Ольга, Наталья, Татьяна, Елена
Мотивация обращения в психологическую службу. Вначале в психологическую службу обратилась одна из учительниц, обучавших этих девушек. Девушки поддерживали дружеские отношения на протяжении многих лет совместного обучения. Однако недавно между ними произошла ссора. Они перестали общаться, и это оказывало отрицательное воздействие на весь класс.
Конфликтная ситуация. Ольга дала свою тетрадь по математике Лене с условием, что та вернет ее на следующий день, перед контрольной работой по математике. На следующий день Елена тетрадь не вернула, объяснив, что забыла ее дома. Однако после того как была написана контрольная работа, выяснилось, что перед уроком она дала тетрадь одному из одноклассников, чтобы он мог списать теорему. Ольга, Наталья и Татьяна, сочтя поступок подруги нечестным, перестали с ней общаться. Они называли ее «предательницей», которая на протяжении длительного времени «играла» в порядочность.
Елена признала себя виноватой перед девочками, а свой поступок объяснила желанием добиться расположения того, кому была отдана тетрадь Ольги, т. к. была влюблена в него.
Анализ ошибок межличностного восприятия Натальи, Ольги и Татьяны. 1. Давая оценку подруге, девушки плохо анализировали опыт общения с ней за все предшествующее время. 2. Эмоции, вызванные неэтичным поступком подруги, привели к возникновению резко отрицательных категорических суждений о ней.
Две девушки из четырех согласились поработать с психологом. Психологический анализ показал, что одна из девушек испытывала зависть к Лене, потому что она больше нравилась мальчикам. Психологическая работа с ней вначале была направлена на самопринятие, повышение уверенности в себе, снятие скованности, расширение «репертуара ролей», формирование навыков взаимодействия со сверстниками. Экспериментальная методика применялась не полностью, а лишь как дополнительная на заключительных этапах работы.
У второй обнаружилась психологическая зависимость от лидера. Поскольку девушка нуждалась в серьезной психотерапевтической работе с глубинными проблемами раннего детства, она была направлена в специализированный психологический центр помощи для детей и подростков.
В результате проведенной работы отношения между девушками нормализовались, и напряженность в классе, где они учились, спала.
Константин
Мотивация обращения в психологическую службу. Константин обратился к психологу с просьбой помочь ему разобраться в мужчине, который ухаживал за его матерью и хотел на ней жениться. Мать колебалась, т. к. два ее предшествующих брака распались. Будучи человеком мягким и нерешительным, окончательное решение она оставила за сыном.
Ситуация общения. Юноша испытывал большое чувство ответственности за судьбу матери. Он вместе с ней тяжело перенес ее разрыв с обоими мужьями, понимал, что она сильно переживала разводы и страдала от одиночества. Пытаясь как можно лучше разобраться в новом знакомом матери, он постарался собрать как можно больше фактов из его биографии, анализируя каждую встречу с ним и его друзьями, используя при этом вероятностные оценки. Научился различать особенности поведения «жениха» при его плохом и хорошем настроении, знал его вкусы, интересы и некоторые взгляды на жизнь и людей. Но, изучая друга матери, Костя пристрастно искал подтверждения лишь негативным, эгоистическим чертам его характера, хоть и сам чувствовал это.
Анализ ошибок в межличностном познании. Анализ бесед с Костей позволил сделать вывод, что, оценивая друга матери, он рассматривал конкретно каждый его поступок в соответствии с теми обстоятельствами, в которых он осуществлялся; каждую свою гипотезу о той или иной черте этого человека стремился проверить, наблюдая за ним в жизни. Критерии его оценок всегда были осознанными, продуманными и адекватными. Основной недостаток был связан с пристрастным отношением к «кандидату» в мужья и отсутствием возможности наблюдать за ним в различных жизненных ситуациях.
Психологический анализ показал, что у Константина наблюдался «эффект парентификации» (принятие ребенком роли родителя по отношению к членам своей семьи). Ему была оказана психологическая поддержка и разъяснено, что у него не может быть претензий к себе, поскольку с точки зрения наличия у него навыков понимания других людей они были сформированы у него на достаточно высоком уровне. Экспериментальная методика использовалась для подтверждения этого вывода. Основная работа с ним состояла в том, чтобы, используя метод убеждения, хотя бы немного ослабить груз ответственности за судьбу матери, которая сама должна принимать важные решения, касающиеся ее судьбы. Эта задача была решена. К сожалению, продолжить работу не удалось, поскольку мать Кости от общения с психологом отказалась.
Анастасия
Мотивация обращения в психологическую службу. В психологическую службу обратилась мать Насти. Она просила наладить отношения между дочерью и ее подругой. Необходимость восстановления контакта между девушками мать объясняла тем, что ее дочь была довольно замкнутой и ее связь с одноклассниками (и со сверстниками вообще) во многом зависит от подруги, девушки активной и общительной.
Конфликтная ситуация. Девочки недавно поссорились из-за того, что подруга Насти не стала ее ждать после занятий. Настя сделала вывод, что она просто-напросто надоела своей подруге, и, несмотря на то что та желала восстановить с ней хорошие отношения, она на контакт не шла, т. к. считала, что поведение подруги после выяснения отношений обусловливалось давлением на нее родителей, а не ее желанием.
Анализ ошибок межличностного восприятия Насти. Мнение девушки о том, что она надоела своей подруге, было составлено на основе болезненно воспринятого ею лишь одного поступка подруги и носило категорический характер. Под влиянием эмоций она отказывалась от конкретного анализа отношений со своей подругой.
В результате психологического обследования было установлено, что у девушки наблюдался дефицит базового доверия. Восстановить базовое доверие у школьников в рамках школьной психологической службы затруднительно, поэтому Настя была направлена в специализированный психологический центр.
Дарья и Анна
Мотивация обращения в психологическую службу. Дарья и Анна обратились к психологу после того, когда в общих чертах ознакомились с тем, чем занимаются психологи. Старшеклассницы хотели узнать, как можно безошибочно распознавать мысли и чувства людей по внешне выраженным признакам – глазам, выражению лица, позе и т. д. – независимо от периода знакомства, характера взаимодействия, ситуации, в которой происходит общение, и т. д.
Главное, что их волновало, – проверить правильность своих представлений о том, по каким признакам следует оценивать людей. При этом им хотелось, чтобы психолог выполнил лишь функцию носителя информации. Аналитическую работу они предпочитали провести самостоятельно. Девушки были уверены, что психологи обладают такими знаниями, благодаря которым достаточно лишь взглянуть на человека, чтобы понять, каково его прошлое и предсказать будущее.
Анализ ошибок Даши и Ани. 1. У них были ошибочные представления о способах оценки интеллекта, воли и некоторых других свойствах личности. Выражение лица, мимика, пантомимика, нередко являясь важными показателями эмоционального состояния человека, тем не менее не могут служить единственными и, тем более, надежными критериями оценки психических качеств. 2. Вера в возможность мгновенно и безошибочно разобраться в человеке свидетельствовала об отсутствии у них, в частности, вероятностного подхода к оценке людей.
В данном случае подруги ни с кем не конфликтовали и фактически обратились в психологическую службу только «за справкой». В работе с ними было применено две методики: экспериментальная методика «Совершенствование межличностного познания» и техники из книги А. Пиза «Язык тела».
Одна из специфических задач, которую приходилось решать в ходе психологической работы с этими подростками, состояла в том, чтобы объяснить им ограничения, накладываемые на процесс познания использованием лишь невербальной информации о человеке. Вместе с тем, поскольку «клиентский запрос» школьниц был сделан на раскрытие возможностей, даваемых невербальной информацией, он был удовлетворен. Проведенная работа позволила избавить девушек от заблуждений и повысить качество их межличностного познания.
Представляя данный материал, мы ставили перед собой цель показать, что психологическая работа со старшеклассниками, направленная на совершенствование у них межличностного познания, может наталкиваться на значительные трудности, если консультант не будет учитывать их жизненного опыта, который представляет собой сложную структуру, включающую в себя различные установки и взгляды на людей, возникающие у человека в ходе жизни, когнитивные способы оценки действительности, навыки волевой саморегуляции, привычные поведенческие реакции на воздействия социальной среды, опыт эмоциональных переживаний человека, порождающий определенные защитные механизмы, и т. д. Задача психолога заключается в том, чтобы помочь человеку разобраться в том, что в его личном опыте является наиболее актуальным для него в настоящий момент, что сдерживает его личностный рост и что следует предпринять для изменения определенных элементов личного опыта, препятствующих решению жизненно важных задач.
На основании представленного материала можно также сказать, что в школьную психологическую службу обращается достаточно много детей, нуждающихся в долгосрочной работе с психологом. В этой связи появилось новое понятие «психологическое сопровождение ребенка».
Предлагаемый нами подход к психологическому сопровождению включает три больших блока:
1. Диагностика. Она включает выявление негативных состояний и личностных проблем ребенка, обратившегося к психологу, а также изучение особенностей его личности, социальной ситуации развития и личного опыта.
2. Устранение причин, препятствующих эффективному развитию личности.На первом этапе психолог работает «как скорая помощь». Прежде всего необходимо завоевать доверие ребенка, без которого достичь положительного результата в работе невозможно. Усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы по крайней мере ослабить негативные переживания детей, вселить в них оптимизм, повысить, насколько это возможно, уверенность в своих силах, придать положительный импульс для дальнейшей работы.
На втором этапе оказывается психологическая поддержка ребенку, которая может осуществляться в форме индивидуальных консультаций или тематического тренинга развития детей со сходными проблемами.
После вторичной диагностики, в ходе которой отслеживается результативность проведенной работы, принимается решение об использовании развивающих программ. Их цель состоит в том, чтобы обеспечить развитие различных сторон психики, способствуя успешной адаптации детей к социуму. Применяя различные тренинги, ролевые игры, дискуссии, метод индивидуального консультирования и т. д., стимулируется развитие социального интеллекта, формирование копингового поведения, навыков самопознания, саморегуляции и конструктивного взаимодействия. В случае необходимости работа, начатая с ребенком на первом этапе, продолжается и углубляется.
Если вторичная диагностика показывает, что мы не добились желаемого результата, то ребенок направляется в специализированный психологический центр.
3. Подведение итогов совместной работы с психологом . Этому виду работы придается большое значение. Как правило, подведение итогов проводится в ходе одной-двух встреч. Психолог и клиент вместе вспоминают весь путь, пройденный ими в ходе совместной работы.
При этом внимание обращается на то, что он переживал и что приобрел, общаясь с психологом и группой (или группами). Психолог дарит своему клиенту папку с его рисунками, тестовыми показателями, некоторыми выписками из протоколов тренингов и т. д. Такое «закрепление» итогов психологического воздействия способствует углублению самопонимания и личностной рефлексии. В заключение обсуждаются проблемы, над которыми он в дальнейшем будет работать самостоятельно.