Процедуры измерения установок личности

В социологии и социальной психологии отработаны четыре про­цедуры измерения социальных отношений. В научную литературу эти процедуры вошли под названием «шкала», поэтому мы будем обозна­чать их так, как общепринято. Существует четыре типа социально-пси­хологических шкал: шкала социальной дистанции Э. С. Богардуса, шкала равнокажущихся интервалов Л. Л. Терстоуна, шкала суммарных оценок Р. Лайкерта и шкалограммный анализ Л. Гуттмана.

Шкала Богардуса предназначена для измерения отношений в си­стеме межэтнического взаимодействия, поэтому в данной книге мы не описываем процедуру построения этой шкалы. Три остальные шкалы - Терстоуна, Лайкерта и Гуттмана предназначены, в основ­ном, для измерения системы отношений в индустриальной и органи­зационной психологии, поэтому мы описываем процессы разработки этих шкал и проверки их на надежность.

Вплоть до нашего времени идет дискуссия о преимуществе про­цедур Терстоуна, Лайкерта, Гуттмана. По-видимому, достоинства и недостатки всех процедур уравновешивают друг друга. Однако, по нашему мнению, развитие компьютерных технологий, облегчившее математический анализ социально-психологических данных, обеспе­чивает равные возможности для выбора и применения всех этих про­цедур. Процедуры измерения установок личности описаны Л. Г. По-чебут.

ШКАЛА РАВНОКАЖУЩИХСЯ ИНТЕРВАЛОВ ЛУИ ТЕРСТОУНА*

Чикагский психолог и социолог Л. Терстоун в 1927 году опубли­ковал статью «Аттитьюды могут быть измерены». В ней он вперыве изложил общие принципы измерения отношения людей к различным социальным явлениям и создал шкалу «кажущихся равными интерва­лов». Терстоун применял эту шкалу для изучения отношения различ-



' В описании данной шкалы принимала участие О. Е. Королева.



Организационная социальная психология

Приложение 8 к главе X



ных групп населения к церкви как социальному институту. В 1930 году другой чикагский социолог Д. Дроуба изучал с ее помощью отноше­ние людей к войне. Шкала Терстоуна стала одним из основных мето­дов в политической социологии и психологии. Она использовалась при измерении отношения людей к власти, расизму, национализму, общественным организациям и процессам.

Методика построения шкалы Терстоуна предполагает следующую процедуру. Вначале придумывается множество суждений позитивно­го и негативного характера, каждое из которых содержит отношение к некоторому объекту, явлению, социальной проблеме и т. п. в зависи­мости от поставленной задачи, то есть выражает интересующую ис­следователя установку.

Для формулирования суждений можно привлечь представителей потенциальной аудитории опроса. Терстоун собирал мнения коллег, студентов, высказывания из публикаций. Здесь уместны также интер­вьюирование, использование открытых вопросов («Что вы думае­те о ...?»), групповая дискуссия. Составляется большой выбор сужде­ний (у Терстоуна их было 300). Собранные высказывания подверга­ются первичному отбору в соответствии с определенными правила­ми. В результате исходный список существенно сокращается. Каждое из оставшихся суждений оценивается экспертами/Но результатам оценки экспертов отбираются наиболее значимые суждения. С этими суждениями знакомят респондентов, чьи установки предполагается измерить. В соответствии с тем, с какими утверждениями согласился ■ респондент, ему присваивается балл, зависящий от веса выбранных суждений. Затем респонденты могут быть ранжированы и разделены на группы с различающимися установками.

Шкала Терстоуна позволяет расположить и суждения и индивидов вдоль одномерного континуума установки, полюсам которого соответ­ствует крайне благожелательное и крайне негативное отношение к объекту установки. Шкальный балл суждения или индивида отражает степень этой благожелательности или неблагожелательности.

Методика Терстоуна состоит из 6 этапов.

Первый этап.Составляется первичный набор суждений, выра­жающих различное отношение к объекту исследуемой установки. Со­бранные высказывания подвергаются первичному отбору. Требова­ния к составлению суждений:

- суждение должно выражать отношение к объекту установки, су­
ществующие на момент опроса, а не имевшее место в прошлом. Не­
допустимы, например, суждения типа: «Если бы это было год назад...»;

- суждения должны быть краткими;

- суждение должно выражать одну, а не несколько идей. Следует
избегать двусмысленных суждений типа: «Я верю в идеалы церкви,
но я устал от проповедей». Здесь представлены два разных суждения;

- суждения должны быть сформулированы так, чтобы они могли
быть приняты или отвергнуты людьми в зависимости от их отноше­
ния к предложенному для рассмотрения событию или явлению;

- с одним и тем же утверждением не должны соглашаться рес­
понденты, имеющие противоположные установки на объект;

- суждения не должны быть специфичными, в них не должны упо­
минаться какие-либо частные моменты, например: «Я хожу в церковь,
потому что люблю хорошую музыку»;

- суждения не должны быть проективными и условными;

- суждения не должны содержать туманных и малопонятных слов;

- исключаются суждения, содержащие слова «все», «всегда», «ник­
то», «никогда», так как этим словам люди обычно придают различ­
ный смысл, что затрудняет интерпретацию.

Второй этап.Подбираются эксперты. (У Терстоуна их было при­мерно 150 человек.) Экспертами могут быть случайно отобранные представители потенциальной аудитории опроса.

Третий этап.Приводится экспертная оценка суждений. Кар­точки с суждениями перемешиваются вслучайном порядке. Экс­перту предлагается разложить суждения по 11 градациям будущей шкалы соответственно степени выраженного вэтих суждениях бла­гожелательного или неблагожелательного отношения к объекту установки.

Градации обозначаются латинскими буквами от «А» до «К». Гра­дация «А» обозначает максимально благожелательное отношение к объекту установки, градация «F» - нейтральное, градация «К» - мак­симально негативное. Экспертов не просят высказать их собственное мнение об объекте установки, они должны только рассортировать высказывания. Их также предупреждают, что не надо стараться рас­пределить суждения по всем группам поровну, но только в зависимо­сти от их смысла.

Организационная социальная психология

Приложение 8 к главе X



В инструкции для экспертов специально оговаривается, что ин­тервалы предпочтения между градациями примерно равны. Поэтому шкала и называется шкалой «кажущихся равными интервалов».

Четвертый этап. Проводится процедура обработки данных. Для описания этой процедуры необходимо ввести некоторые обозначе­ния. Представим нашу шкалу в виде отрезка числовой прямой от 0,5 до 11,5. Разобьем этот отрезок на 11 единичных интервалов так, что­бы каждое целое число от 1 до И оказалось в середине своего интер­вала. Будем считать, что градации «А» соответствует интервал [0,5; 1,5] и т. д. до градации «К», которой будет соответствовать интервал [10,5; 11,5].

Пусть в составлении шкалы участвовало п экспертов, каждый из которых разложил т суждений по 11 градациям. Каждому суждению Si (i изменяется от 1 до т) будет соответствовать п судейских оценок. Оценки будут иметь некоторое эмпирическое распределение на на­шем отрезке числовой прямой в соответствии с тем, к какой из града­ций отнес суждение Si каждый из экспертов. Будем считать, что оцен­ки суждения Si, которое несколько экспертов отнесли к одной и той же градации, равномерно распределены внутри интервала, соответ­ствующего этой градации.

Для каждого суждения Si необходимо вычислить:

1. Mi- «цену» каждого суждения на шкале в 11 интервалов.

2. Qi - степень согласованности экспертных решений.

Шкальное значение (балл) каждого из суждений определяется рас­пределением оценок экспертов, поэтому вначале для Si подсчитыва-ется частота попадания экспертных оценок в каждый из 11 интерва­лов, то есть количество экспертов, которые отнесли данное суждение к каждой из градаций. Получим эмпирическое распределение частот попадания экспертных оценок в каждый из интервалов. Теперь, сум­мируя для каждого интервала частоты попадания экспертных оценок в этот интервал и во все предыдущие, перейдем к распределению на­копленных частот. Для каждого суждения по распределению накоп­ленных частот вычислим три квартиля. Медиана Mi или второй квар­тиль это такое значение на нашей числовой оси, относительно кото­рого одна половина экспертов отнесла суждение Si к градациям, ко­торые расположены справа от Mi, а вторая - к градациям, располо­женным слева. Первый квартиль Q\i это значение на числовой оси,

левее которого расположили суждение Si 25% судей. Третий квартиль Q3i равен такому значению на числовой оси, левее которого лежит 75% экспертных оценок.

Медиана Mi и является «ценой» суждения Si.

Формула для вычисления медианы (для шкалы равных единич­ных интервалов):

Пусть Li - фактическая нижняя граница интервала, в который по­падает медиана;

Pi - частота, накопленная к интервалу медианы;

pi - частота в интервале медианы.

(1)

Тогда Mi-

Pi

Квартили вычисляются по аналогичной формуле, только для первого

1 3

квартиля п умножается на -, а для третьего - на - •

Полумежквартильный размах Qi вычисляется по формуле:

&ж=ш (2)

и показывает разброс экспертных оценок для данного суждения.

В результате произведенных вычислений каждое суждение Si будет ха­рактеризоваться двумя числовыми мерами: «ценой» М и разбросом экспер­тных оценок Qi. По этим мерам следует отобрать из всех, предложенных экспертами суждений, наиболее подходящие для проведения исследования.

Процедуру вычисления квартилей можно проиллюстрировать графичес­ки. Для этого необходимо вычислить проценты накопленных частот сужде­ния Si, Затем нужно построить прямоугольную систему координат, в кото­рой по оси абсцисс откладываются 11 интервалов шкалы, а по оси ординат -проценты накопленных частот. Кривая накопленных процентов - кумулята, пройдет через 11 точек, для каждой из которых координатой по оси абсцисс будет верхняя граница соответствующего интервала, а по оси ординат - ко­личество процентов накопленных частот для данной градации шкалы. Зна­чение медианы можно получить, опустив перпендикуляр на ось абсцисс из точки пересечения кумуляты и прямой, проходящей параллельно оси абс­цисс через 50-й процент на оси ординат. Если провести прямые параллельно оси абсцисс через 25-й и 75-й проценты на оси ординат, то, опустив перпен­дикуляры из точек пересечения этих прямых с кумулятой на ось абсцисс, получим значения соответственно первого и третьего квартилей.

Организационная социальная психология

Приложение 8 к главе X



Рассмотрим распределение 200 экспертных оценок некоторого сужде­ния S.

Интервал Частота. Накопленная Кумулятивный
    частота процент
0,5-1,5
1,5-2,5
2,5-3,5
3,5-4,5
4,5-5,5
5,5-6,5
6,5-7,5
7,5-8,5
8,5-9,5
9,5-10,5
10,5-11,5

Медиана («цена») этого суждения М = 6,5 + (100 - 84)/68 = 6,72 Первый квартиль Q\ = 5,5 + (50 - 18)/66 = 5,98 Третий кв'артиль Q3 = 6,5 + (150 - 84)/68 = 7,47 Полумежквартильный размах О - 7,47 - 5,98= 1,49


1,5 2,5 3,5 4,5 5.5 6,5 7,5 8,5 9,5 10,5 11,5

Кумулята суждения S

зывается слишком велик, исключаются из шкалы Терстоуна. Предполагает­ся, что высказывание, получившее очень различающиеся оценки, восприни­мается слишком неоднозначно. Терстоун таким способом исключил 90 суж­дений из 130 предъявленных «экспертам». В результирующей шкале остав­ляют одно-два высказывания для каждого деления шкалы, чтобы все группы от «А» до «К» оказались в равной степени представлены.

Шестой этап.Оставшиеся суждения шкалы заносятся на карточки и тасуются в беспорядке. «Цена» суждения на карточках не указана, она со­держится только в инструкции по обработке данных. Полный набор итого­вых суждений предлагается каждому респонденту. Индивидуальным баллом каждого субъекта, выражающим меру «благожелательности» его установки можно считать медиану упорядоченного набора шкальных баллов М всех суждений, с которыми он согласился.

Затем респонденты могут быть ранжированы и разбиты на группы по степени положительного отношения к объекту установки.

Получившуюся шкалу Терстоуна можно считать достаточно надежной, если все утверждения, с которыми соглашается конкретный респондент, ком­пактно расположены в одной области шкалы.

Основной недостаток шкалы Терстоуна - это громоздкость процедуры построения. При этом она дает возможность довольно точно измерить отно­шение людей к тем или иным событиям и явлениям социальной жизни, исхо­дя из конкретной ситуации. Методика составления шкалы позволяет исполь­зовать при составлении опросника представления и терминологию потенци­альной аудитории опроса. Это выгодно отличает шкалу Терстоуна от других психологических и социологических методик, которые часто не успевают за стремительными изменениями, происходящими в жизни и языке.

Королева О. Е. проделала опыт составления шкалы Терстоуна для изме­рения установки лояльного отношения к организации. Был подобран перво­начальный список суждений. Затем, согласно процедуре, предложенной Тер-стоуном, был составлен окончательный список суждений, определяющих лояльное отношение служащих к организации.

Наши рекомендации