Социально-психологические факторы обеспечения успешного

внедрения нововведений............................................................................. 145

§ 3. Психологический барьер по отношению к нововведениям.............. 149

Рекомендуемая литература.................................................... ;........................ 154

Глава VII. Причины возникновения и способы разрешения

конфликтов........................................................................................................ 155

§ 1. Социально-психологическое содержание понятия «конфликт». Классифика­
ции конфликтов........................................................................................... 156

§ 2. Социально-психологическое содержание конфликтов, различающихся по

объему взаимодействия.............................................................................. 163

Межгрупповой конфликт..................................................................... 164

Внутригрупповой конфликт................................................................. 166

Межличностный конфликт................................................................... 168

§ 3. Основные стадии конфликта. Управление конфликтом.................. 170

Рекомендуемая литература.............................................................................. 177

Глава VIII. Подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала. Психологи­
ческие особенности личности руководителя .................................................. 178

§ 1. Основные функции и алгоритм оценки персонала организации..... 179

Комплексная социально-психологическая методика оценки

инженерных кадров............................................................ :..................... 184

§ 3. Рекомендации по проведению и использованию результатов процедур ..191
Рекомендуемая литература.............................................................................. 194

Глава IX. Психологические аспекты индивидуальной карьеры.................. 195

§ 1. Социально-психологическое содержание понятия «карьера»......... 195

§ 2. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры...................... 203

§ 3. Методика оценки карьерных ориентации Э. Шейна......................... 207

Рекомендуемая литература.............................................................................. 212

Глава X. Социально-психологические факторы формирования отношения

к труду................................................................................................................ 213

§ 1. Потребности трудовой деятельности................................................. 215

§ 2. Мотивация трудовой деятельности.................................................... 219

§ 3. Стимулирование трудовой деятельности.......................................... 222

Рекомендуемая литература.............................................................................. 226

Приложение 1. Тест «Пульсар»................................................................. 227

Приложение 2. Тесты «Психологическая готовность к риску»....... ».... 233

Приложение 3. Тест измерения агрессии................................................... 240

Приложение 4. Тесты «Умозаключение» и «Словарь» из батареи Дж. Фланага-

на по оценке общих и специальных технических способностей............. 244

Приложение 5. Тест «Якоря карьеры»...................................................... 268

Приложение 6. Тест «Мотивация аффилиации»...................................... 273

Приложение 7. Тест «Мотивация достижений»........................................ 277

Приложение 8. Процедуры измерения установок личности................... 283

ПРЕДИСЛОВИЕ

Коренные экономические и политические изменения, происходя­щие в российском обществе, предъявляют к специалистам в области психологии новые требования. Перед психологами возникает необхо­димость углубления знаний о психических особенностях людей, заня­тых как в сфере индустрии, так и в организациях различного типа. В настоящее время главная задача практических психологов состоит в разработке новых концептуальных подходов и поиске путей обеспече­ния работоспособности и психического здоровья людей в условиях длительного экономического кризиса и политической нестабильности.

Социально-психологические исследования в области промышлен­ности имеют глубокую историю. В Европе в конце XIX века подобную работу проводил известный немецкий социолог Макс Вебер. В США в начале XX века сложилась чикагская школа социологии и социальной психологии, которая в 1930-е годы достигла расцвета бла­годаря знаменитым Хоторнским экспериментам Элтона Мейо. В Рос­сии интерес к социально-психологическому обеспечению промышлен­ного производства пробудился гораздо позже. В 1967 году вышла из печати монография «Человек и его работа» под редакцией А. Г. Здра-вомыслова, В. П. Рожина, В. А. Ядова. В ней впервые были представ­лены результаты конкретного социологического и социально-психо­логического исследования отношения к труду молодых рабочих Ле­нинграда. Эта книга дала толчок дальнейшим многочисленным ис­следованиям в области производства. Работу в данном направлении продолжила кафедра социальной психологии Ленинградского, а ныне Санкт-Петербургского государственного университета. Психологи провели серию социально-психологических исследований на отече­ственных предприятиях и в организациях по проблемам управления,




аттестации кадров, социально-психологического климата, мотивации труда. Итоги их работы были обобщены в вышедшей в 1982 году кни­ге «Промышленная социальная психология» под редакцией Е. С. Кузь­мина и А. Л. Свенцицкого.

Настоящее учебное пособие посвящено рассмотрению ряда со­циально-психологических явлений, возникающих в результате обще­ния людей в процессе их совместной деятельности в организациях различного типа, что существенно расширяет перечень обсуждаемых в учебнике вопросов. Его цель состоит в том, чтобы ознакомить чита­телей с современными проблемами организационной психологии, сформировать умения и навыки практической работы психолога в фирмах и организациях.

Четкое определение предмета и основных понятий организа­ционной социальной психологии, места и роли практического пси­холога позволило авторам рассмотреть актуальные проблемы про­фессиональной работы психолога. При изучении зарубежной орга­низационной психологии сформулированы главные концептуаль­ные подходы и принципы, разработанные американскими и японскими психологами и применяемые ими в социально-психо­логических исследованиях. Особое внимание уделено изучению организации, ее структуры, функций, показателей эффективности деятельности. Наиболее детально анализируются динамика малой группы, групповые процессы и состояния, возникающие в ходе сов­местной деятельности людей, механизмы функционирования и уровни развития группы.

В учебном пособии описаны сущность, специфика и методы изу­чения социально-психологического климата в организациях, рассмот­рены различные определения конфликтов, их классификации и при­чины возникновения, способы управления людьми в конфликтных ситуациях. Уделено внимание проблеме психологического обеспече­ния внедрения инноваций, обусловленной актуальной потребностью организаций в структурной и финансовой перестройке и предъявля­ющей к работе психолога особые требования. Разработанная и апро­бированная система психологической оценки персонала позволяет практическим психологам грамотно ее применять. Новой для орга­низационной социальной психологии является проблема психологи­ческого обеспечения индивидуальной карьеры человека. Рассмотре­ны ее этапы, классификация карьерных ориентации, субъективное понимание успешности или неуспешности карьеры. Системное изу-

чение потребностей человека и мотивов его трудовой деятельности позволило сформулировать перечень мероприятий, необходимых для эффективного стимулирования труда.

Особое внимание уделяется методическому обеспечению конк­ретных социально-психологических исследований. В приложениях представлены новые методики: тест «Пульсар», измеряющий уровень развития группы, и тест «Якоря карьеры», измеряющий направлен­ность личности на самореализацию и достижения в определенном виде деятельности, тесты «Умозаключение» и «Словарь» для оценки общих и специальных технических способностей, тесты «Психоло­гическая готовность к риску», тесты по измерению агрессии, тесты «Мотивация аффилиации» и «Мотивация достижений», процедуры измерения установок личности.

Учебное пособие написано на основе двух курсов - «Социальная психология в организации» и «Социология и социальная психология труда», читаемых авторами для студентов факультета психологии СПбГУ. На лекционных и практических занятиях студенты изучают теорию и методы организационной социальной психологии, обуча­ются способам формирования благоприятного социально-психологи­ческого климата, определению причин и разрешению конфликтных ситуаций, овладевают навыками конструктивного общения в процес­се ведения деловых переговоров и практической подготовки людей к работе в условиях различного рода нововведений.

Мы надеемся, что учебное пособие будет полезно не только сту­дентам факультетов психологии, социологии, менеджмента, но и ру­ководителям современных фирм, предпринимателям, профсоюзным работникам.

Данная книга написана на основе изданного нами в 1997 году учеб­ного пособия «Индустриальная социальная психология» и является переработанным и дополненным ее вариантом.

ГЛАВА I

Наши рекомендации