Цели и принципы консультативно-коррекционной работы
Консультативно-коррекционная работа – неизбежный элемент деятельности практического психолога. Она может быть успешной и плодотворной при наличии точных представлений как у клиента, так и у терапевта о целях и сущности проводимой работы.
В отличие от классической ситуации клиент – терапевт, многократно описанной в литературе, в ситуацию реального взаимодействия обычно включается некое третье лицо – заказчик. Это родитель, педагог, завуч, лечащий врач, а иногда и представитель правоохранительных органов. Каждый из них выдвигает свои требования к ребенку и психологу: «Сделайте, чтобы он...» Для психолога в этой ситуации важно сохранить собственные цели, представления о результатах и методах своего труда.
Первый шаг – определиться, какая работа предстоит:
• консультативная,
• коррекционная,
• психотерапевтическая.
Консультативная работа психолога направлена на то, чтобы с помощью специально организованного процесса общения актуализировать у клиента дополнительные психологические ресурсы и способности, которые могут обеспечить ему отыскание выхода из трудной жизненной ситуации. Внимание при этом типе оказания помощи уделяется не столько имеющимся проблемам и нарушениям, сколько ресурсам личности клиента, его возможностям.
Психологическая коррекция – метод комплексного психологического воздействия на цели, мотивы и структуру поведения клиента, а также развитие его некоторых психических функций: памяти, внимания, мышления. Основной задачей является обучение и тренинг, освоение новых навыков поведения, общения, запоминания и т.д.
Психотерапия – это комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения и самосознание человека при психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Методы клинической психотерапии – гипноз, внушение и самовнушение, рациональная терапия и др. Эти методы направлены на смягчение или ликвидацию болезненной симптоматики.
Психологу, работающему в системе народного образования, консультативных службах, больницах, часто приходится проводить психокоррекционную работу. Трудно вычленить общие принципы данного вида деятельности, так как в зависимости от опыта психолога, места и условий труда, контингента применяются различные методы и методики психологической коррекции. В этом учебном пособии мы попытаемся уделить внимание наиболее «экологичным» (т. е. таким, которые не могут привести к негативным последствиям), а также тем, которые чаще применяются в работе с детьми и подростками.
Можно выделить такие основные виды, как индивидуальная и групповая психологическая коррекция, психотренинг, консультативная работа с семьей. Стиль и принципы психокоррекционной работы несколько отличаются от задач и способа проведения патопсихологического обследования. Если в ходе обследования ставится задача выявления имеющихся нарушений психической деятельности, личностных особенностей, решение экспертных вопросов, то в процессе психокоррекции, психотерапии и консультирования целью является достижение компенсации имеющихся нарушений, развитие личности и улучшение функционирования психических процессов, помощь в решении внутри-личностных конфликтов. Один из ведущих специалистов по игровой терапии Г.Л.Лэндрет сформулировал следующие принципы отношений психолога с детьми в ходе коррекционной работы.
Я не всезнайка | Поэтому я и не буду пытаться быть им |
Я хочу, чтобы меня любили | Поэтому я буду открыт любящим детям |
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства | Поэтому я позволю детям учить меня |
Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилии | Поэтому я объединяю свои усилия с усилиями ребенка |
И ногда мне нужно убежище | Поэтому я дам убежище людям |
Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле | Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его |
Я делаю ошибки. | Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка |
Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы | Поэтому мне понадобится много работать над тем, чтобы защитить от себя детей |
Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы v ребенка исчезли | Поэтому я буду стараться смягчать удар |
Я чувствую страх, когда я беззащитен. | Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью |
Одним из важнейших принципов коррекционной работы является конфиденциальность: все, что рассказывает ребенок психологу в ходе беседы, не может быть сообщено педаюгам и даже родителям ребенка. Исключением из этого правила могут быть только те крайне редкие случаи, когда информация имеет угрожающий характер для жизни и здоровья окружающих, например, подросток сообщает о готовящемся убийстве и т. п. Если информация касается здоровья самого обследуемого подростка (беременность, венерическое заболевание, наркопотребление, стремление к самоубийству), необходимо вместе с подростком прийти на консультацию к врачу соответствующего профиля и (по возможности) убедить его рассказать о случившемся родителям.
В зависимости от возраста клиента, желательно заключение с ним договора о цели коррекционной работы и методах проверки ее достижения. Важным моментом является установление определенного доверительно-делового стиля общения с ребенком, отличающегося от системы отношений учитель–ученик, ребенок–родитель, испытуемый–психолог равенством партнеров, большей свободой творческого самовыражения. Этому может способствовать и ряд чисто технических моментов оборудования кабинета, рабочая поза, время работы и т. д.
Если психокоррекционная работа не является частью психодиагностического обследования, то следует достаточно интенсивно различать (для себя и клиента) ситуации диагностики и коррекции. Это помогает изменить стиль общения и поведения в ходе работы. Диагностическое обследование проводится за рабочим столом психолога; «рабочее место» обследуемого должно быть расположено так, чтобы ему было удобно рассматривать стимульный материал предлагаемой методики, читать, писать, рисовать. Для коррек-ционной работы желательно размещение ребенка в мягком кресле так, чтобы психологу была хорошо видна вся фигура клиента. Для детей младшего возраста нормой может быть расположение клиента и психолога сидя на полу.
В зависимости от вида коррекционной работы может потребоваться специальное оборудование кабинета: магнитофон, видеомагнитофон с видеокамерой, специальные игрушки и пособия, мягкое покрытие пола и т. п. Более подробно об этом будет сказано при описании конкретных методов.
Продолжительность одного сеанса психокоррекционной работы обычно длится около 1 часа, но в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей, сложности проблемы может варьироваться в достаточно широких пределах. Необходимо, чтобы каждый сеанс был позитивно завершен: клиент справился с проблемой или какой-то ее частью, научился чему-то новому и т. п. Нельзя прекращать сеанс, если ребенок чувствует себя огорченным, растерянным, испытывает приступ гнева или горя, особенно если работа ведется не в стационаре, а в режиме амбулаторных визитов.