Заочная форма с полным сроком обучения
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2015 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ДЕФЕКТОЛОГИЯ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»
«Психология образования»
«Психология профессионального образования»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дефектология». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 29 с.
Учебно-методический комплекс в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Автор: | кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития | Н.Е. Жданова | ||
Рецензент: | кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой акмеологии и менеджмента УрГПУ | О.В. Кружкова | ||
Одобрен на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол от «21» мая 2015 г. № 16.
Заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития | Э.Ф. Зеер |
Рекомендован к печати методической комиссией факультета психологии и педагогики РГППУ. Протокол от «25» мая 2015 г. № 9.
Председатель методической комиссии ФПП | О.В. Мухлынина | |
Зам. директора НБ | Е.Н. Билева | |
Декан ФПП | И.И. Хасанова |
© ФГАОУ ВПО «Российский
государственный профессионально-педагогический университет», 2015
© Жданова Н.Е., 2015 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина «Дефектология» является важным компонентом теоретической и практической подготовки высококвалифицированного бакалавра любой области и сферы деятельности.
Входя в целостный и последовательный цикл подготовки бакалавров в области психолого-педагогического образования, дисциплина «Дефектология» предполагает следующие цели ее освоения.
Учебная цель: повышение психолого-педагогической компетентности студентов в сфере оказания психолого-педагогической помощи и специальных образовательных услуг лицам, имеющим нарушения психического развития и отклонения в поведении, с учетом их психологических особенностей и проблем развития.
Воспитательная рольданной учебной дисциплины определяется тем, что она способствует развитию гуманистической направленности студентов, формированию умений, необходимых для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении в их социализации, успешной адаптации и интеграции в социум.
Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Дефектология» преследует решение следующих задач:
• формирование у студентов представлений о дефектологии как науке, о месте дефектологии в системе подготовки бакалавра по направлению психолого-педагогического образования;
• ознакомление с характером и структурой дефекта и психофизическими особенностями развития каждой категории детей с проблемами в развитии;
• формирование у студентов представлений об особенностях развития детей с аномалиями развития;
• формирование умения адекватно оценивать возможности психического и физического развития детей с аномалиями развития;
· развитие способности оказывать профессиональную помощь детям с проблемами в развитии;
· психологическое оценивание эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Дефектология» относится к обязательным дисциплинам вариативной части модуля психология и педагогика развития детей и подростков.
Данная дисциплина призвана сформировать у обучающихся развернутые представления об с особенностях психического развития людей с аномалиями развития, возможностях компенсации и способов коррекции отклоняющегося развития, методами их диагностики, ориентирует студентов на работу с детьми и подростками, недостаточно восприимчивыми к традиционным формам обучения и воспитания в силу нарушений в развитии, девиаций личностного развития и поведения.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
из дисциплины «Психология развития»:
Знать: общих методологических вопросов психологии развития;
Уметь: развивать практические аспекты психолого-педагогических основ деятельности в сфере психологии развития;
Владеть: методами исследования развития личности на каждом возрастном этапе.
из дисциплины «Анатомия и возрастная физиология»:
Знать:основные анатомо-физиологические понятия; вопросы общей и частной возрастной анатомии и физиологии, физиологии высшей нервной деятельности детей и подростков; физиологические механизмы психических процессов и состояний.
Уметь: формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов; использовать анатомо-физиологические знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса, сохранения здоровья; организовать различные виды игровой и учебной деятельности в соответствии с возрастными нормами развития.
Владеть: методиками изучения функционального состояния организма; методиками оценки индивидуальных анатомо-физиологических, психофизиологических, индивидуально-типологических особенностей человека.
из дисциплины «Введение в профессиональную деятельность»:
Знать: о целях и задачах основных направлений деятельности психолога-профессионала; квалификационные требования к психологам различного профиля; морально-этические принципы работы психолога.
Уметь: анализировать типичные приемы работы психолога;определять свою профессиональную позицию психолога.
Владеть: навыками теоретического анализа научной психологической литературы; организовывать самообразование; способами обобщения и логического изложения материала.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВО:
общепрофессиональные компетенции:
– способностью учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
– способностью принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);
– готовностью применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);
– способностью организовать совместную деятельность и межличностное
– способностью использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).
профессионально-прикладные компетенции:
психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации (ПКПП):
– готовностью применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2).
педагогическая деятельность в дошкольном образовании (ПКД):
– способностью организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);
– готовностью реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПКД-2);
– способностью обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);
– готовностью обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательной организации (ПКД-4);
– способностью осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);
– способностью осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· предмет, задачи, принципы, категории, дефектологии;
· историю становления дефектологии;
· закономерности и особенности психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и, прежде всего, в условиях коррекционного обучения;
· методы и способы, пути и средства, с помощью которых можно разрешить проблемы школьников с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении, предотвратить их педагогическую запущенность, трудновоспитуемость и социальную дезадаптацию;
· способы психолого-педагогической коррекции недостатков развития.
Уметь:
· использовать методы и способы, пути и средства, разрешения проблем школьников с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении;
· проводить профилактику и коррекцию вторичных и третичных отклонений в развитии детей с отклонениями в развитии.
Владеть/ быть в состоянии продемонстирировать:
· способами эффективной психолого-педагогической помощи и поддержки разных групп детей с нарушенным психическим развитием;
· умениями, необходимыми для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении в их социализации;
· успешной адаптации и интеграции в социум.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий | Формы обучения | ||
Очная форма обучения | Заочная форма с полным сроком обучения | Заочная форма с сокращенным сроком обучения | |
1. Виды и объем учебной работы, в ч. | |||
1. 1.1. Общая трудоемкость дисциплины | 2 (72) | 2 (72) | 2 (72)* |
1.2. Аудиторные занятия: | |||
1.2.1. Лекции | |||
1.2.2. Практические (семинарские) занятия | |||
1.2.3. Лабораторные работы | - | - | - |
1.3. Самостоятельная работа: | |||
1.3.1. Курсовой проект (работа) | - | - | - |
1.3.2. Контрольная работа | - | ||
1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | - | – |
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних работ, самостоятельная подготовка по дополнительному материалу и др. | |||
1.3.5. Подготовка к зачету | |||
2. График изучения дисциплины | |||
2.1. Курс | |||
2.2. Семестр | |||
2.3. Экзамен (семестр) | - | - | - |
2.4. Зачет (семестр) | |||
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | - | - | - |
2.6. Контрольная работа (семестр) | - |
*Уже изучено, переаттестовано 1 з.е. (36 ч.)
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Очная форма обучения
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Предмет, задачи, принципы, основные категории дефектологии | 1-2 | еженед. | Участие в групповой дискуссии по темам докладов. Семинар. | ||||
2. | История становления и развития дефектологии | 3-4 | еженед. | Участие в групповой дискуссии по темам докладов. Участие в круглом столе. | ||||
3. | Понятие нормативности развития. Виды дизонтогенеза. Диагностика откло-нений в развитии | 5-6 | еженед. | Участие в групповой дискуссии по темам докладов. Участие в практич. занятии. | ||||
4. | Дети с нарушениями познавательной деятельности | 7-8 | еженед. | Участие в групповой дискуссии по темам докладов. | ||||
5. | Дети с сенсорными нарушениями в развитии | 9-10 | еженед. | Участие в групповой дискуссии по темам докладов. | ||||
6. | Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата | 11-12 | еженед. | Участие в групповой дискуссии по темам докладов. Участие в практич. занятии. | ||||
7. | Дети с нарушениями речи | еженед. | Участие в групповой дискуссии по темам докладов. Участие в практич. занятии. | |||||
8. | Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы | 14-15 | еженед. | Участие в групповой дискуссии по темам докладов. | ||||
9. | Развитие и образование детей со сложными нарушениями в развитии | 16-17 | - | еженед. | Участие в групповой дискуссии по темам докладов. Итоговая контрольная работа | |||
Итого за семестр | Зачет |
Содержание и тематическое планирование дисциплины
Лабораторные работы
Для дисциплины «Дефектология» лабораторных работ не предусмотрено.
Самостоятельная работа
При изучении дисциплины «Дефектология» предусмотрено выделение 29 часов на самостоятельную работу студентов. Виды самостоятельной работы регламентируются графиком учебного процесса и самостоятельной работы.
Видами самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Дефектология» являются:
а) выполнение домашних заданий;
б) освоение и проработка теоретического материала лекционного курса;
в) выполнение заданий по самостоятельной работе.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Содержание дисциплины предполагает нелинейную организацию образовательного процесса, которая характерна для многоуровнего образования, что позволяет реализовывать новую проектно-исследовательскую модель обучения. Освоение данной дисциплины включают как традиционные технологии (лекционно-семинарские занятия), так и не имитационные неигровые методы и технологии: метод проектов, мультимедиа презентации, групповые дискуссии, семинары-конференции и др.
Практические занятия по дисциплине предполагают применение интерактивных методов обучения: анализ реальных проблем; обсуждение и решение проблемных ситуаций, а также использование методов активного социально-психологического обучения: дискуссия, метод «Круглого стола», кейс-метод, мультимедийные технологии и т.п.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Практические занятия – важная форма организации учебного процесса, необходимая при изучении дисциплины «Дефектология». Она способствуют закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками, развивает самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. Кроме того, они являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студента.
6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) Основная литература
1. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. - 267 с.
2. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / [Б. П. Пузанов и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. - Москва : Владос, 2011. - 439 с.
3. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : учебник для вузов по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" [Гриф Московского педагогического государственного университета] / [В. В. Ткачева и др.] ; под ред. В.В. Ткачевой. - Москва : Академия, 2014. - 271 с.
4. Специальная дошкольная педагогика: учебник для вузов [Гриф Московского педагогического государственного университета] / [Е. А. Стребелева и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2013. - 350 с.
б) Дополнительная литература
1. Аксенова Л.И.Специальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л. И. Аксенова [и др.] ; ред. Н. М. Назарова. - 9-е изд. - М. : Академия, 2009. – 395 с.
2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2007. – 272 с.
3. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. средних пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова [и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. - 5-е изд. - М. : Академия, 2008. – 480 с.
4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка [Текст] : пособие для учителя-дефектолога / Л. М. Щипицына, Е. И. Казакова, М. А. Жданова ; ред. Л. М. Щипицына. - М. : Владос, 2003. - 527 с.
5. Специальная педагогика // Под ред. Назаровой Н.М. – М. : Академия, 2008. – 507 с.
6. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб. : Питер, 2006 – 304 с.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебные аудитории, оборудованные в соответствии с санитарно-техническими требованиями для проведения групповых форм работы; оргтехника для тиражирования материалов для слушателей.
Поскольку ряд практических занятий предполагает использование мультимедийных технологий, это предполагает наличие следующих технических средств и оборудования: персональный компьютер или ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Учебно-методический комплекс дисциплины
«Дефектология»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2015 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ДЕФЕКТОЛОГИЯ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»
«Психология образования»
«Психология профессионального образования»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дефектология». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 29 с.
Учебно-методический комплекс в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Автор: | кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития | Н.Е. Жданова | ||
Рецензент: | кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой акмеологии и менеджмента УрГПУ | О.В. Кружкова | ||
Одобрен на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол от «21» мая 2015 г. № 16.
Заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития | Э.Ф. Зеер |
Рекомендован к печати методической комиссией факультета психологии и педагогики РГППУ. Протокол от «25» мая 2015 г. № 9.
Председатель методической комиссии ФПП | О.В. Мухлынина | |
Зам. директора НБ | Е.Н. Билева | |
Декан ФПП | И.И. Хасанова |
© ФГАОУ ВПО «Российский
государственный профессионально-педагогический университет», 2015
© Жданова Н.Е., 2015 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина «Дефектология» является важным компонентом теоретической и практической подготовки высококвалифицированного бакалавра любой области и сферы деятельности.
Входя в целостный и последовательный цикл подготовки бакалавров в области психолого-педагогического образования, дисциплина «Дефектология» предполагает следующие цели ее освоения.
Учебная цель: повышение психолого-педагогической компетентности студентов в сфере оказания психолого-педагогической помощи и специальных образовательных услуг лицам, имеющим нарушения психического развития и отклонения в поведении, с учетом их психологических особенностей и проблем развития.
Воспитательная рольданной учебной дисциплины определяется тем, что она способствует развитию гуманистической направленности студентов, формированию умений, необходимых для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении в их социализации, успешной адаптации и интеграции в социум.
Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Дефектология» преследует решение следующих задач:
• формирование у студентов представлений о дефектологии как науке, о месте дефектологии в системе подготовки бакалавра по направлению психолого-педагогического образования;
• ознакомление с характером и структурой дефекта и психофизическими особенностями развития каждой категории детей с проблемами в развитии;
• формирование у студентов представлений об особенностях развития детей с аномалиями развития;
• формирование умения адекватно оценивать возможности психического и физического развития детей с аномалиями развития;
· развитие способности оказывать профессиональную помощь детям с проблемами в развитии;
· психологическое оценивание эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Дефектология» относится к обязательным дисциплинам вариативной части модуля психология и педагогика развития детей и подростков.
Данная дисциплина призвана сформировать у обучающихся развернутые представления об с особенностях психического развития людей с аномалиями развития, возможностях компенсации и способов коррекции отклоняющегося развития, методами их диагностики, ориентирует студентов на работу с детьми и подростками, недостаточно восприимчивыми к традиционным формам обучения и воспитания в силу нарушений в развитии, девиаций личностного развития и поведения.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
из дисциплины «Психология развития»:
Знать: общих методологических вопросов психологии развития;
Уметь: развивать практические аспекты психолого-педагогических основ деятельности в сфере психологии развития;
Владеть: методами исследования развития личности на каждом возрастном этапе.
из дисциплины «Анатомия и возрастная физиология»:
Знать:основные анатомо-физиологические понятия; вопросы общей и частной возрастной анатомии и физиологии, физиологии высшей нервной деятельности детей и подростков; физиологические механизмы психических процессов и состояний.
Уметь: формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов; использовать анатомо-физиологические знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса, сохранения здоровья; организовать различные виды игровой и учебной деятельности в соответствии с возрастными нормами развития.
Владеть: методиками изучения функционального состояния организма; методиками оценки индивидуальных анатомо-физиологических, психофизиологических, индивидуально-типологических особенностей человека.
из дисциплины «Введение в профессиональную деятельность»:
Знать: о целях и задачах основных направлений деятельности психолога-профессионала; квалификационные требования к психологам различного профиля; морально-этические принципы работы психолога.
Уметь: анализировать типичные приемы работы психолога;определять свою профессиональную позицию психолога.
Владеть: навыками теоретического анализа научной психологической литературы; организовывать самообразование; способами обобщения и логического изложения материала.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВО:
общепрофессиональные компетенции:
– способностью учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
– способностью принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);
– готовностью применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);
– способностью организовать совместную деятельность и межличностное
– способностью использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).
профессионально-прикладные компетенции:
психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации (ПКПП):
– готовностью применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2).
педагогическая деятельность в дошкольном образовании (ПКД):
– способностью организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);
– готовностью реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПКД-2);
– способностью обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);
– готовностью обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательной организации (ПКД-4);
– способностью осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);
– способностью осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· предмет, задачи, принципы, категории, дефектологии;
· историю становления дефектологии;
· закономерности и особенности психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и, прежде всего, в условиях коррекционного обучения;
· методы и способы, пути и средства, с помощью которых можно разрешить проблемы школьников с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении, предотвратить их педагогическую запущенность, трудновоспитуемость и социальную дезадаптацию;
· способы психолого-педагогической коррекции недостатков развития.
Уметь:
· использовать методы и способы, пути и средства, разрешения проблем школьников с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении;
· проводить профилактику и коррекцию вторичных и третичных отклонений в развитии детей с отклонениями в развитии.
Владеть/ быть в состоянии продемонстирировать:
· способами эффективной психолого-педагогической помощи и поддержки разных групп детей с нарушенным психическим развитием;
· умениями, необходимыми для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении в их социализации;
· успешной адаптации и интеграции в социум.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий | Формы обучения | ||
Очная форма обучения | Заочная форма с полным сроком обучения | Заочная форма с сокращенным сроком обучения | |
1. Виды и объем учебной работы, в ч. | |||
1. 1.1. Общая трудоемкость дисциплины | 2 (72) | 2 (72) | 2 (72)* |
1.2. Аудиторные занятия: | |||
1.2.1. Лекции | |||
1.2.2. Практические (семинарские) занятия | |||
1.2.3. Лабораторные работы | - | - | - |
1.3. Самостоятельная работа: | |||
1.3.1. Курсовой проект (работа) | - | - | - |
1.3.2. Контрольная работа | - | ||
1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | - | – |
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних работ, самостоятельная подготовка по дополнительному материалу и др. | |||
1.3.5. Подготовка к зачету | |||
2. График изучения дисциплины | |||
2.1. Курс | |||
2.2. Семестр | |||
2.3. Экзамен (семестр) | - | - | - |
2.4. Зачет (семестр) | |||
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | - | - | - |
2.6. Контрольная работа (семестр) | - |
*Уже изучено, переаттестовано 1 з.е. (36 ч.)
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Очная форма обучения
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Предмет, задачи, принципы, основные категории дефектологии | 1-2 | еженед. | Участие в групповой дискуссии по темам докладов. Семинар. | ||||
2. | История становления и развития дефектологии | 3-4 | еженед. | Участие в групповой дискуссии по темам докладов. Участие в круглом столе. | ||||
3. | Понятие нормативности развития. Виды дизонтогенеза. Диагностика откло-нений в развитии | 5-6 | еженед. | Участие в групповой дискуссии по темам докладов. Участие в практич. занятии. | ||||
4. | Дети с нарушениями познавательной деятельности | 7-8 | еженед. | Участие в групповой дискуссии по темам докладов. | ||||
5. | Дети с сенсорными нарушениями в развитии | 9-10 | еженед. | Участие в групповой дискуссии по темам докладов. | ||||
6. | Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата | 11-12 | еженед. | Участие в групповой дискуссии по темам докладов. Участие в практич. занятии. | ||||
7. | Дети с нарушениями речи | еженед. | Участие в групповой дискуссии по темам докладов. Участие в практич. занятии. | |||||
8. | Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы | 14-15 | еженед. | Участие в групповой дискуссии по темам докладов. | ||||
9. | Развитие и образование детей со сложными нарушениями в развитии | 16-17 | - | еженед. | Участие в групповой дискуссии по темам докладов. Итоговая контрольная работа | |||
Итого за семестр | Зачет |
Содержание и тематическое планирование дисциплины
заочная форма с полным сроком обучения
Таблица 3
Наименование тем и разделов дисциплины | Всего аудитор. часов | В том числе | |
лекции | практич. занятия | ||
Тема 1. Предмет, задачи, принципы, основные категории дефектологии | - | ||
Тема 2. Понятие нормативности развития. Виды дизонтогенеза. Диагностика отклонений в развитии | |||
Тема 3. Развитие и образование детей со сложными нарушениями в развитии | - | ||
ВСЕГО: |
Содержание и тематиче