстрелян, а в 1957 г. посмертно реабилитирован [33].

Осенью 1936 г. психотехническое движение, ВОП и ПП пре­кратили свое существование согласно решению самих психотех­ников. Это произошло вскоре после постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 г. В постановлении осуждались теория педологии и практика тестовой оценки способностей детей. Постановление касалось всех форм практической деятельности, в которых оценивались способности людей с помощью тестов, поэтому косвенно оно послу­жило основанием для ликвидации не только педологии, но и хо­зяйственной психотехники. Публичное осуждение психотехники как псевдонауки было осуществлено в статье В.Н. Колбановского. «Так называемая психотехника», опубликованной 23 октября 1936 г. в газете «Известия» [31].

Смена политического и экономического курса в годы первых пятилеток, политика чрезвычайных мер привели к ликвидации или перепрофилированию учреждений, занимавшихся вопроса­ми НОТ, охраны и гигиены труда, психологией и психофизио­логией труда, социальной психологией. Индустриальная психо­техника, сложившаяся в условиях относительной демократии, оказалась неадекватной эпохе чрезвычайных мер в 1930-е гг. и СССР.

Восстановление прикладной психологии в данной области как официально признанной научной дисциплины стало возможным только в период преодоления тоталитарного режима в стране. В 1957 г. и Москве на Совещании по психологии труда было вынесено ре­шение о возрождении области прикладной психологии, которая занималась бы проблемами труда. Было рекомендовано возобно­вить подготовку специалистов этого направления.

Конечно, наши предшественники, работавшие в 20 —30-х гг., вероятно, допускали в своих исследованиях и ошибки. Но если иметь в виду лучшие работы этого времени, то достижения периода сводятся к следующему:

· получили развитие идеи в области дифференциально-психо­логической концепции личности и индивидуальности (концеп­ция межиндивидуальной изменчивости), методы диагноза и про­гноза успешности деятельности в связи с проблемами профотбо­ра и профконсультации (А. Ф. Кларк, А. В. Билибин, А. А. Кушинников, А.П. Болтунов, Н.Д. Левитов, И.Н. Шпильрейн и др.);

· поставлена проблема внутрииндивидуальной изменчивости психики в процессе труда, разработана концепция динамики работо­способности человека, учитывающая роль субъектных и объектных факторов эффективности труда (С. Г. Геллерштейн, Д. И. Шатенштейн и др.);

· исследована внутрииндивидуальная изменчивость профессио­нально важных качеств (ПВК) в процессе упражнения (то, что в наше время обозначается термином «функциональное развитие психики»). Созданы эффективные технологии содействия разви­тию ПВК, трудового воспитания и перевоспитания личности (С. Г. Геллерштейн, А. С. Макаренко, В. В. Чебышева, А. А. Толчинский и др.). Опыт 1930-х гг. в этой области позволил наладить в годы Великой Отечественной войны высоко эффективную техно­логию восстановительной трудотерапии для бойцов с ранениями верхних конечностей (С.Г.Геллерштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.За­порожец и др.);

· разработаны эффективные технологии профилактики не­счастных случаев и аварий (А. А.Алексеев, С. С. Вальяжников, И. Л. Цфасман и др.);

· созданы идеи и технологии рационализации психологическо­го воздействия на работающих людей через средства массовой коммуникации (плакаты по технике безопасности, совещания, соревнования и т.д.);

· в рамках коллективной рефлексологии В. М. Бехтерева обо­снован метод «коллективного эксперимента», позволявшего изу­чать и оптимизировать формы совместной деятельности людей. Ис­следованы социально-психологические феномены в труде, в част­ности, при его поточной организации (В.М. Коган, Р.И. Почтарева и др.). В работах сотрудников Центрального института труда (Москва) обозначены проблемы стиля руководства, психологи­ческой атмосферы в коллективе, содержания управленческих функций и т.д. (Б. В. Бабин-Корень, Л.А. Вызов и др.);

· поставлена проблема проектирования и реорганизации рабо­ты с учетом психологических критериев (А. И. Розенблюм). На­коплен опыт рационализации условий труда, рабочего оборудо­вания, средств визуальной коммуникации на основе психологии, психофизиологии труда, биомеханики (Н. А. Бернштейн, Г. Н. Скородинский, Б. Н. Северный и др.);

· внесен несомненный вклад в разработку психологической те­ории деятельности: принципов, методов психологического исследования конкретных профессий и их типологий (С.Г. Геллерштейн, А.А. Толчинский, И.Н. Шпильрейн, М.А. Юровская и др.).

Психотехническая практика 1920—1930-х гг. в нашей стране вполне соответствовала уровню ведущих направлений зарубежной индустриальной психологии своего времени. Она расширила предметное поле исследований отечественной психологии, обозначи­ли новые проблемы, требовавшие научной разработки.

Наши рекомендации