Положения, выносимые на защиту
1. Содержание жизненной перспективы представлено двумя видами целей, которые личность ставит перед собой: субъект-субъектными и субъект-объектными, в зависимости от характера подразумеваемых ими целей. Первым основанием для выделения типов жизненной перспективы является выраженность социальной природы конкретных жизненных стратегий, а преобладание социальных или личностных ролей в жизненной перспективе – вторым.
2. На основании различий в показателях жизненной перспективы молодых менеджеров могут быть эмпирически выделены следующие ее типы: I тип жизненной перспективы – «субъект-объектная, ориентированная на себя»; II тип жизненной перспективы – «субъект-субъектная, ориентированная на себя»; III тип жизненной перспективы – «субъект-субъектная, ориентированная на значимых других»; IV тип жизненной перспективы – «субъект-объектная, ориентированная на значимых других».
3. Преобладание в жизненной перспективе жизненных стратегий, имеющих социальную природу, детерминировано социально-психологическими характеристиками ее обладателя: подверженность аффективным переживаниям, эмоциональная лабильность, богатство и яркость эмоциональных проявлений положительно взаимосвязаны с преобладанием субъект-субъектных, позитивно окрашенных целей в жизненной перспективе. Такие качества, как социальная смелость, оптимизм, находчивость, а также готовность к расширению круга друзей напрямую влияют на прогнозирование активного социального взаимодействия в будущем. Существует взаимосвязь между преобладанием субъект-субъектных, негативно окрашенных целей в жизненной перспективе и социально-психологическими характеристиками, связанными с группой: ответственность в сочетании с высокой аналитичностью, зависимость от группы и забота о сохранении и повышении благополучия близких людей связаны с прогнозированием негативных событий, таких как смерть близких и друзей в будущем.
4. Преобладание в жизненной перспективе субъект-объектных положительно окрашенных целей детерминировано выраженностью социально-психологических характеристик, связанных с самовозвышением и влиянием. Доминирование субъект-объектных, негативно окрашенных целей в жизненной перспективе взаимосвязано с невыраженностью ряда социально-психологических характеристик, связанных как с общением, так и с ответственностью и влиянием.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на заседаниях лаборатории социальной и экономической психологии ФГБУН «Институт психологии РАН» (2011-2012 г.), на заседаниях кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ (2011-2013 г.), представлены на конференциях «Психология – наука будущего» (Москва, 2009, 2011 гг.), на Международном молодежном научном форуме «ЛОМОНОСОВ-2011» (Москва, 2011 г.), на второй Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические и психологические проблемы управления» (Москва, 2011 г.), X юбилейной научно-практической межвузовской конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения (Москва, 2011 г.), на международной конференции «4th World Congress on Women's Mental Health» (Мадрид, 2011 г.), на международной конференции «20th Ramiro and Zoran Bujas’ days» (Загреб, 2011 г.), на конференции «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2011 г.), на Международной молодежной научной конференции «Ломоносов-2012» (Москва, 2012 г.), на XI межвузовской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 2012 г.), на Международной научно-практической конференции «Экономическая психология в современном мире» (Москва, 2012 г.).
Результаты диссертационного исследования были внедрены в практику управления персоналом нескольких крупных предприятий и организаций: Высоковольтные кабельные сети – филиал ОАО «МОЭСК» (г. Москва), ОАО «Ставровский завод автотракторного оборудования» (г. Владимир), ОАО «Электрооборудование тракторное и автомобильное» (г. Ржев), ООО «ПОЛЕ клиника» (г. Москва).
Материалы диссертации были использованы автором в ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: при чтении курса «Управление конфликтами» в рамках программы профессиональной переподготовки «Управление проектами и развитием бизнеса», на практических консультационных семинарах по теме «Управление проектами и развитием бизнеса» («Оптимизация делового взаимодействия внутри команды проекта») в Высшей школе управления проектами, при чтении курса «Управление проектами» на факультете государственного и муниципального управления (бакалавриат, IV курс).
Основные идеи и результаты проведенного исследования отражены в 16 публикациях (из них 6 – в изданиях, рекомендованных ВАК, объем – 4,5 п.л.), общим объемом более 6,9 п.л.
Структура и объем диссертации.Основной текст диссертации составляет 143 страницы (с приложением 176 страницы). Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и выводов, библиографии и приложений. Список литературы содержит 172 источника, в том числе 51 – на иностранном языке. В основном тексте диссертации приведены 22 рисунка и 16 таблиц.
Основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность исследования взаимосвязи социально-психологических характеристик личности и типов жизненных перспектив молодых менеджеров, определяются цель, объект, предмет и задачи исследования, перечисляются используемые методы, формулируются гипотезы исследования, положения, выносимые на защиту, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Глава 1. «Теоретическое исследование жизненной перспективы и ее взаимосвязи с социально-психологическими характеристиками личности» посвящена теоретическому анализу проблемы жизненной перспективы, освещению существующих в науке подходов к ее изучению, а также описанию возможностей, которые открывает в изучении проблемы жизненной перспективы молодых менеджеров социально-психологический подход в целом, и подхода к рассмотрению жизненной перспективы как частного случая сконкретизированного социально-психологического пространства в форме жизненного сценария.
В параграфе 1.1. «Жизненная перспектива как психологический феномен» рассматриваются подходы к определению жизненной перспективы, решается задача поиска оснований для выделения операционального определения жизненной перспективы в рамках социальной психологии личности, в котором прослеживается акцент, сделанный на взаимосвязи индивидуально- и социально-психологического. Так, Т. Коттл определял жизненную перспективу как «способность личности действовать в настоящем в свете предвидения сравнительно отдаленных будущих событий» (Cottle T.J., 1974), К.К. Платонов – как «образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей» (Платонов К.К., 1986). Е.И. Головаха отмечал: «жизненную перспективу следует рассматривать как целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» (Головаха Е.И., 1988).
В результате теоретического анализа научных проблем психологического времени и жизненного пути личности формулируются следующие выводы: 1) основной характеристикой жизненной перспективы как единицы психологического времени личности, можно считать ее содержание. Таким содержанием выступают цели, роли, планы, ориентации и т.д.; 2) определяющую роль по отношению к содержательному наполнению жизненной перспективы необходимо отводить социально-психологическим характеристикам – прогнозируя конкретные события, личность исходит из определенной иерархии социальных ценностей; 3) несмотря на очевидное внимание к жизненной перспективе в рамках общей психологии, исследования, рассматривающие жизненную перспективу как научную проблему социальной психологии личности, практически не представлены в науке.
В параграфе 1.2. «Научная проблема взаимосвязи жизненной перспективы и социально-психологических характеристик личности» анализируются различные характеристики перспективы будущего, формируемые личностью во взаимодействии с социумом, выделяемые разными авторами как основные. В результате выявлено: традиционно жизненная перспектива (перспектива будущего) рассматривалась как когнитивное образование – роль сформированной жизненной перспективы выражается в том, что она предстает как «когнитивный» план будущей деятельности. В ходе социально-психологических исследований когнитивных процессов было обнаружено, что когнитивные образования подвержены влиянию социально-психологических характеристик (Ломов Б.Ф., 1975; Брунер Дж., 1977; Трусов В.П., 1980). Б.Ф. Ломов неоднократно указывал на взаимосвязь когнитивных и социально-психологических компонентов, определяющих характер общения и взаимодействия: «деятельность, познание и общение развиваются в неразрывном единстве» (Ломов Б.Ф., 1975). Исходя из положений Б.Ф. Ломова, целесообразным становится изучение взаимосвязи жизненной перспективы и социально-психологических характеристик личности, для чего предлагается подход, основанный на перенесении на проблему содержания жизненной перспективы теоретических моделей «общения как деятельности» (А.Н. Леонтьев) и «общения как взаимодействия» (Б.Ф. Ломов) В рамках такого подхода жизненная перспектива представлена двумя видами целей, которые личность ставит перед собой: субъект-субъектные (S-S) и субъект-объектные (S-O). Будущие события, прогнозируемые личностью, можно группировать в зависимости от S-O или S-S характера подразумеваемых ими целей. Так, в группу целей S-S попадают события, так или иначе связанные конечной целью с общением и взаимодействием с другими людьми. К целям типа S-O относятся цели, связанные с профессиональным ростом, материальным успехом, здоровьем, повышением уровня образования и т.д.
Взаимосвязь жизненной перспективы и социально-психологических характеристик рассматривается также в рамках научной проблемы изучения влияния социально-психологических характеристик личности на протекание перцептивных процессов. Анализируются исследования и эксперименты, выполненные в русле когнитивных направлений. Проблема S-O и S-S подходов в рамках исследования взаимосвязи социально-психологических и когнитивных элементов личности рассматривается на примере ситуации общения менеджера и подчиненного (Шихирев П.Н., 1979). В результате теоретического анализа сформулирован вывод о том, что с целью операционализации понятия «жизненная перспектива» необходимо построение авторского концептуального подхода к ее изучению.
В параграфе 1.3. «Жизненная перспектива как частный случай социально-психологического пространства личности» жизненная перспектива рассматривается как сконкретизированное пространство значимых для личности связей и отношений, пронизанных ее жизненными смыслами и ценностями – т.е. как социально-психологическое пространство в форме жизненного сценария, имеющего социальную природу и включающего конкретные жизненные стратегии. Обосновывается целесообразность использования типологического подхода для дифференциации типов жизненных перспектив молодых менеджеров. Первым основанием для выделения ее типов является выраженность социальной природы конкретных жизненных стратегий. В рамках перенесенных на проблему содержания жизненной перспективы реализаций теоретической модели «общения как деятельности» (А.Н. Леонтьев) и модели «общения как взаимодействия» (Б.Ф. Ломов) жизненная перспектива представлена двумя видами целей, которые личность ставит перед собой: S-S- и S-O. В рамках такого подхода будущие события, прогнозируемые личностью, можно группировать в зависимости от S-O или S-S характера подразумеваемых ими целей.
Вторым основанием для выделения типов жизненной перспективы является ориентация на определенный тип ролей (личностные роли/социальные роли). Социальные роли – не раз и навсегда заданные шаблоны поведения, они оставляют некоторый «диапазон возможностей» для своих исполнителей – «стиль исполнения роли» (Андреева Г.М., 2011). Овладение репертуаром управленческих ролей – один из важнейших социально-психологических факторов профессиональной социализации управляющего (Базарова Г.Т., 2001). Т.к. выборка настоящего исследования – молодые менеджеры, опираясь на типологию Херси-Бланшара (Нersey P. & Blanchard K.H., 1974), S-S ориентацию жизненной перспективы можно рассматривать как частный случай ориентации руководителя на отношения, а S-O – как частный случай ориентации на задачу. Выраженная ориентация на отношения подразумевает, что для менеджера важен микроклимат в коллективе (малой группе), получают ли сотрудники удовольствие от порученной им работы, заинтересованы ли они в достижении стоящих перед ними целей и т.д. Выраженность ориентации руководителя на задачу отражает высокую степень структурированности задания: четкость обозначенной проблемы, указаний и сроков.
Таким образом, в третьем параграфе на концептуальном уровне выделяются два основания для типологии. Первое – S-S или S-O ориентация жизненной перспективы. Вторым основанием является детерминированное ценностными ориентациями преобладание социальных или личностных ролей в жизненной перспективе. Теоретическое основание типологии жизненной перспективы молодых менеджеров представлено в виде таблицы (см. табл. 1):
Таблица 1.
Типологии жизненной перспективы молодых менеджеров
S-S ориентация | S-O ориентация | |
Преобладание личностных ролей | Субъект-субъектная, ориентированная на себя | Субъект-объектная, ориентированная на себя |
Преобладание социальных ролей | Субъект-субъектная, ориентированная на значимых других | Субъект-объектная, ориентированная на значимых других |
В главе 2 «Программа исследования взаимосвязи жизненной перспективы и социально-психологических характеристик молодых менеджеров» операционализируются основные понятия исследования, ставятся цель и задачи эмпирического исследования, описываются характеристики респондентов, методический инструментарий и процедура исследования взаимосвязи социально-психологических характеристик личности и типов жизненных перспектив молодых менеджеров.
В параграфе 2.1. «Программа эмпирического исследования: цель, задачи, методический инструментарий и процедура исследования»формулируются цель исследования, методические и эмпирические задачи, операционализируется основное понятие исследования, приводятся эмпирические и статистические методы исследования.
Описывается процедура исследования, состоящая из четырех этапов:
- Первый этап: подбор методического инструментария для исследования социально-психологических характеристик и жизненной перспективы; авторская модификация методик для исследования социально-психологического содержания жизненной перспективы.
- Второй этап: планирование программы исследования и проведение пилотажного исследования.
- Третий этап: сбор данных по отобранным методам; статистическая обработка первичных результатов исследования.
- Четвертый этап: анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования, формулирование выводов.
Впараграфе 2.2. «Характеристика молодых менеджеров как выборки исследования»приводится описание испытуемых. Молодые менеджеры как социальная группа наиболее удачно подходят в качестве объекта настоящего исследования, они обучены сетевому планированию, а следовательно, могут перейти на уровень рационального планирования своей деятельности в целом (Лебедев А.Н., 1987). В настоящем исследовании к менеджерам были отнесены: работники дирекций по экономике и финансам, дирекций по управлению персоналом, дирекций по производству, коммерческих дирекций и служб главного инженера исследуемых предприятий.
Впараграфе 2.3. «Обоснование методов исследования»с целью операционализации понятия «жизненная перспектива» был осуществлен перевод исходного концептуального подхода к ее определению в показатели методического инструментария исследования. В рамках исследования используется следующее определение социально-психологического понятия «жизненная перспектива»: «жизненную перспективу следует рассматривать как целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» (Головаха Е.И., 1988). Согласованная непротиворечивая система ценностных ориентаций является важнейшей предпосылкой успешной самореализации человека в будущем, а также лежит в основе формирования содержательно и хронологически согласованных жизненных целей и планов» (Головаха Е.И., 1988). Социально-психологический компонент жизненной перспективы рассматривается с точки зрения вида целей, которые личность ставит перед собой: субъект-субъектных (S-S) и субъект-объектных (S-O).
С целью операционализации понятия «жизненная перспектива» и решения эмпирических задач исследования был подобран комплект методов:
1 –16-факторный личностный опросник (16-PF, Р. Кеттелл).
Вслед за А.А. Рукавишниковым, М.В. Соколовой и Д.Я. Райгородским, к социально-психологическим характеристикам личности отнесены следующие факторы: А, Н, F, E, Q2, N, L. Также к социально-психологическим характеристикам был отнесен фактор G, связанный как с интересом к общественным стандартам, так и с приложением усилий для выполнения общественных норм и требований Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Таким образом, были выявлены социально обусловленные характеристики личности молодых менеджеров. Предпочтение было отдано именно 16-PF по причине относительной независимости 16 факторов.
2– Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности (в модификации В.Н. Карандашева) применялась для изучения ценностных ориентаций молодых менеджеров, выступающих в качестве социально-психологического содержательного наполнения их жизненной перспективы.
3– Семантический дифференциал времени (Л.И. Вассерман) использовался для изучения когнитивных компонентов жизненной перспективы молодых менеджеров.
4– Тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев) применялся для изучения взаимосвязи типов жизненных перспектив молодых менеджеров с уровнем жизнестойкости их обладателей, выступающим как мера способности личности выдерживать социальный стресс.
На основе анализа методического инструментария, направленного на содержательное изучение временной перспективы, предложены авторские модификации методов изучения жизненной перспективы личности.
5 –Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я в будущем?» («Кто я?» М. Кун и Т. Макпартленд в авторской модификации). В рамках исследования метод «Кто я?» был модифицирован с целью изучения временного аспекта индивидуальных представлений о возможности приобретения новых социальных и групповых идентичностей или улучшения существующих. Наибольший интерес вызывали особенности антиципации молодыми менеджерами своих будущих ролей, которые были сгруппированы в 2 категории: социальные роли (включающие семейные и групповые роли) и личностные (профессиональные и индивидуальные) роли.
6 –Модификация проективной методики «Психологическая автобиография» (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова). Изначально, метод «психологической автобиографии» основан на предположении о том, что компоненты внутренней картины жизненного пути могут входить в систему базовых показателей, лежащих в основе получаемых в психодиагностическом исследовании данных (Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю., 1998, С. 177). При помощи данного метода картина будущего жизненного пути молодых менеджеров была содержательно рассмотрена в соответствии с авторским концептуальным подходом к проблеме жизненной перспективы: события, указываемые респондентами, группировались в зависимости от S-O или S-S характера подразумеваемых ими целей и эмоционального отношения к ним (от +5 до –5).
В главе 3. «Взаимосвязь социально-психологических характеристик и жизненной перспективы личности» представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи социально-психологических характеристик личности и типов жизненных перспектив молодых менеджеров.
В параграфе 3.1. «Типы жизненной перспективы; описание типообразующих характеристик жизненной перспективы» выделяются типы жизненной перспективы. Массив данных, полученных при применении к выборкам испытуемых Семантического дифференциала времени (Будущее), проективной методики «психологическая автобиография» Л.Ф. Бурлачука, Е.Ю. Коржовой в авторской модификации и рефлексивного теста-самоотчета «Кто я в будущем? («Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда) в авторской модификации, был подвергнут кластерному анализу с целью выявления групп испытуемых со статистически значимо схожими результатами. Необходимость применения кластерного анализа, как метода статистической обработки, продиктована его потенциалом к выявлению групп испытуемых со статистически значимо схожими результатами.
На рис. 1 приведены типы жизненных перспектив молодых менеджеров, выделенные при помощи кластерного анализа K-means по критерию значимости различных показателей жизненной перспективы (см. рис. 1.)
Рис. 1. Типология жизненных перспектив молодых менеджеров
Дисперсионный анализ показал высокую значимость всех переменных как типообразующих характеристик, наименьший вклад вносит переменная «Эмоциональная Окраска». Обладателей I типа жизненной перспективы выявлено 25 человек, обладателей II типа – 47 человек, обладателей III типа – 58 человек и обладателей IV типа – 18 человек. Средние значение обладателей каждого типа жизненной перспективы по каждому ее показателю представлены в табл. 2.
Это позволило перейти к описанию жизненных перспектив через их типообразующие показатели: когнитивные характеристики (Активность, Эмоциональная окраска, Величина, Структура, Ощущаемость) и социально-психологическое содержание (Цели S-S+, Цели S-S –, Цели S-O +, Цели S-O –, Социальные роли, Личностные роли).
Таблица 2.