Феноменология кризиса молодости

К тридцати годам человек обычно утверждается во взрослой жизни – определяется в профессии, достигает первых результатов в профессиональной деятельности, устраивает семейную жизнь и т. д. Молодые люди входят в профессиональное сообщество и получают признание у своих более опытных сослуживцев. Они реализуют уже многое из того, что намечали в юности.

К тридцати годам человек становится уникальной личностью, со своим мировоззрением, со своим стилем деятельности, образом жизни, кругом общения и манерами поведения. Человек находится на вершине развития своих интеллектуальных возможностей. Он прошел серьезную школу социальной и общественной жизни.

В 27–28 лет человек вступает в период кризиса молодости.В этот период человек впервые оглядывается на прожитые годы; у молодого человека возникает отчетливое чувство, что он простился с юностью. Заглядывая вперед, он чувствует, что вступает в фазу, когда появляются совершенно другие жизненные задачи. Такая остановка и рефлексия проявляются в переживании чувства, что юность миновала и что начинается новый этап в индивидуальной жизни.Нередко первый взгляд назад, прощание с юностью окрашены в грустные тона. Это происходит в том случае, если представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, оказываются не совсем верными, жизнь вдруг перестает казаться легкой и понятной, иногда разрушаются основы образа жизни, перестраивается вся личность .

«Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что уже при сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и т. п. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего “Я”. Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни… Этот кризис молодости свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – возраст взрослости».[151]

Примерно в 30 лет подводят первые итоги, знают, что могут, что дается с трудом и чего никогда не сумеют сделать. Многие работающие люди переживают тридцатилетие, когда подводятся первые итоги жизни, как внутренне относительно спокойную фазу жизни. Под этим подразумевается, что внешне может случиться все, но внутреннее равновесие и внутренняя уверенность велики.

«Решив, казалось бы, сложнейшую проблему, – отмечает А. В. Толстых, – найдя себя во взрослой жизни, утвердившись в ней как муж, отец, профессионал, общественный деятель, он вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей – найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые он увидел только теперь».[152]

Б. Ливехуд отмечает, что для женщины 28-й или 29-й годы жизни являются, может быть, еще большим переходом и еще более трудным прощанием с юностью, чем для мужчины . И от нее в тридцатые годы требуется относительно большие организаторские достижения. Дети уже немного подросли, они ходят в разные школы в разное время. Каждого ребенка надо вовремя отправить, снабдив его всем, что ему нужно для души и тела, а потом справиться с домашним хозяйством. Это требует также организаторского таланта, как пост руководителя предприятия для мужчины.[153]

Г. Томэ ссылается на наблюдения двух известных авторов в области лонгитюдных («продольных») исследований Г. Джонса и Дж. Мак-Фарлейна об особенностях развития одних и тех же испытуемых в подростковом (юношеском) кризисе и кризисе 30 лет. Они фиксируют сильные отклонения в общей картине развития у многих испытуемых на втором и на третьем десятке их жизни. Молодые мужчины, в 30 лет оказавшиеся вполне собранными, компетентными и творчески направленными, в 14–16 лет действовали негативно, были крайне неуверенными в себе, отказывались учиться в школе. В то же время среди 30-летних встречались молодые люди, выглядевшие крайне неуверенными, безнадежно разочарованными, в то время как в 14–16 лет они казались уже относительно зрелыми и отличались весьма значительными интеллектуальными и школьными успехами.[154]Психологическая природа взаимосвязи кризиса отрочества и кризиса молодости еще не изучена, но то, что эти кризисы внутренне связаны между собой, не вызывает сомнений.

Г. Томэ отмечает, что третье десятилетие жизни человека занимает особое место при рассмотрении вопроса о зависимости между возрастом и склонностью к конфликтам. Наряду с возрастом полового созревания третье десятилетие особенно выделяется у женщин. При этом отчетливо проявляются конфликты с родителями, учащаются конфликты, связанные с возможностями и реализацией своих интересов. Они отражают трудности социальных ситуаций; например, у секретарш и коммерческих служащих – женщин, которые после рождения ребенка внезапно вынуждены оставить свою работу. Социальная статистика свидетельствует о том, что профессиональная и географическая мобильность достигает пика в молодые годы, а эмиграция и значительное количество нарушений правил дорожного движения характерны именно для третьего десятилетия.[155]На большую вероятность смены профессии или места работы и жительства указывается и в других исследованиях психологов и социологов.

«Приближаясь к тридцатилетию, – пишет Г. Шихи, – мы начинаем ощущать в себе новые жизненные силы. Мужчины и женщины говорят о своих чувствах скупо и ограниченно. Они обвиняют всех и вся в том, что выбор, сделанный ими в двадцать лет, был неудачен, и все сводят к росту карьеры. Может быть, на самом деле в тот момент выбор был прекрасен, но сейчас он уже не удовлетворяет человека. Какой-то внутренний аспект, оставленный без внимания, сейчас пытается проявиться. И человек опять поставлен перед необходимостью выбора. Требования к личности изменились и ужесточились. В работе происходят большие перемены, путаница и часто кризис, и человек, желая выплеснуть отрицательные эмоции, в то же время мечтает обрести опору в жизни. Появляется стремление вырвать пройденный кусок жизни и начать все сначала в тридцать лет. Это может означать выход на иную дорогу или превращение мечты “например, стать президентом” в более реальную цель. Одинокий человек чувствует толчок, побуждающий его искать партнера. Женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится выйти в свет. Бездетные родители стремятся завести детей. И почти каждый, кто уже семь лет живет в супружестве, чувствует недовольство. Если это не приведет к разводу, то вызовет серьезный пересмотр брачного союза и стремлений партнеров».[156]

Нормативный кризис молодости – один из самых острых кризисов развития. С профессиональной стороны основным его содержанием становится потребность в подведении промежуточных итогов, чувство некоторого застоя и потребность в ощутимых переменах наряду с некоторым страхом перед ними(ведь неудача здесь более значима, чем для молодого специалиста). Более тяжело этот кризис переживают мужчины, чем женщины, что объясняется особыми социальными ожиданиями относительно профессиональной карьеры мужчин.

Как правило, мужчина на первое место ставит работу. Это предпочтение проявляется и в юности, в период самоопределения, когда решаются вопросы «кем быть? каким быть?». Но в 30 лет вопрос профессионального роста приобретает особое значение. Тридцатые годы жизни в общественном мнении и собственном представлении – это годы, когда необходимо делать карьеру.Кто до сих пор не был замечен, тот будет обойден при последующих повышениях, – таково господствующее мнение.

Несмотря на то что человек может быть относительно доволен своей жизнью, он начинает испытывать неудовлетворенность собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что что-то переоценил в своей жизни, а что-то недооценил. То, что еще вчера казалось жизненно важным и чему отдавалось много усилий, кажется мелочным, пустым по сравнению с тем, что хотелось бы сделать. Происходит глубинный самоанализ и критический пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей.

Иногда такая внутренняя переоценка приводит к перемене профессии, к пересмотру своих отношений с окружающими людьми, к перемене уклада семейной жизни. Такая внутренняя работа необходима для осознания человеком своего места в жизни.Если человек не сумеет вовремя переоценить и при необходимости исправить сложившийся образ жизни, ему не удается реально изменить себя и развиваться дальше.

Наши рекомендации